14 декабря состоялось пленарное заседание ХVI Межрегиональных образовательных Пименовских чтений, которые проходят в рамках Дней памяти архиепископа Пимена (Хмелевского) и ежегодно собирают вместе представителей Церкви, деятелей науки и культуры. В этом году тема форума — «Молодёжь: свобода и ответственность».
Заседание прошло в актовом зале ХII корпуса Саратовского государственного университета имени Н. Г. Чернышевского под председательством митрополита Саратовского и Вольского Лонгина.
Выступления начались с приветственного слова губернатора Саратовской области Валерия Радаева. К участникам заседания также обратились главный федеральный инспектор по Саратовской области аппарата полномочного представителя Президента РФ в Приволжском федеральном округе Марина Алёшина, депутат Саратовской областной Думы Юлия Литневская, зачитавшая приветственный адрес председателя Саратовской областной Думы Ивана Кузьмина, ректор Саратовского государственного университета имени Н. Г. Чернышевского Алексей Чумаченко и президент СГУ Леонид Коссович. Обсуждая тему форума, гости чтений сказали много добрых слов в адрес современных молодых людей, отметив, что многие из них всерьёз увлечены учёбой и подготовкой к профессиональной деятельности. Однако в этой среде ослабевают семейные и культурные связи, поэтому так важно привлечение внимания молодёжи к преемственности традиций. Прозвучала в зале и мысль великого философа Ивана Ильина: только высоконравственные люди могут создать мощное и сильное государство.
Затем состоялась церемония награждения победителей межрегионального этапа Всероссийского конкурса «За нравственный подвиг учителя». Митрополит Лонгин и В. В. Радаев вручили им грамоты и памятные подарки.
После этого заведующий сектором мероприятий и конкурсов Синодального отдела религиозного образования и катехизации иеромонах Трифон (Умалатов) вручил Патриарший знак «За труды по духовно-нравственному просвещению» настоятелю архиерейского подворья — храма в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали», руководителю отдела религиозного образования и катехизации Саратовской епархии протоиерею Сергию Штурбабину. Почётных грамот были удостоены министр образования Саратовской области И. В. Седова, декан философского факультета СГУ им. Н .Г. Чернышевского М. О. Орлов, заведующая кафедрой методологии образования СГУ Е. А. Александрова, старший методист кафедры гуманитарного и эстетического образования Саратовского областного института развития образования Е. В. Аристархова, сотрудники отдела религиозного образования и катехизации Саратовской епархии Л. М. Мухина и Ю. А. Ветрова.
Выступая с трибуны форума, митрополит Лонгин отметил, что в истории научной мысли проблема свободы всегда была тесно связана с проблемой смысла человеческой жизни. В общественном пространстве сейчас говорят о свободе много, причём имея в виду самые разные значения этого слова. В частности, можно сказать, что Церковь сегодня имеет свободу проповеди и служения. Но с этим словом связаны и опасные подмены. Например, свобода самовыражения в искусстве бывает очень разрушительна, когда творческая мысль направлена на изломанное и низменное в человеке.
«Вообще состояние нашего современника, совершенно свободного, но не имеющего внутреннего стержня, можно описать с помощью такого святоотеческого образа: сегодня человек — как дом с открытыми настежь дверями и окнами, туда входит, кто хочет, и заносится ветром всё, что только можно. Но если у людей нет правильной системы ценностей, их сознанием и обществом в целом можно манипулировать как угодно, и эти манипуляции всегда разрушительны», — сказал архипастырь.
Выступление епископа Покровского и Николаевского Пахомия было посвящено роли личности педагога в воспитании свободы и ответственности подрастающего поколения. Говоря о причинах того, почему свобода молодых людей часто утверждается как бы наперекор поколению отцов, владыка обратился к цитате из романа Ф. М. Достоевского «Подросток»: «Я давно уже знал, что у нас есть дети, уже с детства оскорблённые неблагообразием отцов своих» и подчеркнул, что это неблагообразие отцов рождает в детях «мстительную жажду благообразия». Архипастырь обратил внимание собравшихся на то, что корни проблемы отцов и детей заключаются в том, что люди взрослые, находящиеся в родительской и учительской роли, перестают учиться и ощущать себя хотя бы в чём-то учениками и становятся «торговцами чужой мудростью», а не учителями в подлинном смысле этого слова, с любовью передающими свой собственный, выстраданный опыт жизни.
Далее с докладами выступили церковные, научные и общественные деятели. Заведующий сектором мероприятий и конкурсов Синодального отдела религиозного образования и катехизации иеромонах Трифон (Умалатов) рассказал присутствующим о воспитательном потенциале образовательных конкурсов, проводимых отделом. Он отметил высокие результаты Саратовской епархии на Международном конкурсе «Красота Божьего мира» в этом году. Выступление проректора по учебной работе Саратовского государственного университета имени Н. Г. Чернышевского, кандидата социологических наук Игоря Малинского было посвящено самореализации и социальной ответственности молодёжи во внеучебной деятельности вуза. И. о. первого заместителя министра образования Саратовской области Алексей Фёдорович Фёдоров огласил доклад министра образования региона Ирины Седовой. И. о. ректора Оренбургской православной духовной семинарии иерей Пётр Панов рассказал об опыте воспитания детей и юношества на примерах новомучеников Русской Православной Церкви. Настоятель храма святых бессребреников Космы и Дамиана на Маросейке протоиерей Фёдор Бородин (г. Москва) рассказал об организации приходского культурно‐просветительского центра как площадки для встречи с теми, кто пока не готов к церковной жизни, но крещён и уже имеет интерес к христианству. Член комиссии по канонизации подвижников благочестия Саратовской епархии священник Максим Плякин представил доклад «Просвещение молодёжи в годы гонений».
Завершилось заседание докладом заведующей сектором образовательных учреждений отдела религиозного образования и катехизации Московской епархии Татьяны Смирновой. Она представила собравшимся размышление о роли художественной литературы и осмысленного чтения в становлении личности человека.