ГБОУ СОШ №1148 с этнокультурным русским компонентом образования имени Ф.М. Достоевского проводит мероприятия в рамках Международных Рождественских образовательных Чтений уже 15 лет. Тема Чтений, побудившая задуматься о своих корнях и судьбоносном для Руси выборе веры Князем Владимиром, имела для нас особое значение и в связи с тем, что школа была открыта в 1988г., в год празднования 1000-летия Крещения Руси.
22 января был проведен круглый стол: «Вопросы духовно-нравственного воспитания и православного образования в современной образовательной организации».
В работе круглого стола приняли участие педагоги, воспитатели, методисты, руководители отделов образования и образовательных учреждений, священнослужители.
Гостями школы стали представители педагогической общественности различных регионов РФ и ближнего зарубежья:
- — Беларуси, республик Алтай, Марий Эл, Хакасия, Карелия; Краснодарского, Приморского и Красноярского и Ставропольского края; Московской , Ярославской, Свердловской, Астраханской областей; городов Москвы, Комсомольска-на-Амуре, Артема, Владивостока, Хабаровска, Йошкар-Олы, Углича, Нижнего Тагила, Перми, Ростова-на-Дону, Нижнего Новгорода, Великих Лук, Калининграда, Витебска, Барнаула, Челябинска.
Общее количество участников – 103 человека. Среди них – священнослужители, руководители образовательных учреждений, руководители, заместители и специалисты управлений образования, представители образовательных учреждений: педагоги и воспитатели, методисты, специалисты религиозного образования
Ведущие круглого стола: Среда Марина Евгеньевна – методист городского методического центра; священник Михаил Сергеев – настоятель Храма святых Жен-Мироносиц в Марьино; Косарихина Елена Игоревна – директор школы №1148, Заслуженный учитель Российской Федерации.
В своих выступлениях ведущие отмечали, что современная школа – явление многоплановое, сложное, зависящее от многих факторов социальной среды и, в свою очередь, оказывающее влияние на состояние и развитие этой среды, в которой обеспечение преемственности педагогической деятельности играет огромную роль.
Выступающими педагогами и всеми присутствующими на круглом столе обсуждались идеи по проблемам возрождения традиций духовно-нравственного воспитания в современном образовательном комплексе, опыт работы по православному образованию.
Большой интерес вызвали выступления:
учителя Основ православной культуры ГБОУ гимназии № 491 ЮВАО г. Москвы, старшего регента Николо-Перервинской обители Рынковой Натальи Петровны по теме «Обеспечение качества преподавания модуля ОПК в начальной школе – содержательное наполнение пространства урока»;
учителя основ православной культуры ГБОУСОШ№1208 ЮВАО г. Москвы Полищук Григория Игоревича по теме «Из опыта работы по модулю ОПК курса ОРКСЭ»;
учителя русского языка ГБОУ Школа № 2063 г. Москвы Дуплищевой Людмилы Валиахметовны по теме «Комплексная организация проектной деятельности по воспитанию духовно-нравственной культуры учащихся на основе создания маршрутов духовного краеведения Московского края»;
старшего методиста начального общего образования, Отличника народного просвещения, ГБОУ СОШ №1148 г. Москвы Яценко Светланы Леонидовны по теме « Пути постижения духовно-исторических ценностей православной культуры в образовательном пространстве современной школы»;
учителя начальных классов высшей категории ГБОУ СОШ №1148 г. Москвы Курбатовой Натальи Валерьевны по теме «Из опыта работы учителей начальной школы по модулю ОПК курса ОРКСЭ»;
начальника районного управления образования Нижнего Новгорода Дейч Елены Ефимовны по теме «Преемственность в деле обучения и воспитания семьи и православного образования в школе, ориентированного на достижение определённого идеала»;
специалиста Министерства образования республики Карелия Васильевой Натальи Владимировны по теме «Обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина – ключевая задача современной государственной политики».
Основное содержание диалога было посвящено поиску практических путей возрождения духовных ценностей и традиций российского народа, сохранения его истории и культуры, обеспечению преемственности в вопросах образования и возрождению семейных ценностей; проблемам преподавания модуля «Основы православной культуры» в курсе ОРКСЭ, введенного в программу 4-го класса начального общего образования в соответствии приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 января 2012 года № 69; педагогическому опыту преподавания по программе «От Истоков к Основам»; вопросам создания целостной системы, где обучение и воспитание, сливаясь путем интеграции основного и дополнительного образования, преемственности в вопросах методики и дидактики, дают возможность формировать нравственные ценности подрастающего поколения в современных условиях.
Участники Круглого стола отмечали, что содержание духовно-нравственного воспитания личности определяется в соответствии с базовыми национальными ценностями и приобретает определённый характер и направление в зависимости от того, какие ценности общество разделяет, как организована их передача от поколения к поколению.
Участникам круглого стола была предоставлена возможность пообщаться друг с другом в неформальной обстановке, обменяться ценными крупицами накопленного опыта в вопросах преподавания модуля «Основы православной культуры» (курса ОРКСЭ), применения разнообразных технологий и приемов образовательной деятельности, обеспечивающей эффективное духовно-нравственное воспитание личности гражданина России.
Участники круглого стола единодушно отметили:
1) школа призвана в первую очередь воспитывать в ребенке носителя духовных и культурных ценностей своего народа, глубоко знающего и трепетно относящегося к ее истории и православной культуре. Наши дети – наследники богатейшей культуры, фундамента русской цивилизации, насчитывающей более тысячи лет, изучение православной традиции в условиях дополнительного образования позволит им почувствовать связь между поколениями, увидеть красоту и неповторимость отечественной культуры, понять ее уникальность;
2) очень важно воспитывать в детях доброту, щедрость души, уверенность в себе, умение ценить окружающий мир. Качественное образование – это, прежде всего, личностное становление человека, обретение им себя, своего образа, неповторимой индивидуальности, духовности, творческого начала. Качественно образовать человека — значит помочь ему жить в мире и согласии с людьми, Богом, природой, культурой, цивилизацией;
3) представленная практика образовательных учреждений, связанная с интеграцией всех видов педагогической деятельности ведет к лучшему пониманию наших предков, какими они были, какие их качества остались в веках, что передано нам, как законным и единственным наследникам и что стоит передавать потомкам дальше.
С большой благодарностью участниками были приняты в подарок методические сборники с опытом работы ГБОУ СОШ № 1148 по вопросам духовно-нравственного воспитания.
По итогам круглого стола участниками были выдвинуты следующие предложения:
- Рассмотреть вопрос о расширении преподавания Основ православной культуры за рамки 4-х классов в связи с повышенным интересом учащихся и запросам родителей.
- Отметить положительный опыт дошкольных учреждений, начальной школы по приобщению учащихся и воспитанников к истокам русской культуры, основанной на православной вере. Шире транслировать опыт через СМИ.
- Свидетельствовать о значении положительных результатов выбора нового цивилизационного пути святым Князем Владимиром в становлении государственности на Руси и формировании духовно-нравственного состояния в обществе.
- Отметить положительный опыт проведения курсов повышения квалификации педагогов, ведущих курс ОПК, организованный совместно МИОО и Николо-Перервинским монастырем.
- Отметить положительный опыт священнослужителей в организации и проведении экскурсий в Николо-Перервенский монастырь.