24 октября 2017 года на базе Института развития образования Кировской области состоялся областной научно-практический семинар «Актуальные вопросы духовно-нравственного воспитания обучающихся на ступени начального и основного общего образования». Руководитель отдела религиозного образования и катехизации Вятской епархии протоиерей Евгений Смирнов принял участие в работе семинара.
Цель семинара: выявление лучших образовательных практик преподавания учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики» в начальной школе и предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в основной школе, а также опыта педагогов, успешно осуществляющих духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся на ступени начального и основного общего образования.
С приветственным словом к участникам семинара обратилась Заслуженный работник системы образования Кировской области, Почетный работник профессионального образования, и.о. ректора КОГОАУ ДПО «Институт развития образования Кировской области» Татьяна Стебакова.
Во время пленарного заседания методист Центра художественно-эстетического и физического образования издательства «Просвещение» Елена Лозинина выявила концептуальные особенности учебно-методического комплекса комплексного курса ОРКСЭ издательства «Просвещение». Юлия Першина, магистр права, к.и.н., доцент кафедры предметных областей КОГОАУ ДПО «Институт развития образования Кировской области» рассказала каким образом Институт осуществляет научно-методическое сопровождение повышения квалификации учителей по предметным областям ОРКСЭ и ОДНКНР.
Руководитель отдела религиозного образования и катехизации Вятской Епархии протоиерей Евгений Смирнов в своем выступлении акцентировал внимание на взаимодействии Церкви и школы в рамках учебного предмета ОРКСЭ и предметной области ОДНКНР. Программу «Земля родная» представила педагог МБОУ СОШ с УИОП № 51 г. Кирова Надежда Демидова как один из путей реализации предметной области ОДНКНР.
После перерыва работа семинара продолжилась по секциям. На секции «Актуальные вопросы духовно-нравственного воспитания обучающихся в учебном предмете «Основы религиозных культур и светской этики» педагоги отметили, что видят ресурсы духовно-нравственного воспитания младших школьников в широком применении активных форм, методов, технологий обучения, в интеграции урочной и внеурочной деятельности, а также в использовании различных форм оценивания образовательной деятельности. Учителя также полагают, что уроки ОРКСЭ способствуют становлению ценностных установок и смысложизненных ориентаций обучающихся.
Участники секции «Актуальные вопросы духовно-нравственного воспитания обучающихся в начальной и основной школе» отметили существующую преемственность как в учебно-методическом обеспечении, так и в содержании духовно-нравственного воспитания подростков на ступени начального (учебный предмет ОРКСЭ) и основного общего образования (предметная область ОДНКНР). Учителя считают важным фактором духовно-нравственного воспитания школьников использование регионального компонента в образовательном процессе. Это означает знакомство учеников с нравственными ценностями многонационального и многоконфессионального населения Кировской области.