16 мая 2024 года в МОБУ СОШ № 7 г. Сочи прошли традиционные городские духовно-образовательные Кирилло-Мефодиевские чтения на тему «Семья и школа: воспитать Человека».
В работе форума приняли участие правящий архиерей Сочинской епархии епископ Сочинский и Туапсинский Герман, начальник управления по образованию и науке науки администрации муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края Ольга Николаевна Медведева, педагогическая общественность и духовенство Сочинской епархии.
Работу Чтений предварило выступление мужского архиерейского хора Сочинской епархии исполнением тропаря Пасхи «Христос Воскресе» на греческом, латинском и славянском языках, муз. А. Астафьева, тропаря святым равноапостольным братьям Кириллу и Мефодию, муз. И. Валяева, задостойником Пасхи «Ангел вопияше», муз. Н. Уварова (регент протодиакон Андрей Филиппов, руководитель комиссии по культуре Сочинской епархии).
Открыла Чтения Ольга Медведева. Своё приветственное слово Ольга Николаевна начала с благодарности в адрес владыки Германа за плодотворное сотрудничество, которое приносит реальные плоды в деле духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения, обогащению и просвещению педагогов: «Благодаря нашей совместной работе и вашим усилиям более 100 педагогов прошли курсы повышения квалификации, организованных трудами руководителя епархиального отдела по социальному служению и церковной благотворительности протоиерея Александра Копырина в рамках реализации проекта «Хватит проигрывать». Также проведено более 400 занятий для 10 000 детей. Большие труды полагает руководитель отдела по религиозному образованию и катехизации протоиерей Александр Червонный во взаимодействии с сочинским Центром развития образования. Особо важно было окормление отцом Александром десяти школ по организации федерального и регионального проекта «Час духовности». Традиционными обучающими семинарами для учителей ОПК был насыщен этот учебный год. Возможность повысить свой профессиональный уровень в области преподавания основ православной культуры получили также благодаря священнику Димитрию Белоусову. Благодаря вам, дорогой и многоуважаемый владыка Герман, сочинские педагоги направляются в паломнические поездки, в которых учителей сопровождает священник Димитрий Ходарин. Отец Димитрий создает в группах во время путешествий особую атмосферу. Результатом совместной работы стало участие в конкурсе «За нравственный подвиг учителя»: межрегиональный этап нам покорился и творческий коллектив авторов достойно представил Краснодарский край, получив благословенные грамоты и дипломы. Ширится круг участников олимпиады «Наше наследие» и олимпиады по ОПК. В 2022/23 учебном году участников из двух школ было 27 человек. В этом учебном году число участников изменилось: 12 школ представили работы 222 человека. В Великом Новгороде сочинская ученица Александра Алексеенко стала обладателем диплома третьей степени, там же сочинская команда заняла третье место и вошла в число лучших команд России. Финал олимпиады проходил в мае в городе Владимир. Роман Юрьев из Сочи стал призёром Всероссийского финала. Это всё наша совместная работа».
Ольга Николаевна также отметила, что тема чтений выбрана не случайно: логично и преемственно, что 2024 Год семьи продолжает Год педагога и наставника, который был объявлен в 2023-м. Две эти силы – семья и школа – духовно насыщают детей и воспитывают их личность в духе традиционных семейных ценностей.
Владыка Герман благословил работу педагогического форума и обратился к участникам встречи с докладом, в котором обозначил проблемные точки современного образования, в частности привлёк внимание учителей к проблеме цифровизации в учебно-воспитательном процессе: «Одной из современных опасностей является необдуманная цифровизация образования, которая была запущена по рекомендациям международных структур, к примеру Всемирного банка. В России было принято на подзаконном уровне большое количество нормативных актов, направленных на цифровизацию, включая нацпрект «Образование», утверждено большое количество документов как для Мипросвещения, так и Минцифры. Там есть такие показатели, как 100% охват детей цифровым профилем. 70-80% детей должны иметь цифровые индивидуальные траектории. До 70% предполагается обработка домашних заданий. Такие цифры показывают, что Россия уходит от традиционного образования, когда учитель проверяет тетради, вдумчиво анализирует выполненные задания. На практике происходит принудительное внедрение цифровых платформ. С высоких трибун чиновники заявляют, что процесс цифровизации добровольный, вроде как эксперимент для желающих. В реальной жизни приняты нормативные акты, предусматривающие создание единой цифровой системы в масштабах Российской Федерации.
Созданы платформы МЭШ (Московская электронная школа), РЭШ (Российская электронная школа), ЦОС (цифровая образовательная среда), СберКласс, ЯКласс, Сферум, ВПР (Всероссийские проверочные работы), PISA.
Те дети, которые не регистрируются на платформах, имеют проблемы. Якобы родители не исполняют свои обязанности, поэтому ребёнок не имеет доступа к цифровым платформам. Папы и мамы, которые пытаются защитить информационную сферу ребёнка, сейчас находятся под жестким прессом. Их дети становятся белыми воронами. Тем не менее, вникнувшее в суть современного цифрового образования родительское сообщество ратует за то, чтобы у их детей была альтернатива — профессиональные учителя, живые люди, способные в живом общении дать образование и воспитание, используя технические возможности всего лишь как дополнение.
Владыка выразил озабоченность о том, что «…школьная цифровизация ведёт к разобщению в семье. Уроки теперь можно делать не за письменным столом, а на кровати с телефоном – не у всех есть компьютер, через экран которого взрослый даже «вполглаза» сможет увидеть, какие задания выполняет ребёнок дома. «Галочки» в школьных тестах не дают возможности обсудить домашнее задание с родителями. Шансы участия родителей и семьи в вопросе образования, а соответственно, воспитания, резко ограничиваются. Использование цифровых технологий в образовательном процессе должно повышать качество образования и помогать обучающимся быстрее усваивать значительный объем учебной информации, но не разобщать учителя, ученика и родителей. Внедрение цифровизации в систему образования является явлением новым, следовательно, пока отсутствует разработанная и проверенная на практике теория, на которую могли бы опираться учителя, работающие в новых условиях. Пока можно наблюдать, как цифровизация лишает возможности развивать у детей понимание причинно-следственных связей, анализа информации, умения делать и формулировать выводы. А это крайне важные компетенции. Многие родители озабочены таким положением дел, просят советов у священника. Что может сделать Церковь в таком сложном вопросе? Вероятно, создавать свои православные образовательные учреждения, где вопрос массовой цифровизации учеников не будет таким всепоглощающим. Для преподавания в православных школах и гимназиях, обучающих по государственным стандартам, найдутся учителя, которые не примут во внимание доплаты за ведение электронных дневников и аналогичной работы, денежно поощряемой. Уж коль программа школьной цифровизации запущена в качестве эксперимента (просто мало кто об этом знает), у родителей есть выбор. Я думаю, что этот вопрос только начинает активно обсуждаться в нашем обществе, но он очень важен, иначе за такое обучение придётся платить душами наших детей».
Владыка отметил, что более глубокое обсуждение этой темы предполагается во время проведения шестых Покровских духовно-образовательных Чтений Сочинской епархии в октябре нынешнего года.
На Чтениях были заслушаны доклады:
- «Времен связующая нить. Живет в семье память» учителя ОПК, английского языка гимназии № 1, руководителя ГМО учителей ОПК Ольга Витальевны Турищевой;
- «Влияние феномена трансформации семьи на воспитание детей» иерея Димитрия Белоусова, штатного клирика кафедрального собора во имя святого равноапостольного князя Владимира г. Сочи;
- «Литература учит? Чему? О духовно-нравственных основах русской классической литературы» учителя русского языка и литературы МОБУ СОШ № 24, тьютора Людмилы Александровны Рыбаковой;
- «Работа по формированию традиционных ценностей в Сочинской епархии» протоиерея Александра Копырина, настоятеля храма иконы Божией Матери «Всех скорбяших радости» г. Сочи, руководителя отдела социального служения и благотворительности Сочинской епархии;
- «Социальное партнерство семьи и школы в духовно-нравственном воспитании обучающихся» учителя биологии МОБУ ООШ № 81, победителя городского конкурса «Учитель здоровья» в 2024 году Натальи Петровны Хорольской;
- «Роль в воспитании человека семьи и школы – границы возможности и ответственности» иерея Александра Бердникова, штатного клирика храма во имя святителя Алексия Московского г. Туапсе, помощника по религиозному образованию благочинного Первого Туапсинского церковного округа.
В завершении программы Чтений участниками театральной мастерской «Март» под руководством О.А. Артемьевой была показана театральная постановка «Котрина», раскрывающая сложный мир современных подростков. Тема мини-спектакля стала большим вопросительным знаком для участников, ответ на который возможно найти, объединив усилия учителей и духовенства.
Сочинская епархия