По благословению архиепископа Анадырского и Чукотского Матфея с 19 по 21 декабря в Анадыре проводились встречи между педагогами и детьми образовательных учреждений, а также с сотрудниками УВД и приглашёнными гостями города.
Встречи провели: Екимов Николай, практикующий психолог, социальный педагог (института психологии семьи и ребёнка им. Рауля Валенберга, 2006), руководитель ресурсного центра благотворительного фонда «Диакония», психолог реабилитационного направления (работа с зависимыми); Балабанова Ольга, педагог, психолог — тренер, организатор множества некоммерческих организаций таких, как «Осознание», «Феникс», «Спасение», «Трезвение» и «Сияние», по работе с алко- и наркозависимыми и созависимыми людьми, а также с родителями и детьми, родившимися с синдромом Дауна.
Визит специалистов связан с ознакомлением педагогов, социальных работников и психологов с программой «Первичной профилактики рискованного поведения для детей старшего подросткового возраста «Ладья»». Эта программа была разработана в 2009 году под руководством Отдела внешних церковных связей Московской Патриархии, группой таких специалистов: психологов, педагогов, врачей, работающих в области нарко- и алкозависимости.
Концептуальная модель программы основана на непреложном факте триединого устройства человека – иерархической взаимосвязи духа, души и тела. Поэтому её цель — это первичная профилактика рискованного поведения подростков в возрасте 13-17 лет посредством формирования системы духовно-нравственных ориентиров.
По словам Ольги Балабановой, программа успешно справляется со своими задачами, через:
- развитие у подростков навыков коммуникации, рефлексии, творческого самовыражения;
- создание условий для формирования навыков осознания себя как уникальной и полноправной личности, со своими взглядами, убеждениями, ценностями;
- создание условий для формирования навыков принятия другого человека как такую же уникальную личность, то есть умения устанавливать контакт и строить отношения на основе взаимопонимания, сотрудничества и поддержки;
- создание условий для формирования навыков принятия ответственности за свои действия, отношения и свою жизнь, развитие самостоятельности;
- создание условий для формирования навыков самопомощи и взаимопомощи в ситуациях, потенциально опасных с точки зрения реализации стратегий рискованного поведения.
Система тренингов по четырем направлениям: «Я и моя семья», «Я — Семья — Род», «Здоровье — болезнь», «Осознание цели и смысла жизни», дают возможность углубиться в изучение тем, важных для каждого человека. Также система помогает найти определение таким понятиям, как семья, дружба, любовь, свобода, жизнь, добро, терпимость, выбор, здоровье, счастье в нашем современном мире с точки зрения духовно-нравственных ориентиров. Всё это позволяет подросткам выстроить шкалу духовных ценностей и смоделировать свой жизненный путь.
В результате целого ряда встреч в образовательных учреждениях города сложилось единое мнение участников, что сегодня существует острая потребность в освоении и внедрении подобных программ в образовательно-воспитательный процесс подрастающего поколения. Подобные знакомства непременно должны иметь своё логическое продолжение в качестве обучающих тренингов для специалистов в таких областях, как социальное служение, образование и т.п.
«Надо отметить высокий уровень профессионализма тренеров и оригинальные психологические методики, используемые в ходе работы с детьми», — отмечает Сенченко Наталья, педагог-психолог Чукотского многопрофильного колледжа.
Знакомство с тренерами и приёмами их работы нашли большой отклик и среди воспитанников детского дома, учащихся колледжа, лицея, где Ольга Балабанова и Николай Екимов провели вводные занятия на темы: «Счастье» и «Карта нашего пути».