5 декабря в Законодательном собрании Нижегородской области прошли парламентские встречи. По инициативе митрополита Нижегородского и Арзамасского Георгия с 2015 года они включены в программу Рождественских образовательных чтений Нижегородской митрополии.
В работе заседания приняли участие представители Нижегородской епархии, депутаты регионального парламента, представители общественного и научно-консультативного совета при Законодательном собрании, Молодёжного парламента, органов местного самоуправления и научного сообщества.
Открыла встречу исполняющая обязанности председателя Законодательного собрания Ольга Щетинина. Она рассказала о просветительских проектах, которые успешно реализуются в регионе на протяжении многих лет благодаря сотрудничеству Нижегородской митрополии и государственной власти. С их помощью закладывается нравственная основа для развития общества. По словам исполняющей обязанности председателя регионального парламента, этот диалог и сотрудничество должны продолжаться, поскольку навязывание ложных ценностей извне представляет угрозу для стабильности и развития нашего государства. «Сегодня, когда странами Запада все чаще ставится знак равенства между безнравственностью и свободой, когда нам пытаются навязать однополую семью, общество потребления и поиск удовольствия как смысл жизни, нам необходима серьезная работа по укреплению моральных и нравственных основ. Для этого необходим постоянный диалог и сотрудничество государства, общества и Церкви», — отметила Ольга Щетинина.
Главный тон встречи задал глава Нижегородской митрополии. Митрополит Георгий говорил о необходимости применять к анализу событий истории, в особенности её самых переломных и трагических моментов, комплексный и глубокий подход, чтобы в дальнейшем избежать повторения ошибок. «Очень важно знать свою историю, ощущать себя наследниками Рюриковичей, Романовых и советского периода. Ведь от того, насколько глубоко мы способны понимать историю нашей страны, анализировать причины, которые ввергали Россию в политические и социальные катаклизмы с многомиллионными жертвами, зависит наша будущая судьба», — сказал архипастырь.
О причинах трагедии 1917 года епархиальный архиерей говорил, опираясь на труды русских религиозных мыслителей о революции, а также взгляд Церкви на логику человеческой истории. Главная причина русских смут — февраля 1917 года и начала XVII века — отказ русской элиты от национального пути развития, своей веры и традиций, считает управляющий Нижегородской епархией.
На парламентские встречи были вынесены вопросы, связанные с преподаванием истории в нижегородских вузах и её роли в патриотическом воспитании молодёжи.
Исполняющий обязанности министра образования Нижегородской области Сергей Наумов рассказал о преподавании истории на современном этапе и возможностях его совершенствования. Он сообщил, что в настоящее время в России ведётся работа по изменению стандарта основного общего образования по истории. Новый учебник по истории пишется с учетом максимальной исторической правды и патриотического отношения. Подобные шаги осуществляются и на уровне региона. По словам Сергея Наумова, Нижегородская область — один из немногих регионов, где разработан собственный курс по истории «Религии России». У выпускников нижегородских школ самые высокие баллы по сдаче ЕГЭ по истории.
Во второй части слушаний слово было предоставлено представителям нижегородских вузов. Они рассказали, с какими проблемами в преподавании истории сталкиваются сегодня, учитывая специфику вуза, и внесли свои предложения по изменению ситуации на решение органов государственной власти. Выступавшие говорили о необходимости существенного увеличения аудиторных часов преподавания истории в высших школах, в особенности в технических вузах, об острой потребности в грантовой поддержке проектов и исследований исторической тематики, о введении в непрофильных вузах дисциплины по истории Нижегородского края, создании научного коллектива по разработке курса региональной истории.
На встрече также говорилось и о необходимости включить историю в список обязательных предметов Единого государственного экзамена, чтобы повысить качество знаний и интерес детей к отечественной истории.