Состоялось первое заседание созданной по распоряжению губернатора Красноярского края Виктора Толоконского рабочей группы по развитию преподавания в регионе модуля «Основы православной культуры» предметной области «Основы религиозных культур и светской этики» и новой предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России», сообщает сайт Красноярской митрополии.
Встреча членов группы, объединившей усилия сотрудников органов государственной и муниципальной власти, духовенства, педагогов и представителей общественности, прошла в Министерстве образования Красноярского края при участии митрополита Красноярского и Ачинского Пантелеимона.
Министр образования Красноярского края Светлана Маковская обратила внимание собравшихся на ключевые вызовы, стоящие как перед конкретными педагогами, так и перед всей системой образования в преподавании предмета ОПК и предметной области ОДНКНР.
«Свежие новости об актах детской и подростковой жестокости позволяют говорить о том, что с точки зрения духовно-нравственного воспитания мы имеем потерянное поколение», — констатировала министр, добавив, что можно говорить и о потере значительной частью детей связей со своими родителями. Соответственно, рассматриваемые предметные области во многом призваны восстановить эти утраченные связи.
В качестве второго «вызова времени» Светлана Маковская отметила, что, несмотря на абсолютное преобладание в Красноярском крае православного населения, предмет ОПК изучается меньшей частью школьников. Объясняя этот парадокс, министр предположила, что он может быть вызван недостаточной осведомленностью родителей школьников о целях и задачах предмета. «Многие взрослые продолжают ошибочно полагать, что „Основы православной культуры“ — это то же самое, что «Закон Божий»», — отметила она.
Отсюда, продолжила свою мысль министр, исходит третья проблема — соответствующее методологическое обеспечение преподавания предметных областей ОРКСЭ и ОДНКНР.
Успешные ответы на эти вызовы во многом зависят от эффективного взаимодействия профильного министерства Красноярского края с Красноярской митрополией и Институтом повышения квалификации, — подчеркнула Маковская, выразив надежду, что данное заседание послужит началом плодотворной работы профильной группы.
Митрополит Пантелеимон согласился с основными тезисами предыдущего выступления, подчеркнув, что от успеха внедрения в образовательный процесс рассматриваемых предметных областей зависит вопрос сохранения национального самосознания и нации как таковой: «Нас здесь вместе собрал призыв ко всем интеллектуальным и нравственным силам общества. Это призыв ко спасению нации от самоуничтожения, к сохранению самого важного и притом наиболее хрупкого звена в её цепи — подрастающего, молодого поколения. Преподавание предмета ОПК и предметной области ОДНКНР в современных условиях приобретает особенно важный характер», — сказал глава митрополии.
По его словам, многие важные духовно-нравственные понятия закладываются уже не в семье, как это было 50 и более лет назад. «Сейчас эта миссия поручена уже школе, педагогам, потому что семья в современной России, на мой взгляд, не способна должным образом воспитать новое поколение, воспитать со стойким иммунитетом ко всему, что разрушает и развращает человека. Подчас многие семьи сами подвержены этим губительным процессам и в этих условиях воспитывают малышей», — сказал архиерей.
Итоги семилетнего преподавания предмета ОПК в средних общеобразовательных организациях Красноярского края подвела председатель рабочей группы, первый заместитель министра образования Красноярского края Наталья Анохина. Она подчеркнула, что за прошедшее время удалось в полной мере добиться преподавания данного модуля курса ОРКСЭ, в соответствии с нормами и стандартами федеральных образовательных программ.
«Важным аспектом является возможность свободного, добровольного, основанного на информированности выбора модуля родителями в рамках курса. Обеспечение этого важнейшего условия являлось ключевой задачей, стоявшей с 2011 года перед образовательными организациями», — подчеркнула председатель рабочей группы.
Наталья Анохина отметила и тот факт, что преподавание ОПК в полной мере обеспечено соответствующей методической основой: около 2700 учителей уже прошли успешное обучение на базе Красноярского краевого института повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, при котором успешно ведёт свою работу лаборатория «Организация и методика формирования духовно-нравственной культуры».
В числе проблем, мешающих развитию потенциала модуля ОПК, председатель рабочей группы перечислила следующие: укоренившееся у части родительского сообщества недоверие к предметам, носящим религиозный окрас, отсутствие полноты выбора между модулями, недостаток информированности, равнодушие родителей и ряд других. Впрочем, как отметила Наталья Викторовна, влияние данных негативных факторов со временем удаётся уменьшать.
«Результатом нашей работы должно быть реальное изменение ситуации», — с этой мысли начал своё выступление член Совета Гражданской ассамблеи Красноярского края, директор Архиерейского образовательного центра, заведующий лабораторией «Организация и методика формирования духовно-нравственной культуры» КК ИПК и ППРО Андрей Бардаков.
Говоря о достигнутых успехах, он прежде всего выделил сложившиеся отношения надежного и плодотворного соработничества между церковными и светскими структурами, в первую очередь, между Красноярской митрополией и Министерством образования края, взаимодействие которых послужило фундаментом для многих инициатив.
«Проводятся регулярные мероприятия, такие как Красноярские краевые Рождественские образовательные чтения, позволяющие педагогам поделиться опытом, познакомиться с лучшими практиками», — акцентировал Андрей Бардаков, подчеркнув, что почти три четверти участников Чтений составляют именно педагоги.
Как уникальную инициативу в развитии преподавания ОПК в школах края директор Архиерейского образовательного центра выделил выпуск диска с методическими рекомендациями по проведению предметных уроков и классных часов, посвящённых святителю Луке (Войно-Ясенецкому).
Рассказывая об особенностях внедрения модуля ОПК, Бардаков отметил важность непосредственного контакта со школьными администрациями и педагогами, поездок в конкретные населённые пункты, совершенствования существующей системы ответственных за осуществление взаимодействия со школами и развитие преподавания курса ОРКСЭ на приходах.
В завершение заседания собравшиеся обсудили причину низкого процента выбора предмета ОПК в отдельных районах Красноярского края и попытались наметить новые формы работы с местными педагогическими и родительскими сообществами. Сбор предложений продолжится в текущем порядке.
Собравшиеся также напомнили слова министра образования и науки Российской Федерации Ольги Васильевой о том, что предмет ОПК носит культурологический характер, его изучение направлено на формирование уважительного отношения учеников к традиционным религиям народов России, ориентировано на исконные ценности для общества нашей страны.