Такое решение приняли участники круглого стола «Сибирская Голгофа», прошедшего в Ачаирском женском монастыре Честного Креста Господня в рамках Региональных образовательных Рождественских чтений «1917-2017: уроки столетия», сообщает сайт обители.
Эпиграфом круглого стола стали слова Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, сказанные им в 2015 году на открытии выставки «Православная Русь» в Москве: «Не нужно исключать из исторической памяти ни один из периодов, но нужно воспринимать их здравым смыслом и незамутнённым нравственным чувством, и тогда правда будет отделена от лжи, а добро — от зла».
Из общей темы круглого стола был выделен ряд богословских и исторических вопросов, касающихся жизни Русской Православной Церкви в XX столетии, темы гонений на Церковь, новомученичества и исповедания Веры. Участники отметили, что ставший доступным в последние десятилетия огромный исторический материал, связанный с годами гонений и репрессий советского времени, может и должен быть осмыслен, войти в живую память Церкви.
Выступления участников были посвящены различным сторонам заявленной темы. Доцент кафедры истории теории религии Омского государственного университета А. В. Жук в своем докладе «Православный Ренессанс: Возрождение эпохи гонений» констатировал, что со второй половины XIX — начала XX вв. можно видеть такие явления как духовная апостасия, прелести и соблазны народа Русской Церкви, что часто являлось симптомами бездуховности, утраты веры. Это и стало истинными причинами раскола, революционной смуты. По мнению автора, подвиг мучеников для государства Российского и Русской Православной Церкви является державным гарантом Вселенского Православия.
Насельник Богородице-Алексеевского мужского монастыря Томской епархии иеромонах Амвросий (Кузнецов) в докладе «Преподобные страдальцы — путь русского монашества в минувшем веке» рассмотрел вопрос о судьбах русского монашества в ХХ столетии. Он отметил, что монашество не только разделило все невзгоды и страдания тяжёлых лет, но смогло стать «семенем христианства, основанном на крови мученичества», которое и даровало силы к возрождению Русской Церкви в наши дни.
В рамках работы круглого стола прозвучали доклады, посвящённые жизнеописаниям исповедников и новомучеников Русской Церкви XX века. Директор Омского музея просвещения И. Е. Скандаков рассказал об обретении мощей священномученика Сильвестра (Ольшевского).
Руководитель комиссии по канонизации святых Омской епархии священник Вячеслав Суховецкий рассказал о подвигах Никиты Сухарева и Дмитрия Волкова. Свой подвиг за веру они совершили в городе Орехово-Зуеве, добиваясь открытия последнего действующего храма — в честь Рождества Богородицы. Мученическую смерть приняли во время ссылки в Омске.
Историю колонии № 8 Гулага, на месте которой располагается сегодня Ачаирский женский монастырь, представили участникам историки-краеведы А.М. Лосунов и О.А. Безродная.
Тему советского патриотизма и его истоков затронул настоятель храма святого великомученика Георгия Победоносца в с. Азово иеромонах Амфилохий (Пономаренко). По его наблюдениям, русский народ — носитель особого характера, который был воспитан Христовой Церковью на идеалах святого Евангелия. Главная заповедь Евангелия, сделавшаяся культурным идеалом христианских народов, есть заповедь о жертвенной любви. На этой заповеди на протяжении столетий созидалась русская культура, на этой заповеди из поколения в поколение воспитывался русский народ. Совершенно очевидно, что и патриотизм наш, который мы определяем как любовь к отечеству, вырос на той же евангельской почве.
Старший инспектор отдела воспитательной работы УФСИН России по Омской области Г. В. Стрельбицкий рассказал о взаимодействии Омской епархии с органами системы исполнения наказаний, отметив её важность для людей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации.
По итогам выступлений и обсуждения участники круглого стола внесли ряд предложений: подготовить и разместить на сайте Омской епархии и других епархий Омской митрополии информацию о жизни и подвигах новомучеников омских, служителей и прихожан, пострадавших в период гонений; разработать и внедрить экскурсионные паломнические маршруты, связанные с местами служения и подвига новомучеников; провести дополнительное изучение, подготовить и издать жития омских новомучеников; для сохранения памяти новомучеников подготовить обзор архивных фондов Омской области по теме гонений на Церковь в 1918-1950-е годы; в период юбилеев омских новомучеников проводить выставки, посвящённые их жизни и подвигу; подготовить печатное издание, посвящённое новомученикам омским.
Были высказаны пожелания проводить подобные встречи в рамках Рождественских чтений и в будущем.
В верхнем приделе Успенского собора Ачаирского монастыря была развернута выставка из фондов Омского музея просвещения, рассказывающая об истории археологического изучения и восстановления Успенского кафедрального Собора в Омске, обретения мощей священномученика Сильвестра Омского (Ольшевского). Участники могли ознакомиться с книжными изданиями, посвящёнными теме новомученичества.
Новомученики и исповедники земли Омской
Первым шагом к прославлению новомучеников и исповедников Российских, пострадавших в годы революционной смуты и большевистского террора стала канонизация Патриарха Тихона в 1989 году. Решение о соборном прославлении страдальцев за веру Христову ХХ века было принято на Юбилейном Архиерейском Соборе 2000 года. От Омской епархии к лику святых причислены священномученики архиепископ Омский и Павлодарский Сильвестр (Ольшевский), священники Михаил Пятаев и Иоанн Куминов, мученик Николай Цикура.
Кроме того, продолжаются исследования по изучению подвижников православной веры, основной путь слежения которых проходил за пределами Омской епархии, но которые имеют к ней то или иное отношение.