20 января 2015 года в Общественной палате Российской Федерации в рамках XXIII Международных Рождественских образовательных чтений прошёл круглый стол «Профессиональный стандарт педагога и духовно-нравственное воспитание детей: задачи и методология».
Работу Круглого стола возглавили митрополит Хабаровский и Приамурский Игнатий и член Общественной палаты, ректор Московского педагогического государственного университета Алексей Семёнов.
По благословению Председателя Синодального отдела религиозного образования и катехизации митрополита Ростовского и Новочеркасского Меркурия курировала работу дискуссии координатор научно-методической работы Отдела, к. филос. н. Светлана Шестакова.
В ходе заседания рассматривался вопрос о профессиональном стандарте «Педагог», который был утверждён в 2013 году и вступил в силу с 1 января 2015 года. Многие конструктивные замечания профессионального сообщества при разработке документа учтены не были. В процессе дальнейшего изучения стандарта оказалось, что некоторые его положения не согласованы с ФГОС общего образования и рядом других нормативных актов.
Основной темой стало обсуждение раздела стандарта «Соблюдение правовых, нравственных и этических норм, требований профессиональной этики» и проблем духовно-нравственного воспитания. «На основании Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в регионах производится интеграция духовно-нравственного развития и воспитания в урочную и внеурочную деятельность. Весь указанный комплекс действий никак не включён в этот образовательный стандарт», — отметил митрополит Игнатий.
Участники круглого стола рассмотрели особенности стандарта «Педагог» и его внедрения, высказали предложения по совершенствованию документа в целом. Кроме того, особое внимание уделялось формам, методам и содержанию духовно-нравственного воспитания. Также обсуждались меры по подготовке соответствующих изменений в стандарт «Педагог».
В ходе обсуждения был представлен региональный опыт разработки профессиональных компетенций педагога в духовно-нравственной сфере. Своими наработками поделились представители Тамбовской епархии. Проректор по инновационной деятельности Тамбовского областного института повышения квалификации, Заслуженный учитель Российской Федерации Ирина Аверина рассказала о системе работы в сфере духовно-нравственного развития и воспитания органов управления образованием, ведущих вузов и Тамбовской епархии, в частности, о разработке требований к дополнительным профессиональным компетенциям педагогических работников в области духовно-нравственного воспитания.
Профессор Московского государственного областного университета Людмила Шевченко подчеркнула в своём выступлении, что для разработки профессиональных компетенций в области духовно-нравственного воспитания на федеральном уровне необходимо изучить опыт регионов, в том числе и Московской области, где выстроена система духовно-нравственного образования и воспитания от дошкольного образования до высшей школы: разработаны программы, учебно-методические комплекты, профессиональные компетенции педагогов и др.
О важности сохранения традиции в педагогической деятельности, в воспитании, исторической преемственности поколений высказалась профессор Санкт-Петербургской Академии постдипломного педагогического образования Марина Захарченко.
В заключении выступила главный юрисконсульт Синодального отдела религиозного образования и катехизации Елена Зайчикова. Она подчеркнула, что образование — это общественное благо. Именно так говорится об этом в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», а значит и подходы к стандартизации этой сферы должны быть сообразны её сущности.
В работе круглого стола приняли участие заместитель руководителя Департамента государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России Светлана Ермакова, председатель комитета Мосгордумы по образованию Антон Молев, председатель Общественного Совета Минобрнауки России академик Евгений Ямбург, проректор МГППУ профессор Юрий Забродин и другие известные представители отечественной науки и образования.
По итогам заседания была принята резолюция. Основными решениями стали:
- обратиться в Правительство России с ходатайством о переносе применения стандарта на 1 января 2018 года;
- создать межведомственную рабочую группу по разработке профессиональных компетенций педагога в сфере духовно-нравственного воспитания при участии Русской Православной Церкви;
- инициировать разработку документа, в котором были бы изложены требования к личности педагога и учителя.
«Мы можем и должны уточнить и доработать существующий стандарт. Но то, что не удастся сделать в рамках формата этого стандарта, может быть донесено в текущей работе каждого из нас — представителей Церкви, образования и просто граждан нашей страны», — подвёл итоги заседания академик Алексей Семёнов.
.