29 января в Аванзале Храма Христа Спасителя прошла секция «Воспитательное значение литературы и Великая Отечественная война». Участники говорили о том, как война отражена в литературе.
Секция прошла в рамках I направления Международных Рождественских чтений-2020 “Деятельность Церкви в сфере образования и катехизации”. Организацией направления занимается Синодальный отдел религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви. Тема Чтений — “Великая Победа: наследие и наследники”.
Сопредседателями на секции были преподаватель Санкт-Петербургской духовной академии, председатель отдела по религиозному образованию и просвещению Новгородской епархии протоиерей Александр Ранне, профессор филологического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова иерей Илия Ничипоров, профессор Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого Александр Моторин. Курировала секцию специалист Синодального ОРОиК, ответственный секретарь Международных Рождественских чтений Елена Балашова.
Протоиерей Александр Ранне обратился со вступительным словом. Выступили докладчики:
- Александр Казин, заслуженный работник культуры РФ, директор Российского института истории искусств, зав. кафедрой искусствознания Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения — «Слово и мысль о войне»;
- иерей Илия Ничипоров, профессор филологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова — «Человеческий документ о войне и его воспитательный потенциал («У войны не женское лицо» Светланы Алексиевич)»;
- Валерий Лепахин, профессор Сегедского университета (Венгрия) — «Война света и тьмы в душе умирающего человека («Смерть Ивана Ильича» Толстого)»;
- Любовь Алексеева, профессор кафедры русской литературы ХХ века Московского государственного областного университета — «Память о любви и смерти в повести о Великой Отечественной войне Николая Болкунова “Дорога домой”»;
- Светлана Парминг, председатель Ассоциации преподавателей русского языка (Швеция) — «Неугасающая память о войне. Тема нравственности и совести на уроках русского языка за границей»;
- Наталья Титова, доцент кафедры лингвистики и переводоведения факультета лингвистики и межкультурной коммуникации МГИМО МИД России — «Образ Великой Отечественной войны в контексте духовных традиций русской литературы»;
- Наталья Злыгостева, ведущий специалист Кировской ордена Почета государственной универсальной областной библиотеки им. А.И. Герцена — «Перед памятью время бессмертно (христианские мотивы в литературе о Великой Отечественной войне)»;
- Ольга Сергеева, доцент кафедры филологии Санкт-Петербургского военного института физической культуры — «Воспитательная сила подвига (по произведениям о Великой Отечественной войне)»;
- Анастасия Синицена, учитель МОУ «Киришский лицей» (г. Кириши Ленинградской обл.) — «Духовно-нравственное воспитание младших школьников на материале произведений о Великой Отечественной войне»;
- Николай Лобастов, учитель высшей категории, преподаватель Основ православной культуры Берендеевской сельской школы Лысковского района Нижегородской области — «Тоска по утраченному Раю: в литературе и на войне»;
- Елена Федорова (Гаричева), профессор кафедры теории и практики коммуникации Ярославского государственного университета имени П.Г. Демидова (Ярославль) — «Возвращение исторической памяти в военной поэзии А. Суркова»;
- Татьяна Федосеева, профессор кафедры литературы Рязанского государственного университета имени С.А. Есенина — «Пафос утверждения и отрицания в книгах А.Т. Твардовского о Василии Теркине»;
- Ольга Бердникова, профессор кафедры русской литературы XX – XXI веков, декан филологического факультета Воронежского государственного университета; — «”Веселый солдат”: герой современной русской прозы о Великой Отечественной войне»;
- Татьяна Батурова, профессор кафедры русской классической литературы Московского государственного областного университета — «Н.Е. Пестов: военная юность сына»;
- Ольга Федорова, магистрантка кафедры начального, дошкольного образования и социального управления НовГУ им. Ярослава Мудрого (Великий Новгород) — «”Люди, победившие войну” – образ народа-победителя в произведениях советских писателей военного поколения»;
- Александр Моторин, профессор кафедры начального, дошкольного образования и социального управления Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого (Великий Новгород) — «”Правда за нами, И мы победим…” – Анна Ахматова о Великой Отечественной войне»;
- Анна Шмелева, заведующий кафедрой методики преподавания русского языка и литературы, президент Ассоциации педагогов Московской области «Учителя русского языка и литературы» — «Военная проза Кавада Раша»;
- Татьяна Голицына, доцент Воронежского государственного университета — «Невидимый, но всепоглощающий героизм (рассказ В. Конецкого “Тамара”)»;
- Кристина Никитина, учитель МАОУ «СОШ № 4» (г. Великий Новгород) — «Нравственные ценности в произведениях Роберта Рождественского о Великой Отечественной войне»;
- Анна Моторина, специалист по учебно-методической работе ГОАУ дополнительного профессионального образования «Региональный институт профессионального развития» (Великий Новгород) — «Исторические свидетельства и художественная правда о Великой Отечественной войне в романе А. Ю. Сегеня “Поп” и его экранизации режиссером В. И. Хотиненко»;
- Дарья Новичкова, преподаватель русского языка и литературы Центра довузовской подготовки г. Алматы (Казахстан), аспирант кафедры русской литературы ХХ века Московского государственного областного университета — «Жизнь и война: последние рассказы В.В. Вересаева»;
- Людмила Калинина, магистрантка кафедры начального, дошкольного образования и социального управления НовГУ имени Ярослава Мудрого (Великий Новгород) — «Изображение гражданской и Отечественной войны в творчестве Пушкина»;
- Ольга Цветкова, аспирант Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого — «Медиавойны как аспект гиперреальности (на примере романа В. Пелевина «S.N.U.F.F.»)»;
- Арина Андреева, магистрантка кафедры начального, дошкольного образования и социального управления НовГУ им. Ярослава Мудрого — «История и философия Отечественной войны в творчестве Захара Прилепина».