Такая форма работы позволяет актуализировать опыт катехизаторов и апробировать на практике активные методы работы с людьми.
Организатором семинара выступил сектор катехизации Отдела религиозного образования и катехизации Екатеринбургской епархии. В собраниях, проходивших в помещениях храма Вознесения Господня, приняли участие около двадцати приходских катехизаторов Екатеринбургской епархии, четверо катехизаторов во главе с руководителем ОРОиК Троицкой епархии. Осуществлялась видеотрансляция семинара, в которой участвовали двое катехизаторов Троицкой епархии.
Первый день был посвящен психологическим и духовным проблемам, возникающим в работе приходского катехизатора с прихожанами. Алексей Пиличев, руководитель и ведущий семинара, выступил с сообщением о специфике этого круга вопросов. Затем была организована работа участников в микрогруппах по пять-шесть человек. В течение часа участники вспоминали различные примеры из работы катехизаторов. Высказанные истории записывались без указания имен, фамилий, приходов. Затем некоторые, наиболее типовые примеры были рассмотрены на общем заседании семинара.
По итогам работы был обобщен опыт приходских катехизаторов, создан «банк данных» по типовым проблемам, с которыми катехизатор встречается в своей работе. Принято решение подготовить методическое пособие для катехизаторов с разбором типовых проблемных ситуаций и путей их преодоления.
На семинаре второго дня обсуждался вопрос использования притчевых образов в объяснении Православного вероучения.
Ведущий семинара ознакомил участников с теоретическими и практическими наработками в этой области. Было отмечено, что использование притчевых образов в сопровождении презентационного слайдового материала позволяет заострить и удержать внимание аудитории на обсуждаемом вопросе, показать, чем она для каждого актуальна, дать четкое объяснение основных моментов вероучения.
Далее участники в режиме микрогрупп разработали несколько притчевых форм по выданным вероучительным вопросам. На общем заседании семинара эти образы были группами представлены и рассмотрены участниками.
В итоге участниками сделано заключение о необходимости развивать использование притчевых образов и видеоматериалов в работе катехизаторов. Признано актуальным подготовить методическое пособие по использованию притчевых образов в работе катехизаторов. Все участники семинара получили комплект методических материалов по рассмотренным вопросам.
В последней части второго дня работы ведущий семинара познакомил участников с рядом методических разработок по катехизации и миссионерству. Были представлены социальная сеть «Елицы», электронное огласительное пособие Безенчукской епархии (материалы с Рождественских чтений), интернет-заготовка интерактивного огласительного пособия Екатеринбургской епархии, дистантная форма обучения катехизации и миссионерству Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета.
Участники обсудили интернет ресурсы, отметив, что участие верующих в работе социальных сетей не может заменить живое общение. Более подробно обсуждалась дистантная форма обучения, его положительные и отрицательные стороны.
Положительная сторона — возможность обучения из любого региона, свобода выбора времени обучения, относительно низкая стоимость обучения по сравнению с очной и заочной формами. Отрицательная — невозможность живого диалога с преподавателем и повышенные требования к умению излагать свои мысли в письменном виде. В целом участники семинара признали дистантную форму обучения интересной и сошлись во мнении, что учиться дистантно следует после получения высшего образования в очной форме.
Подводя итоги семинарских встреч, организаторы выразили надежду на плодотворную работу в рамках следующего учебно-методического семинара, который состоится 27-28 апреля 2015 г.