Круглый стол «Основы православной культуры в рамках комплексного учебного курса ОРКСЭ: теория и практика воспитания обучающихся посредством приобщения к православным традициям» был организован Отделом религиозного образования и катехизации Тульской епархии, методическим объединением преподавателей воскресных школ Тульской епархии и Тульским городским методическим объединением учителей по ОПК.
Сотрудник епархиального образовательного отдела диакон Алексий Иванов отметил, что целью встречи является обмен опытом педагогов общеобразовательных учреждений и воскресных школ. Он отметил, что в этих разных типах учебных заведений православные знания преподаются по-разному: для общеобразовательных школ базовым является культурологический аспект, и через это совершается приобщение к русской духовности, для воскресных — вероучительные дисциплины, тесно сочетающиеся с религиозностью практической: участием в богослужебной жизни Церкви, в таинствах, прежде всего в литургии, молитвой и жизнью по вере. «Но дело у всех, кто здесь собрался, общее — воспитать детей в традициях культуры их родного Отечества. Ведь от того, какие ценности будут важны для сегодняшних учеников, зависит как их личное духовное возрастание, так и в целом нравственность, культура российского общества в ближайшем будущем. При этом именно православные ценности, православная этика являются ведущей основой культурно-нравственного наследия нашего народа», — сказал диакон Алексий.
По словам руководителя Тульского городского методического объединения учителей по Основам православной культуры Дмитрия Струкова, православная культура в школе сейчас переживает очередной кризис. «Если в начальной школе благодаря преподаванию ОПК в 4-м классе мы наблюдаем создание пусть небольшого, но достаточно устойчивого сегмента русской религиозной культуры, то в среднем звене, прежде всего в наиболее благоприятных и восприимчивых для этого предмета 5-6 классах наблюдается торможение. Только кое-где сохранилось преподавание православной культуры как обязательного предмета, в остальных случаях мы наблюдаем переход на курс «Духовно-нравственная культура народов России», который рассказывает о православии в урезанном виде, так как дети вместе с этим равными порциями изучают основы культур ислама, буддизма, иудаизма», — рассказал Дмитрий Струков.
Руководитель методического объединения преподавателей воскресных школ Тульской епархии Римма Сорвина рассказала о работе воскресной школы Богородичного Щегловского епархиального мужского монастыря в условиях реализации «Стандарта учебно-воспитательной деятельности…», обозначив, что на современном этапе требуется повышать качество религиозного образования детей и юношества, которое «предполагает не только правильную передачу знаний о Боге, мире и человеке, но прежде всего укоренение детей в вере и традиции, возможное только при активном участии в приходской жизни, в церковных богослужениях, а также при формировании потребности, желания прибегать к спасительным источникам благодати, данным через церковные таинства». Эту задачу, по мнению Сорвиной, и должны выполнять воскресные школы, жизнь которых организована при приходах Русской Православной Церкви.
Она добавила, что воспитание творческого, мыслящего, активно и целенаправленно познающего мир человека достигается с Божией помощью не только на уроках, но и во внеурочной деятельности. К последней относится ряд мероприятий, ставших уже традиционными: экскурсии, практическая конференция школьников, посвящённая святым местам Тулы, приходская фотовыставка-конкурс работ учащихся, монастырская олимпиада школьников, различные праздничные мероприятия, конкурс творческих работ учащихся, создание школьной газеты и многое другое.
В работе круглого стола также приняли участие штатные помощники благочинных и настоятелей по религиозно-образовательному и катехизическому служению, учителя воскресных школ, преподаватели общеобразовательных учреждений и учащиеся епархиальных катехизаторских курсов.