В дни II Архангельского форума Всемирного Русского Народного Собора (ВРНС) в научной библиотеке Северного Арктического федерального университета им. М. В. Ломоносова г. Архангельска на круглом столе обсудили отечественные традиции образования и проблемы современной школы. Возглавил встречу миссионер и публицист протоиерей Владимир Вигилянский.
Участники круглого стола отметили, что российская школа всё меньше занимается воспитанием детей.
«Воспитание на три шага должно определять образование, — сказал глава миссионерского отдела епархии протоиерей Евгений Соколов. — Когда мы даём знания, не заботясь о нравственном состоянии личности, совершается некое преступление. Нельзя давать знания неподготовленному человеку. Школа должна воспитывать. Но как это делать, если нет общих духовных ценностей? Государство их до сих пор не сформулировало».
Ирина Костюченко продемонстрировала учебники и пособия Русской классической школы (РКШ), отметив, что они построены по принципу природосообразности: «Современные учебники полны сложных заданий, они написаны по принципу высокого теоретического уровня, внедренного в школах в середине 1970-х. Это не привело к росту успеваемости, но отбило желание учиться у многих школьников. Учебники Русской классической школы не пестрят мультяшными картинками, не усложняют простое, а учитывают возрастные особенности детей».
Протоиерей Владимир Вигилянский отметил, что в последнее время родители всё чаще выбирают семейное обучение для своих детей:
«Происходит отток учащихся из школ, значит, есть повод задуматься. Это не простой вопрос. Ребёнок всегда чувствует лицемерие, он не будет делать то, в чём не видит смысла. А отсутствие смысла — признак нашего времени».
Директор общеобразовательной Александро-Невской школы Светлана Грошева обратила внимание, что должна быть «единая спайка: учитель — родитель — ребёнок: «Если образование будет проходить сквозь призму духовности, совести, как в семье, так и в школе, тогда можно добиться результатов».
Клирик Сретенского храма в Заостровье иерей Дмитрий Костюченко поддержал Светлану Грошеву, отметив, что сегодня необходим внутренний подвиг всех участников образовательного процесса, особенно педагогов: «Образованием управляет не директор и не завуч, а педагогический коллектив. Только совместными усилиями возможен выход из лабиринта, где при расширении умственного кругозора сужается духовный уровень человека».
Подводя итоги встречи, протоиерей Владимир Вигилянский резюмировал, что не следует пренебрегать достижениями прошлого, «традиция — это то, что мы должны сохранить и передать другим. Если этого не сделаем, грош нам цена».