Зачем заниматься духовно-нравственным воспитанием молодежи? Какая роль в этом процессе отведена церкви? Как краеведение сможет привить патриотизм? Эти и другие вопросы обсудили специалисты сферы образования Минской области на диалоговой площадке «Основы духовно-нравственной культуры и патриотизма», прошедшей 7 октября в Белом зале Храма-памятника в честь Всех Святых.
Диалоговая площадка стала еще одним мероприятием XI педагогического марафона «Единство, гражданственность, патриотизм — ключевой ресурс развития образования Минщины», который стартовал 4 октября.
— Последние события в стране заставили довольно серьезно пересмотреть подходы к воспитанию, — поделился начальник главного управления по образованию Минского облисполкома Николай Башко. — Но мы отказались от формата официального мероприятия и решили обсудить все вопросы на диалоговой площадке, чтобы выслушать мнение людей и их позицию, принять наиболее рациональные предложения и потом эффективно использовать их в образовательной деятельности.
Много вопросов и обсуждений вызвало введение нового факультатива «Основы духовно-нравственной культуры и патриотизма», программа для которого была утверждена в конце сентября. По словам протоиерея Федора Повного, председателя Синодального отдела по сотрудничеству со светскими учреждениями образования, учебник по этому предмету станет «с одной стороны — шпаргалкой по морали для ребенка, а с другой стороны — поможет в расширении кругозора». При этом протоиерей подчеркнул: из чувства одного лишь долга любить родину невозможно:
— Патриотизм не привьешь по методичке. Это сложнейший труд души, путь через множество соблазнов и сравнений, поначалу может быть даже не в пользу родных мест и людей. И вот почему факультатив знакомит детей с теми нравственными азами, которые создают основу для развития той личности, которая способна брать ответственность за себя, за ближнего и за страну.
Федор Повный отметил, что в создании учебной программы принимали участие католическое, исламское, иудаистское духовенство, что как нельзя лучше подтверждает, что факультатив не ущемляет прав других конфессий. Также протоиерей обратил внимание на то, что полученные во время факультатива знания не будут оцениваться, потому что главная цель занятий — не зазубривание, а познание мира. В довершение Федор Повный напомнил, что посещать предмет можно по желанию: «Мы категорически против обязательности, поскольку принуждение убивает желание к творчеству и сотрудничеству».
Как именно вопросы патриотизма будут преподноситься во время факультатива? Об этом рассказал протоиерей Александр Шимбалев, один из авторов нового учебного курса:
— Суть духовного патриотизма заключается в том, что он основывается не на превозношении нации, не на противопоставлении человека человеку, страны стране, а на любви, дружелюбии и понимании. Понимании, что все люди — это братья и сестры, что каждая страна — это дорогой уголок для определенного народа, который исполняет свой духовный гимн богу. Мы сознаем, что наша страна очень дорогая и важная, но также — уважаем и другую страну, и других людей. Все это вместе дает основу духовного существования отдельного человека и человечества в целом.
Также протоиерей пояснил, почему именно церковь стала основой для развития духовно-нравственного воспитания. По его мнению, религиозное воспитание — это основа любой морали и нравственности составляет именно религиозное воззрение.
— Сегодня, к сожалению, в нашем обществе часто встречается мнение: если мы захотим что-то узнать о точных науках, то ищем специалиста в этой области. Но как только речь заходит о духовных вопросах, то специалистом себя считает каждый. Хотя вопросы религии и морали глубоко специальны, и их нельзя оставлять на некомпетентных людей. Вопросы моральной нравственности — такое же сложное знание, которое нужно изучить, структурировать, осознать и правильно преподнести.
Во время диалоговой площадки обсуждались и другие способы воспитания в молодом поколении патриотического духа. Например, директор «Республиканского центра экологии и краеведения» Елена Онуфриева раскрыла потенциал туристско-экскурсионной деятельности. Она рассказала, что учреждения образования вовлечены в создание краеведческих маршрутов, и особенно выделила успехи Минской области, в частности — Слуцкого района.
— Историко-краеведческое направление помогает осознать неповторимость отечества. Наша главная задача — вовлечь детей в сохранение нашего наследия. Это достигается через занятость ребят в объединениях по интересам, практических делах, участиях в проектах, — добавила Елена Онуфриева.
Важность краеведческого изучения страны подчеркнул и Николай Башко:
— Земля Беларуси богата традициями и историями. Чем больше мы будем делать в этом направлении для детей, тем успешнее сформирует у них гордость за свою страну. И очная форма в этом деле не всегда самая эффективная. Поэтому очень здорово, что уже в этом году официально в программе 10 и 11 классов утверждена экскурсионная деятельность, туристические поездки, изучение культуры на местах.
Сейчас, по словам Елены Онуфриевой, особую значимость приобрела тема Великой Отечественной войны:
— Учреждения образования освещают ее системно и организуют масштабную работу, итогом которых станет создание самого большого видеоинтервью с ветеранами-детьми войны и их близкими, а также публикация единой карты памятников ВОВ. Работа по сбору информации о них ведется и сейчас.
В заключение диалоговой площадки педагоги обсудили еще один — культурный — аспект воспитания молодежи. Вопрос рассматривался через призму культурных изменений: с какими особенностями нашего времени сталкивается система образования и как могла бы на них ответить? Об этом участникам диалоговой площадки подробно рассказал старший преподаватель кафедры источниковедения исторического факультета БГУ Сергей Каун.
— Развитие культуры бросает нам пять основных вызовов. Первый — переход от индустриальной к постиндустриальной эпохе. Это значит — сокращение уровня промышленности и численности рабочих, но усиление сферы услуг и значимости специальностей, работающих с информацией. Второй вызов — воздействие гаджетов и мобильной связи, и, как следствие, интенсификация жизни. То, что наши предки проживали десятки лет, мы проживаем очень быстро. Третий вызов — глобализация, с которым в нашу культуру приходят иностранные ценности. Четвертый — урбанизация, и самый последний, пятый вызов — это колоссальная разница поколений в части моральных ценностей.
По мнению ученого, ответить на эти вызовы возможно. Стоит готовить работников с мультипрофильной направленностью, показывать детям опасности и возможности, которые появились из-за и благодаря мобильным технологиям. Не потеряться в процессах глобализации поможет усиление значимости собственной культуры.
— Что касается конфликта поколений, могу сказать следующее: если мы не перестраиваемся, то наш опыт становится не интересен молодому поколению. Появляется конфликт ценностей — даже не политических, как принято сейчас думать, а мировоззренческих. Одна из наших задач — убедить молодое поколение, что наши ценности тоже играют большую роль, и всегда выходить на диалог.
Минский областной исполнительный комитет