Научная конференция на тему «Литературное наследие игумении Таисии Леушинской и русские духовные писательницы XIX-XX веков» прошла 4 июня в Институте русской литературы РАН (Пушкинском доме).
Организаторы приурочили научный форум к 100-летию преставления игумении Таисии. Его особенностью стало то, что он стал первым, где выступили крупные филологи, историки и богословы. Положено начало научному изучению наследия игумении Таисии (Солоповой) в контексте духовной литературы ее времени.
Настоятельница Тихвинского Введенского женского монастыря игумения Тавифа (Федорова), открывая конференцию, передала ее участникам и гостям приветствие епископа Тихвинского и Лодейнопольского Мстислава. «Игумения Таисия, принявшая монашеский постриг на нашей Тихвинской земле, умножая свои труды, явила миру величайшую высоту молитвенного духа. Ко всем духовным талантам Господь наградил матушку даром слова, который помог ей стать наставницей петербургского монашества. Поэтические и литературные труды её служат миссионерской проповедью для интеллигенции, открывая на доступном языке поэзии высокие духовные истины. Вся жизнь матушки была неусыпающей похвалой Спасителю и Богоматери», — сказано в обращении.
Настоятель храма святого Иоанна Богослова Леушинского подворья протоиерей Геннадий Беловолов посвятил выступление теме «Игумения Таисия и Иоанн Кронштадтский». Он назвал конференцию чрезвычайно важным событием, поскольку она меняет восприятие личности игумении Таисии и знаменует открытие её литературных талантов. «Сегодня становится очевидно, что матушка Таисия — это не только явление Церкви, но и явление нашей культуры», — подчеркнул священник.
В докладе он сосредоточился на духовных отношениях игумении Таисии и Иоанна Кронштадтского, поскольку это сквозная тема всей жизни матушки. «Они познакомились, когда оба ещё не были известны на всю Россию, и прошли вместе 35 лет жизни. С помощью матушки Таисии отец Иоанн основывал монастыри духовно, поскольку не мог постригать и быть настоятелем. Всего таким образом было основано десять монастырей по всей России, в том числе на родине святого в селе Суре. Это было уникальное явление в Русской Церкви — сотрудничество Иоанна Кронштадтского и игумении Таисии. Духовным памятником стали их письма-беседы, в которых поднимаются важнейшие вопросы духовной жизни. Свое восприятие великого русского пастыря матушка Таисия выразила в стихах. Они сокровенны и лиричны, по сути, это прозорливая поэзия, в которой ставится вопрос о значении праведников», — отметил отец Геннадий.
Руководитель издательского отдела Тихвинской епархии иеромонах Киприан (Галкин) в докладе «Келейные записки» игумении Таисии в контексте литературных свидетельств о явлениях Святой Троицы» рассказал о том, что этот литературный памятник описывает множество духовных явлений, через которые мы видим Промысел Божий: «Бог есть Творец мира, и Он же его Промыслитель. Бог есть любовь, но любовь не может быть самоограниченной. Чем совершеннее участники любви, тем совершеннее любовь. Особенно если речь идёт о Святой Троице».
Отец Киприан уделил внимание особому состоянию духа — молитвенному мистическому покою. По его мнению, это необходимое условие встречи человека с Богом. События богоявления не эффектны, но эффективны. Бог не подавляет личных качеств человека, а наоборот, раскрывает их. Именно вера формирует гармоничную личность. Богообщение и богозрение возможно только тогда, когда человек уже стяжал благодать Духа Святого.
Неизвестному литературному наследию игумении Таисии посвятил доклад историк из Череповца Михаил Мальцев. Он рассказал о том, что значительная часть произведений матушки Таисии не издавалась в советское время и даже осталась неизвестной многим её исследователям. В том числе стихи, письма праведному Иоанну Кронштадтскому, а также ежегодные отчеты о Леушинском монастыре, в которых описано много интересных фактов. Все творческое наследие матушки Таисии составляет семь томов, и можно сказать, что два из них неизвестны большому кругу читателей.
Об истории создания Музея игумении Таисии рассказал протоиерей Валерий Дьячков из Боровической епархии. На Боровической земле началась подвижническая жизнь игумении Таисии. В 2000 году было принято решение о создании первых Таисинских чтений и передачи дома, где жила матушка, Свято-Духову монастырю. Так возник дом-музей, в котором проходили и проходят различные мероприятия, возрождающие культурный интерес к наследию матушки Таисии. На Таисинских чтениях ежегодно выступает множество священников Новгородской епархии с докладами. Посещение дома-музея включено в экскурсионную туристическую программу.
Краевед и историк из Боровичей Галина Александрова в докладе «Таисинские Боровичи. Боровичскме главы «Келейных записок» игумении Таисии» затронула тему институтского периода жизни матушки по книгам воспоминаний её сокурсниц и дневниковых записок самой игумении. С ранних лет в матушке обнаруживалось редчайшее благоговение перед Господом и стремление жить молитвенной жизнью.
Монахиня Кирилла (Червова) из Череповецкой епархии рассказала о судьбах леушинских монахинь в советское время. В конце выступления ей была вручена икона Иоанна Кронштадтского за заслуги по изучению наследия Леушинского монастыря.
Представительница Павловской гимназии Наталья Чайковская выступила на тему «Наследие игумении Таисии Леушинской как образовательный и воспитательный ресурс». Также прозвучали доклады о творчестве Софьи Снессоревой, Елизаветы Шаховой (будущей монахини Марии), Елизаветы Кузьминой-Караваевой (будущей монахини Марии).
После конференции была организована экскурсия по памятным местам игумении Таисии в Санкт-Петербурге. Паломники посетили Павловский институт, Морской кадетский корпус, храм Иоанна Богослова Леушинского подворья, совместно с приходом которого и был организован научный форум.
ИА «Вода живая»