22 декабря 2017 года в Доме-музее Ф. М. Достоевского Старой Руссы состоялась детско-юношеская конференция «Под покровом святого Георгия», на которой старорусские школьники представили свои исследовательские работы по православному краеведению. Целью чтений стало интеллектуальное развитие и духовно-нравственное воспитание детей младшего, среднего и старшего школьного возраста в процессе исследовательской и творческой деятельности в области историко-церковного краеведения.
По словам старшего научного сотрудника Дома-музея Ф. М. Достоевского Сергея Шаракова, историко-церковная тема в настоящее время привлекает внимание детей, пытающихся понять историческое прошлое своего народа. «Обращаясь к фактам и событиям, происходившим на территории родного края, изучение жизни людей, которых знают и помнят сегодня, и тех, чьи имена оказались вычеркнутыми из истории памяти народа в годы репрессий и Великой Отечественной войны, позволяет глубже разобраться в истоках и причинах, в духовных смыслах исторического прошлого, ведь они отражают взаимодействие Церкви, общества и государства»,— отметил Сергей Шараков.
Клирик храма святого Георгия Победоносца протоиерей Валерий Мартынюк, приветствуя участников конференции, подчеркнул, что мы должны изучать историю для того, чтобы помнить святых угодников Божиих, молитвами которых утверждается наше Отечество и Церковь. Священник отметил, что любовь к родному краю является одним из проявлений духовно-нравственной культуры человека. Стержнем духовности народа всегда являлось православное христианство. Именно оно играло ведущую роль в исторической культуре государственности.
В своём сообщении пятиклассник школы № 8 города Старая Русса Иван Лыжин рассказал об истории старорусского Спасо-Преображенского монастыря и духовном училище, а также о части монастырских построек после Октябрьского переворота: «После Октябрьской революции монастырь был закрыт, вероятно, одним из первых в городе, в 1920-х годах. К сожалению, очень мало документов, рассказывающих о судьбе монастыря в довоенный период. Известно только, что с 1930 года он использовался как хранилище зерна. Монастырское кладбище было уничтожено. После войны, после реставрационных работ в 1973 году во всех храмах монастыря разместился краеведческий музей».
Рассказывая о судьбе расстрелянного священника Троицкой церкви протоиерея Владимира Пылаева, учащийся школы деревни Сусолово Константин Вдовин привёл описание судебного процесса 1922 года губернским репортёром, который не смог остаться равнодушным перед обаянием протоиерея Владимира: «Моложавое лицо, открытый взгляд, свидетельствующий о непреклонной воле и энергии этого человека. Свободная осанка, довольно приятный и спокойный голос, обдуманные и облачённые в литературную форму слова — всё это производило выгодное для Пылаева впечатление».
Ученица пятого класса школы № 4 города Старая Русса Анастасия Марущак отметила, что имя священномученика митрополита Владимира (Богоявленского) хорошо известно в Старой Руссе. Именно благодаря его многочисленным заботам и просьбам в 1888 году в город была возвращена Старорусская икона Божией Матери. По словам Анастасии, «преосвященный Владимир проявлял постоянную заботу об устроении церковно-приходской жизни и уделял особое внимание духовно-нравственному просвещению мирян».
Ученик первого класса школы № 4 Старой Руссы Матвей Кутузов рассказал о жизни священномученика митрополита Петроградского Вениамина. А также он прочитал стихотворение поэтессы Анны Селезнёвой, написанное на основе письма митрополита Вениамина, обращённого к нам, потомкам.
Подводя итоги конференции ведущий сотрудник епархиального отдела по религиозному образованию и катехизации Ольга Фёдорова поблагодарила ребят за выступления: «Чтобы узнать истину, вам надо было проделать колоссальную работу. Сейчас люди не знают своего недавнего прошлого, не знают тех, кто пронёс веру через тернии страданий, кто прошёл свой земной путь в вечность, оставаясь верным евангельским заповедям. Историко-церковное краеведение возвращает народ к его истокам, обретению утраченных идеалов и является уникальным способом освоения исторического опыта».