В рамках совместных мероприятий по духовно-нравственному воспитанию отдела религиозного образования и катехизации Серовской епархии (в лице иерея Евгения Калашникова) и управления образования г. Краснотурьинска на площадке УИМЦ состоялся двухдневный обучающий семинар «Педагогика духовно-нравственного и патриотического воспитания детей в условиях ФГОС ДО: теория и практика». Кроме педагогов и методистов дошкольных образовательных организаций Краснотурьинска, в семинаре приняли участие и коллеги из ближайших городов Карпинска и Волчанска. Всего было 38 слушателей.
Обучающий семинар провела Елена Бородина – кандидат педагогических наук, доцент Уральского государственного педагогического университета.
Целью обучающего семинара стало совершенствование профессиональных компетенций педагогических работников дошкольного образования в области педагогики духовно-нравственного и патриотического воспитания детей (образовательные области по ФГОС ДО «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие»).
В первый день участники рассмотрели теоретические основы воспитания. Погрузились в непростую тему об основных понятиях: нравственность, духовность, патриотизм, гражданственность, традиционные ценности, базовые национальные ценности, ценностное отношение.
Слушатели получили задание от Елены Николаевны: вспомнить свою первую или яркую встречу с православной культурой и сопроводить свой мини-рассказ ассоциативными комментариями и символами (образами). Получилось очень душевно, содержательно и значимо.
Далее было знакомство с авторскими методиками Елены Николаевны «Кубики – неслучайная случайность». На примере авторской технологии узнали, как организовать совместный творческий процесс детей и взрослых, сопряженный с духовно-нравственным воспитанием. Работая в малых группах, слушатели создали свой игровой материал – тематические кубики с различными соответствующими образами. В результате случайного выброса и наличию определенного количества образов, сочинили свои рассказы, в сюжете которых был заложен нравственный поступок, выполнили коллективные иллюстрации.
Интересным и полезным для участников стало также знакомство с комплексом настольно-дидактических игр «Наследие» на материале произведений изобразительного искусства. В содержании каждой игры в визуальном или информационном контенте заложен духовный, нравственный или патриотический выбор человека.
Познакомившись с технологией создания настольной игры, педагоги создали свои. За основу взяли одно наиболее понятное произведение, в сюжете которого есть проявление нравственности или безнравственности человека.
Педагогии познакомились с методологической и методической основой процесса ценностно-смыслового понимания и восприятия произведений живописи, взятых за основу настольно-дидактических игр. На практике постарались приложить увиденное и осмысленное к словесным импровизациям, театрализацию. Слушатели должны были продемонстрировать ту ситуацию, которую они видят в сюжете и извлечь нравственный урок из того, что они видят. В результате у педагогов остались личные наработки, связанные с ценностно-смысловым восприятием той или иной ценности, личные переживания, которые они сопроводили рисунками.
Еще один авторский методический продукт – «Физминутки со смыслом» – двигательные импровизации, сопровождающие смысловой сюжет стиха. В стихе предстает какая-либо ценность, нравственный пример, ценностная установка и т.д. Таких упражнений у Елены Николаевны более 50.
Елена Николаевна провела с участниками работу с информационными листами по традиционным ценностям России, прописанным в Указе президента РФ. Слушатели поработали со словарными определениями этих ценностей, цитатами соотечественников. Посмотрели тематические видеоролики, закодированные с помощью QR-кода.
Серовская епархия