16 декабря доцент кафедры педагогики историко-филологического факультета ПСТГУ, зав. кафедрой филологии Перервинской духовной семинарии к.филол.н. Сергей Владимирович Феликсов и старший преподаватель кафедры филологии ПДС, доцент кафедры педагогики историко-филологический факультета ПСТГУ, к.пед.н. Елена Владимировна Макарова организовали и провели круглый стол, посвящённый преподаванию церковнославянского языка в духовных школах Русской Православной Церкви.
16 декабря в рамках II Зимней всероссийской научно-практической школы-конференции «ЯЗЫК – ЛИТЕРАТУРА – ПРАВОСЛАВИЕ» с международным участием имени митрополита Григория (Постникова) состоялась работа круглого стола «Актуальные вопросы методики преподавания церковнославянского языка в духовных школах Русской Православной Церкви». При подготовке круглого стола учитывались тенденции современного образования, направленные на развитие преподавания филологических дисциплин, в том числе метапредметные подходы, позволяющие объединять учебные цели и задачи различных предметов. Круглый стол работал в дистанционном формате.
Участниками обсуждались насущные вопросы, связанные с местом и статусом церковнославянского языка в учебном плане, существующее положение дел с учебниками и учебными пособиями, особое внимание было уделено используемым методам и приёмам изучения как отдельных тем, так и целых разделов.
Был представлен опыт следующих образовательных организаций:
• Московская духовная академия (г. Сергиев Посад);
• Санкт-Петербургская духовная академия (г. Санкт-Петербург);
• Донская духовная семинария (г. Ростов-на-Дону).
О том, какой накоплен опыт и как он осуществляется, рассказали известные в православном сообществе педагоги:
Афанасьева Наталья Ефимовна, старший преподаватель кафедры филологии Московской духовной академии (г. Сергиев Посад), автор учебника, лауреат конкурса «Просвещение через книгу»;
Наумов Сергей Анатольевич, к.филол.н., проректор по научной работе АНО ВО ВХУТЕИН, организатор курсов церковнославянского языка при Александро-Невской лавре (г.Санкт-Петербург), ведущий телепрограммы «БУКВА В ДУХЕ» ТВ «Союз»;
Стульцев Андрей Григорьевич, к.филос.н., заведующий кафедрой филологии и общегуманитарных дисциплин, автор учебных пособий, лауреат конкурса «За нравственный подвиг учителя».
В роли ведущих круглого стола выступили зав. кафедрой филологии Перервинской духовной семинарии, доцент кафедры педагогики историко-филологического факультета ПСТГУ, к.филол.н. Сергей Владимирович Феликсов и старший преподаватель кафедры филологии ПДС, доцент историко-филологический факультета ПСТГУ, преподаватель церковнославянского языка отдела дополнительного образования Московской духовной академии, к.пед.н. Елена Владимировна Макарова.
Выступление каждого из докладчиков активно обсуждалось всеми участниками, среди которых были преподаватели ряда духовных и светских образовательных организаций из разных городов и регионов России.
Был объявлен перспективный план сотрудничества и дальнейшего обмена опытом, включающий проведение 25.01.2022 года секции церковнославянского языка в составе XXXIΙ Ежегодной Богословской конференции Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета и 23.05.2022 года секции XXХ Международных Рождественских образовательных чтений. Кроме того, кафедра филологии Перервинской духовной семинарии выступила с инициативой проведения регулярного научно-практического семинара, на котором преподаватели могли бы обсуждать вопросы содержания и методики преподавания церковнославянского языка в действующих семинариях Русской православной церкви и высших учебных заведениях России. Первое заседание намечено на 09.02.2022.
По результатам работы круглого стола были сформулированы следующие тезисные положения.
- Главная цель изучения церковнославянского языка должна приводить к осознанному воцерковлению обучающихся.
- Основой для изучения церковнославянского языка являются тексты, представленные всем многообразием богослужебной и святоотеческой литературы.
- Грамматике церковнославянского языка необходимо выделять соответствующее в учебной программе место, не допуская такого положения дел, когда изучение грамматических разделов превалирует над комментированным чтением.
- Все разделы изучения языка, начиная с графики, фонетики и лексики, должны быть представлены в учебном курсе в объёме, допустимом задачами изучения языка и общей учебной нагрузкой.
- Необходимо выделение дополнительных часов на изучение церковнославянского языка в течение всего периода обучения в семинарии.
Мероприятие прошло в рамках регионального этапа ХХХ Международных Рождественских образовательных чтений Московской (городской) епархии.
Е. В. Макарова,
ст. преп. кафедры филологии ПДС,
доцент кафедры педагогики
ПСТГУ, к. пед. н.