Великим Четвергом, 17 апреля 2025 года, митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Евгений, председатель Синодального отдела религиозного образования и катехизации, совершил Литургию Василия Великого в Свято-Троицком кафедральном соборе Уральской столицы.
Высокопреосвященному владыке сослужили настоятель Свято-Троицкого кафедрального собора митрофорный протоиерей Николай Малета, духовник Екатеринбургской духовной семинарии иерей Константин Корепанов, руководитель Отдела религиозного образования и катехизации Екатеринбургской епархии иерей Василий Равлик, руководитель Аппарата Синодального ОРОиК иеромонах Симеон (Серегин), протодиаконы Игорь Романенко, Димитрий Тарантин, духовенство храма и другие клирики Екатеринбургской епархии.
На сугубой ектении митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Евгений вознес молитву о Святой Руси, совершаемую в каждом храме по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.
В четверг Страстной седмицы Православная Церковь вспоминает Тайную Вечерю Господа Иисуса Христа со Своими учениками и установление Им Таинства Евхаристии — Святого Причащения. Тайная Вечеря описывается у всех четырех евангелистов (Мф. 26, 17-30; Мк. 14, 12-26; Лк. 22, 7-39; Ин. 13-17). Это была последняя беседа и трапеза Господа с учениками перед Его страстями.
В этот день в храмах совершается главная Божественная литургия, на которой верующие стараются присутствовать, чтобы причаститься Святых Христовых Тайн и стать участниками Тайной Вечери как некогда апостолы в Сионской горнице.
Одним из кульминационных моментов богослужения Великого четверга является проникновенный и искренний чин омовения ног. В этот день каждый участник богослужения словно переносится в Сионскую горницу в Иерусалиме… Евангельским основанием чина умовения ног служит рассказ апостола Иоанна Богослова о том, как Господь Иисус Христос «встал с вечери, снял с Себя верхнюю одежду и, взяв полотенце, препоясался. Потом влил воды в умывальницу и начал умывать ноги ученикам и отирать полотенцем, которым был препоясан». Таким образом, Христос преподал ученикам урок смирения и засвидетельствовал о предстоящем предательстве (Ин 13. 2-20).
В архипастырском слове, обращенном по окончании богослужения, митрополит Евгений поведал о том, что сегодня мы должны «стать самыми, что ни на есть, реальными участниками евангельских событий», увидеть, «а не представить, как ученики собрались в горницу, как Христос умыл им ноги, как Он взял в руки хлеб и передал ученикам, и сказал: «Приимите, ядите: сие есть Мое Тело», и затем, как Он, взяв чашу, благословив ее, дал своим ученикам, сказав: «Пиите от нея вси сие есть кровь моя Нового Завета, за вас и за многие изливаемые во оставления грехов».
— Мы сегодня — это те ученики, те, апостолы, та жена, которая помазывает главу Спасителя драгоценным миром и омывает его ноги своими слезами, — подчеркнул владыка. — Сегодня — это мы. Надо это понять, удивительным образом дается нам возможность пережить, прожить, запомнить и отложить на своем сердце, чтобы потом, когда мы будем обращаться к нашему Господу в молитве, что-то просить у Него, (…) чтобы мы понимали, что это не сказка, это не что-то, что кто-то придумал, а это реально наш Бог и Творец. (…) Он сам проживает человеческую жизнь, Он сам испытывает эти болезни, эти проблемы с тем, чтобы избавить нас от них.
Архипастырь напомнил, что в наших молитвах мы часто говорим Богу о том, что мы хотим. Но что Он хочет, чего Он ожидает от нас? Он дает ответ в Евангелии: «Я — хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира. Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь Вечную, и Я воскрешу его в последний день. Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем. Как послал Меня живый Отец, и Я живу Отцем, так и ядущий Меня жить будет Мною. Сей-то есть хлеб, сшедший с небес. Не так, как отцы ваши ели манну и умерли: ядущий хлеб сей жить будет вовек».
Христос сказал эти слова своим ученикам еще задолго до Страстных событий, задолго до того, как Он войдет в эту горницу. Они слышат, кто-то запоминает, кто-то не запоминает, но они вспомнили Его слова после Воскресения, Вознесения, Сошествия Духа Святого на них, все эти слова дословно, до буквы.
— Имеет ли человек в себе жизнь, может ли человек сам себя создать? Может ли человек сам себя воскресить, исцелить? Жизнь, она Богом нам дана, — подчеркнул архипастырь. — И Бог, Податель жизни, желая нас сделать победителями смерти, Он показывает, как это можно сделать. Как? Вкушайте Плоть и Кровь вашего Бога. В Боге есть жизнь, и, вкушая Его Плоть и Кровь, вы носите Жизнь в себе.
Председатель Синодального ОРОиК призвал прихожан подходить к Святой Чаше не раз в жизни, не раз в год, а «тогда, когда у вас есть возможность, и даже тогда, когда этой возможности нет».
— Вкушайте, пейте, и будет у вас Жизнь. Господь, как Отец, как Мать, приучает нас к добродетели. Он хочет, чтобы мы жили с ним в Вечности, и Он учит нас жить с Ним в этом временном бытии, — сказал владыка. — Он учит нас принимать Его Тело и Кровь, исполнять то, что Он хочет, то, что Он ждет от нас, быть носителями Его Тела, Его Крови, Его благодати, Его жизни, здесь, в этой жизни, чтобы, приучившись ко всему, были способны жить в Его свете, в Его славе, в Его жизни уже в Вечности.
Поэтому, когда мы что-то просим у Бога для себя или для близких нам людей, нужно вспомнить о том, что Бог ждет от нас.
— А Он ждет от нас того, чтобы мы были Его, чтобы мы пустили Его в себя, в свою жизнь, тогда Он будет исполнять все то, что полезно нам и тем, за кого мы молимся, — говорит архипастырь. — Сегодня священнейший и величайший день. Благо нам, что мы сегодня в этой горнице, где совершается Вечеря Господня. Но не надо легкомысленно обнадеживаться, что раз так, значит все хорошо, я все сделал, все сделала замечательно.
И подобно тому, как Господь говорит своим ученикам о том, что один «из них предаст Его, а они в ответ вопрошают: «Не я ли, не я ли?», также и нам полезно задавать этот вопрос себе.
Правящий архиерей поздравил верующих со Святым Четвергом и пожелал, чтобы мы помнили, что «Господь желает жить в нас, действовать для нас», и чтобы мы своими действиями «не лишали Его такой возможности, чтобы Он мог спасти нас», пожелал также себе и всем «не лишиться возможности прожить эти драгоценные минуты рядом с нашим Господом».
Пресс-служба Синодального ОРОиК