Работу секции «Дистанционное обучение в духовном образовании: достижения, проблемы, перспективы» возглавили ректор Коломенской духовной семинарии епископ Зарайский Константин и Первый заместитель Председателя Учебного комитета протоиерей Максим Козлов.
Открывая заседание, протоиерей Максим Козлов выступил с приветственным словом. Он рассказал об основных аспектах работы комитета по созданию системы дистанционного обучения, о вопросах и проблемах, которые могут возникать в связи с её развитием. Священник особенно отметил то внимание, с которым к работе Учебного комитета и, в частности, направления дистанционного обучения относится Высший Церковный совет и лично Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.
Руководитель проекта Дистанционного образования Учебного комитета священник Александр Стародубцев представил сообщение «Использование системы дистанционного образования для решения различных задач Церкви». Он рассказал о работе портала дистанционного образования uchkomportal.ru, который появился в 2012 году при поддержка ОАО «Ростелеком». Коротко напомнив историю его развития, священник сообщил, что на данный момент к этой системе дистанционного обучения подключены все 37 семинарий Русской Православной Церкви и часть училищ.
«Студенты и преподаватели, которые зарегистрированы на портале и которым доступны трансляции, могут получить для себя весьма многое», — отметил отец Александр и рассказал о возможностях системы. Он отметил, что на сегодняшний день в Русской Православной Церкви существуют несколько проектов дистанционного обучения, например, в Санкт-Петербургской духовной академии. В Сретенской семинарии создают электронные курсы для единой будущей системы СДО, и сейчас опробуют их у себя. Может быть, имеет смысл объединить усилия и опыт с тем, чтобы создать единую систему дистанционного образования или, по крайней мере, сделать сотрудничество между уже существующими системами более активным и регулярным.
Комментируя сообщение выступавшего, протоиерей Максим Козлов напомнил, что система дистанционного образования позволяет не только транслировать лекции, но и даёт возможности обратной связи, когда, например, сотрудники Учебного комитета могут смотреть онлайн, как проходят в семинариях выпускные экзамены и защиты квалификационных работ.
«Изначально не ставилась задача создания системы обратной связи. Но потом она развилась и приносит свои результаты», — сказал отец Максим. В частности, студенты и преподаватели стали более ответственно подходить к подготовке к экзаменам, в отдельных духовных учебных заведениях сам процесс защит стал проходить более кратко и интенсивно.
На сегодняшний момент трансляции лекций доступны только для семинарий и священников, преподавателей или сотрудников синодальных или епархиальных структур, которые имеют непосредственное отношение к процессу образования.
Заведующий кафедрой вероучительных дисциплин Российского Православного университета священник Стефан Домусчи выступил с докладом «Сайт электронных учебников при учебном комитете: специфика проекта, проблемы и перспективы». Он рассказал об истории создания портала и о том, как устроена его работа в настоящее время. В частности, священник отметил, что на данный момент на портале зарегистрировано около 1240 пользователей (все «боты» удалены), при этом материалами портала активно и регулярно пользуется около 10% из них. Основная масса пользователей — в основном студенты-заочники Московской духовной академии. Портал представляет собой своего рода электронный аналог пропедевтических курсов, которые читаются в Московской академии, и даёт пользователям возможность ознакомиться с текстами составленных молодыми преподавателями или аспирантами курсов лекций, а также проверить свои знания, пройдя составленные к ним тесты.
Отвечая на вопросы участников работы секции, отец Стефан отметил, что преподаватели, которые желают составить и разместить на портале свой собственный курс лекций с тестовыми заданиями к ним, могут связаться с администрацией сайта и опубликовать на портале свои материалы.
Портал подчинён Учебному комитету Русской Православной Церкви.
Татьяна Меланина представила сообщение «Опыт повышения квалификации преподавателей духовных школ в области использования дистанционных образовательных технологий». Она рассказала о проекте повышения квалификации педагогов, который начался весной 2013 года по благословению и просьбе Председателя Ученого комитета архиепископа Верейского Евгения. Курс проводится регулярно, новый набор осуществляется каждые полгода. Задача — научить преподавателей использовать в учебном процессе современные технологии дистанционного образования, а в процессе обучения попробовать, как они работают на практике. Само обучение состоит из нескольких этапов и проводится на базе системы дистанционного обучения, которая действует в Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете. Он позволяет освоить новые виды знания, изучить новые технологии, оценить возможности их применения, достоинства и недостатки изнутри системы.
Традиционно, отметила Меланина, особой популярностью пользуется раздел курса, в котором разбираются реальные случаи из преподавательской практики, так называемые «кейсы», в основном, конфликтные ситуации. После прохождения курса слушатели представляют итоговую работу — готовят и проводят собственное занятие, в роли слушателей выступают их коллеги. В конце слушатели пишут отзывы.
Проректор по учебной работе ПСТГУ протоиерей Геннадий Егоров сделал сообщение на тему «Перспективы развития дистанционного обучения в духовных школах». Священник рассказал о возможностях, которые предоставляет система духовного образования, например, в случае особо специальной темы дипломной работы преподаватель из другой семинарии может дистанционно осуществлять научное руководство, будучи специалистом по данной теме. Также в перспективе возможно развитие сетевого взаимодействия между семинариями, существующих в сети объединений специалистов, которые занимаются одними и теми же темами или областями тем, например, библеистикой. Возможно, система дистанционного обучения и проведение вебинаров могут быть полезны в рамках повышения квалификации духовенства, также возможно проведение онлайн тестирования, организация онлайн общения между священниками или правящего архиерея с духовенством.
Существенный пункт — создание методического совета или центра, который бы обобщал получаемый опыт.
После перерыва в рамках работы круглого стола участники обсудили наиболее актуальные вопросы развития системы дистанционного обучения, поделились своим опытом, высказали предложения и пожелания, задали интересующие вопросы. В начале обсуждения епископ Зарайский Константин отметил, что система дистанционного обучения находится в процессе становления и очень важно не сбить, не нарушить этот процесс, но дать ему развиться как можно более полноценно.
По итогам работы составлен список предложений, в соответствии с которыми можно улучшить работу системы дистанционного обучения в духовных учебных заведениях Русской Православной Церкви. Это не официальный документ, однако высказанные на секции замечания, касающиеся как содержательной, так и технической части работы системы, могут быть интересны и полезны всем, кто имеет непосредственное отношение к образовательному процессу.
Секция прошла 23 января 2014 года в рамках работы направления «Духовное образование в Русской Православной Церкви» ΧΧΙΙΙ Международных образовательных Рождественских чтений в конференц-зале Учебного комитета в Андреевском монастыре.
В работе секции приняли участие представители духовных семинарий и иных учебных заведений Русской Православной Церкви, сотрудники и специалисты Учебного комитета.