Всероссийский научно-практический семинар «Создание доступной среды в инклюзивной образовательной организации» прошел в Институте образования и социальных наук Северо-Кавказского федерального университета в рамках выполнения госзадания Министерства образования и науки РФ при реализации Федеральной программы «Доступная среда».
240 педагогов и ученых, психологов и дефектологов из 36 регионов России делились опытом обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в обычных образовательных учреждениях, сообщает портал «Нравственность в образовании».
Открыл пленарное заседание Семинара первый проректор СКФУ Дмитрий Сумской. Он рассказал об одной из программ сетевого взаимодействия федеральных университетов, которая будет запущена в СКФУ 1 сентября 2015 года. Одновременно с СКФУ сетевую дефектологическую программу будут реализовывать Южный федеральный и Северный (Арктический) федеральный университеты.
Для участников семинара Кисловодский филиал Центра слуха и речи «Верботон-М+» организовал выставку «Современные технические приспособления для внедрения принципов универсального дизайна в повседневную жизнь», на которой было представлено инновационное оборудование для создания доступной среды.
Что такое безбарьерная среда, какой она должна быть в школе и в университете, и самое главное, как правильно готовить педагогов для обучения таких детей — эти вопросы два дня обсуждались в ведущем вузе региона. На пленарном заседании участники прослушали доклады представителей Министерства образования и молодежной политики и Министерства труда и социальной защиты Ставропольского края — о ситуации в регионе с обучением и развитием детей-инвалидов, а ведущие педагоги вузов страны рассказали о системе обучения студентов дефектологических отделений. Десять практических секции семинара прошли на базе ставропольских детских учреждений, успешно воплощающих в жизнь идеи доступной среды.
Декан дефектологического факультета Московского государственного гуманитарного университета имени Шолохова Илья Евтушенко считает, что Северо-Кавказский федеральный округ является одним из ведущих регионов в развитии безбарьерной среды. Немалый вклад в него вносит СКФУ. «Учиться в обычных образовательных учреждениях крайне важно для социализации лиц с ограниченными возможностями здоровья. Ваш университет облегчаем вхождение в общество в качестве полноправных участников общественного процесса, общественной деятельности, что, конечно, оказывает им неоценимую помощь в трудоустройстве, — уверен декан дефектологического факультета Московского государственного гуманитарного университета. — Вклад каждого из нас будет значителен в случае, если мы создадим безбарьерную среду внутри каждого из нас. И слушая сегодня выступления руководства СКФУ, зная, как много делает ректор университета Алина Афакоевна Левитская в плане оказания помощи лицам с инвалидностью, можно сделать вывод о том, что университет идет по правильному пути», — сказал Евтушенко.
Директор Института образования и социальных наук Валерий Шаповалов объяснил победу в конкурсе на выполнение госзаказа Минобрнауки РФ тем, что СКФУ является правопреемником двух крупных вузов, ученые которых долгие годы занимались проблемами инклюзивного образования: «Нами накоплен определенный ресурс, который дает основание университету на получение таких государственных заданий. И прежде всего этот семинар — мероприятие по повышению квалификации для всех участников, — сказал Валерий Шаповалов. — Здесь представляется передовой опыт, идеи и технологии как подготовки учителей и психологов для учебных учреждений, то, что делаем и мы как вуз. Кроме того мы имеем возможность познакомиться с тем опытом, что накоплен в детских садах и школах нашего города, а участники из других регионов рассказывают нам о своей практике и своем опыте».
Это дает возможность тиражировать на всю Россию уже наработанный опыт отдельных регионов, а также выработать единые предложения, которые будут представлены в Министерство образования и науки Российской Федерации. В рамках госзаказа весь следующий год будут проводиться крупные мероприятия различного уровня, в том числе международные, что позволит ученым Института образования и социальных наук СКФУ собрать и проанализировать различный опыт инклюзивного образования. В конце 2015 года итоги работы и, главное, рекомендации по повышению доступности инклюзивного образования в России будут переданы в Министерство образования и науки Российской Федерации.