Соответствующее обращение было направлено Председателем Комиссии Общественной палаты по безопасности Антоном Цветковым министру образования и науки Дмитрию Ливанову.
В Общественной палате Российской Федерации считают, что часы, выделенные на предмет «Охрана безопасности жизнедеятельности», необходимо частично отдать изучению культуры поведения пешеходов на дорогах.
По оценкам экспертов, особое внимание необходимо уделить переходу дороги в тех местах, где разрешено, а также особенностям поведения пешеходов на трассе в темное время суток. Предполагается, что учащиеся начнут изучать культуру поведения пешехода в средней школе, при этом оценка не будет идти в итоговый аттестат.
Как пояснил Антон Цветков, в настоящее время подобных зачетов для школьников не предусмотрено, так же, как и самодостаточной программы обучения Правилам дорожного движения. Отдельные элементы преподаются в рамках курса ОБЖ, но это носит неповсеместный и несистемный характер.
«Cегодня у нас в системе школьного образования не существует отлаженного механизма обучения детей правилам, которые должны соблюдать пешеходы. Как следствие, не предусмотрено никакого контрольного среза, позволяющего оценить знания ученика — обязательного зачета, — пояснил Цветков. — Получается, что, прежде чем получить права и сесть за руль, человек учит ПДД и сдает экзамен, что обеспечивает ему необходимый базовый уровень знаний и навыков в целях обеспечения безопасности себя и окружающих. А знание ПДД пешеходом вроде как необязательно и фактически отдано на откуп семье, родителям, которые должны прививать своим детям культуру поведения на дороге. Должны, но далеко не всегда делают, мы все это прекрасно понимаем. Поэтому считаю такой подход неправильным. Правила дорожного движения предусматривают ответственность пешехода за их нарушение, причем ответственность регулярно усиливается. И прежде чем требовать от человека соблюдения правил, его необходимо этому научить».
По словам Цветкова, в рамках школьного курса ОБЖ логично выделить обязательное количество часов для преподавания школьникам основ ПДД для пешеходов.
«По окончании данного курса необходимо предусмотреть форму оценки полученных знаний — зачет. Знание правил и умение правильно вести себя на дороге — это ведь не формальность, а реальная безопасность. Считать, что молодой человек как-то и где-то самостоятельно научится культуре поведения пешехода, в корне неверно», — уверен Цветков.
Кроме того, по мнению Антона Цветкова, знание Правил дорожного движения с позиций пешехода будет полезным и для будущих автомобилистов.
«Если старшеклассник понимает, каким образом он должен вести себя в роли пешехода, то в последующем, получив «права» и сев за руль, он будет более уважительно относиться к пешим участникам дорожного движения. Это в целом позволит значительно повысить уровень культуры на дорогах», — говорит он.
По официальным данным, за 11 месяцев 2014 года произошло 23 тыс. дорожно-транспортных происшествий (ДТП) с пешеходами, при этом больше всего происшествий случилось в Москве (1792 случая).