С 31 октября по 2 ноября 2013 года в Российской академии образования состоялась Всероссийская конференция по обсуждению моделей организации дошкольного образования, механизмов внедрения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Организаторы конференции: Министерство образования и науки РФ, Федеральный институт развития образования, Российская академия образования, Институт психолого-педагогических проблем детства РАО.
В конференции приняли участие представители Российской академии образования, профильных научно-исследовательских институтов РАО, Министерства образования и науки РФ, высших учебных заведений, издательств, руководители и специалисты муниципальных органов власти, руководители и педагоги дошкольных образовательных организаций регионов страны. От Синодального отдела религиозного образования и катехизации по благословению митрополита Ростовского и Новочеркасского Меркурия, председателя Отдела в конференции приняла участие специалист по дошкольному образованию А. С. Алексеева.
Работа конференции проходила на двух пленарных заседаниях и пяти секциях, раскрывающих основные подходы к апробации и внедрению Стандарта дошкольного образования. В этих целях группой по разработке Стандарта при Министерстве образования и науки РФ разработан «План действий на 2013-2015 годы по введению Стандарта»
В выступлениях участников конференции отмечалось, что дошкольная ступень становится важным этапом государственной системы образования, успех которой зависит от совместной деятельности семьи, детских садов, государства и иных заинтересованных лиц. Единодушно принято, что переход дошкольных образовательных организаций на Стандарт должен быть постепенным. Это, прежде всего, связано решением проблем по улучшению материально-технической базы детских садов, подготовке специалистов, а также с возможными рисками по реализации Стандарта, среди них — сохранение стереотипов профессиональной деятельности, применение традиционных технологий, подмена нового содержания прежним, формальное участие родителей в образовательном процессе, опережающий контроль и другие. В то же время подчеркивалось, что важно сохранить накопленный опыт, который есть в дошкольном образовании, обогатив его инновационными разработками.
А. С. Алексеева приняла участие в секции «Негосударственный сектор дошкольного образования: проблемы и пути решения», в ходе которой отмечалось, что одной из задач в сфере дошкольного образования является развитие и поддержка вариативных форм получения дошкольного образования, в том числе и через негосударственный образовательный сектор.
На сегодня в стране насчитывается около 1700 негосударственных дошкольных образовательных организаций, что составляет 1,8% от общего количества. Так, в Центральном Федеральном округе 302 детских сада (2,4%), в Южном Федеральном округе — 90 (1.5), в Дальневосточном округе — 312 (2,8%).
На секции рассматривалась программа «Модельная программа по поддержке негосударственного сектора дошкольного образования»*, согласованная с Министерством экономического развития РФ. Эта программа направлена на создание благоприятных условий для частных инвестиций в развитие дошкольного образования в негосударственных организациях.. Опыт организации этой работы имеется в ряде регионов Российской Федерации.
По итогам работы Конференции участники приняли проект резолюции с рекомендациями в компетентные органы для содействия апробации и внедрения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Алла Сергеевна Алексеева внесла предложение внести в Стандарт дошкольного образования в целях преемственности со Стандартом начального общего образования задачу духовно-нравственного развития и воспитания детей. Кроме того, А. С. Алексеева пригласила И. В. Абанкину, директора Института развития образования НИУ ВШЭ выступить в качестве докладчика на секции по дошкольному образованию в рамках предстоящих XXII Международных Рождественских образовательных чтений.
В рамках конференции была широко представлена выставка-продажа учебно-наглядных пособий, разных видов игр, игрушек, книг по разным вопросам деятельности дошкольных образовательных организаций.