19 января 2021 года, в праздник Богоявления, или Крещения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Евгений совершил Божественную литургию в Свято-Николаевском мужском монастыре в Верхотурье.
Его Высокопреосвященству сослужили: секретарь Екатеринбургской епархии митрофорный протоиерей Николай Ладюк, руководитель службы протокола Екатеринбургской епархии протоиерей Николай Тарантин; благочинный Монастырского округа, наместник Свято-Николаевского Верхотурского мужского монастыря игумен Иероним (Миронов); исполняющий обязанности наместника мужского монастыря во имя святых Царственных страстотерпцев в урочище Ганина Яма иеромонах Мелитон (Зыбин); настоятель храма «Большой Златоуст» в Екатеринбурге иерей Виктор Явич; братия Свято-Николаевского монастыря в священном сане, клирики Екатеринбургской епархии.
За литургией молились сестры верхотурского женского монастыря в честь Покрова Божией Матери во главе с игуменией Магдалиной (Сулеменевой).
Со словом проповеди по запричастном стихе к молящимся обратился иеромонах Мелитон (Зыбин).
В этот праздничный день за богослужением многократно звучали тропарь: «Во Иордане крещающуся Тебе, Господи», кондак Крещения Господня: «Явился еси днесь вселенней», а также величание: «Величаем Тя, Живодавче Христе, нас ради ныне плотию крестившагося от Иоанна в водах Иорданских».
После Божественной литургии митрополит Евгений совершил чин Великого освящения воды. Это особый чин, во время которого воспоминается евангельского событие, ставшее освящением самого естества воды через погружение в нее Бога во плоти.
Под пение тропарей «Глас Господень на водах вопиет», «Днесь вод освящается естество» и «Яко Человек на реку пришел еси, Христе Царю» владыка Евгений совершил каждение приготовленной к освящению воды, а также алтарь, священнослужителей, певчих и молящихся.
После чтения Священного Писания диакон произнес великую ектению с особыми прошениями. В них содержатся моления об освящении воды силою и действием Святой Троицы, о ниспослании на воду благословения Иорданова и даровании ей благодати к исцелению душевных и телесных немощей, в отгнание всякого навета видимых и невидимых врагов, к освящению домов и на всякую пользу.
По завершении ектении архипастырь вознес освятительную молитву: «Велий еси, Господи, и чудна дела Твоя…». В этой молитве Церковь умоляет Господа прийти и освятить воду для того, чтобы она получила благодать избавления, благословение Иорданово, чтобы она была источником нетления, разрешением недугов, очищением душ и телес, освящением домов и «ко всякой пользе изрядна».
Затем правящий архиерей благословил воду крестовидно честным крестом, при каждом погружении креста пропев тропарь: «Во Иордане крещающуся Тебе, Господи…»
Под неустанное пение праздничного тропаря владыка крестом в руке окропил святой водой молящихся и сам храм.
В своем архипастырском слове владыка Евгений поздравил всех молящихся с великим Господским двунадесятым праздником Богоявления и Крещения Господа нашего Иисуса Христа.
— В сей день Богочеловек Иисус Христос 30-летний, прежде чем выйти на проповедь, прежде чем выйти на дело служения людям словом, делом, чудесами, смирением и невероятной силою засвидетельствовать, что Он действительно Бог, пришедший к людям, чтобы люди стали подобными Ему — Он начинает с того, что погружается в воду, — сказал архипастырь. — Что за вода? Не просто вода, а вода, к которой люди грешные приходили, чтобы символично попытаться по молитвам пророка Предтечи Крестителя Иоанна омыть свои грехи, смыть нечистоту со своих душ. Мы знаем, как вода смывает нечистоту с нашего тела, какая грязь порой сходит, которая мешает, раздражает, заражает, убивает нас. И водою смывается эта грязь. И раз вода может смыть грязь с тела, может быть, этот образ смытия грязи с тела может быть образом смытия грехов с души. Поэтому люди приходили во множестве к Иоанну, называли свои грехи, называли то, что мучает, то, что ранило душу и, погружаясь в воды Иордана, выражали надежду, что милостивый Господь смоет с души грехи человеческие.
И вот в эту воду, которая была переполнена слезами, стенаниям, болью человеческой, сходит Господь наш Иисус Христос. Не для того, чтобы что-то смыть с себя, потому что Он чист, безгрешен, вечен. Но для того, чтобы, сойдя в эту воду, взять на Себя все то, что люди в своем бессилии человеческом пытались снять, от чего они желали очиститься. Он принимает это на Себя, смывает грехи человеческие со смирением и с послушанием Своему Отцу небесному, смиряясь даже под рукой пророка предтечи крестителя Иоанна.
Владыка отметил, что церковное предание хранит память об этом событии, отмечая, что Иордан в этот день обратился вспять. По словам архипастыря, это знак того, что «наше естество человеческое получило способность измениться, стать сверхъестественным и уже не согрешать грехов, свойственных нам».
— Если мы устремляемся ко Христу, ко Господу нашему, то у нас появляются силы идти против естества, — сказал митрополит Евгений.
Владыка подчеркнул, что в сегодняшний день Господь нам явно показывает, что мы имеем возможность двигаться не от рождения к смерти, а от жизни временной к жизни вечной:
— Я сегодня был окроплен крещенской водой, я был сегодня напоен, мы все сегодня пьем воду иорданскую, воду Крещенскую. И в этом имеем надежду, что, причастившись сей святыней, мы обретем силы в том, чтобы не говорить зло, не поступать по велению падшего, поврежденного своего ума. Мы имеем надежду после нашей жизни, если мы проживем ее со Христом, имеем надежду со Христом войти в Его вечность, которую Он сегодня открыл, о которой засвидетельствовал Бог-Отец и Дух Святой в виде голубя, сошедшего на Господа Иисуса.
Владыка пожелал всем участникам богослужения, чтобы Господь изменил «привычное, обыденное, унылое течение нашей жизни», и чтобы это изменение произошло в сердце, в уме каждого из нас, особенно в сегодняшний день.
Митрополит Евгений поздравил с 50-летием отца наместника этой святой обители – игумена Иеронима (Миронова), а также духовника монастыря – иеромонаха Сергия (Русина) – с днем 60-летия.
В ознаменование 60-летия и в знак благодарности за многолетнее служение Матери Церкви на верхотурской земле правящий архиерей вручил отцу Сергию медаль святого праведного Симеона Верхотурского I степени.