Наступающий 2017 год не может не ставить перед нами вопроса: что мы поняли о событиях 1917 года и их последствиях за истекшие сто лет? Какие уроки мы извлекли? Что нам делать с этим наследством? Об этом размышляли церковные и научные деятели — гости регионального этапа XXV Международных Рождественских образовательных чтений «1917-2017: уроки столетия», сообщает сайт Саратовской митрополии.
«Подстрелена на взлете»
Как отметил в своем выступлении митрополит Саратовский и Вольский Лонгин, отношение к событиям 1917 года «до сего дня раскалывает наше общество. Для кого-то это до сих пор Великая Октябрьская социалистическая революция, для кого-то — Октябрьский переворот, для кого-то — Катастрофа с большой буквы, величайшая смута в истории России».
Каковы духовные причины этой катастрофы? Они многообразны, хотя сегодня мы должны признать, как подчеркнул архиерей, что «ни одна страна мира не видела такого расцвета культуры и искусства, который переживала Россия на рубеже XIX-XX веков». Что же стало причиной того, что Россия, по словами митрополита Лонгина, «была подстрелена на взлёте»? Очевидно то, что в начале XX века в нашей стране «безбожие стало нормой для элиты русского государства», поэтому сложилось ненормальное положение, когда «гражданская порядочность приравнивалась к ненависти к царю, государственной власти и Церкви».
В докладе иерарх также коснулся проблемы оценки достижений советской эпохи. По его словам, мы не должны обесценивать эти достижения, ведь «спустя десятилетия новой власти удалось добиться каких-то успехов в экономике, государственном строительстве, даже создать атомную бомбу и полететь в космос», однако надо отдавать себе отчёт в том, что «в других странах развитие происходило без таких страшных жертвоприношений и уничтожения собственного народа».
По мнению митрополита Лонгина, если человек живёт по Евангелию, сама его жизнь становится свидетельством о Боге. Таким свидетельством, по его словам было служение архиепископа Пимена (Хмелевского), которое проходило в очень непростые времена, когда уже не было открытых гонений, но любая внешняя деятельность Церкви была строго запрещена. «Владыка Пимен был человеком, который жил необыкновенно глубокой духовной и интеллектуальной жизнью. Благодаря этому он буквально притягивал к себе людей — не только верующих, но и маловерующих и откровенно далеких от Церкви. Среди тех, с кем он дружил и вёл переписку, было множество представителей мира культуры и науки», — сказал архиерей, добавив, что именно поэтому образовательные чтения Саратовской митрополии посвящены памяти архиепископа Пимена.
Октябрьский переворот мыслился не только как изменение политического строя, но как изменение самой природы человека. Последствия этих «преобразований» коснулись не только государственных институтов, большинство из которых были уничтожены, но и каждой семьи. Размышлениями на эту тему поделился с собравшимися Председатель Патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства протоиерей Димитрий Смирнов. Он отметил, что все проблемы современной семьи — а это и малодетность, и огромное количество разводов, и аборты, которые в нашем обществе до сих пор воспринимаются как бесплатная медицинская услуга, — происходят от изменения сознания. Русский человек после большевистского эксперимента не только забыл «Отче наш» — он забыл, что такое хорошо и что такое плохо, забыл, как велика цена жизни и цена смерти. Увы, не приходится удивляться тому, что в стране, пережившей настоящий внутренний геноцид сто лет назад, сегодня преобладает толерантное отношение к убийству ребёнка во чреве матери.
Церковь в светском государстве
Доктор церковной истории, магистр богословия, заведующий кафедрой церковно-практических дисциплин Московской духовной академии протоиерей Владислав Цыпин представил доклад о юридическом аспекте отношений государства и Церкви в советский и современный периоды. Всем известно, что одним из первых декретов советской власти был декрет об отделении Церкви от государства. С тех пор представление о «светскости» государства стало одним из основополагающих принципов правового сознания в нашей стране. Однако, как показал отец Владислав, представление о «светскости» и о статусе Русской Православной Церкви как общественной организации со временем менялось, и довольно существенно. Траекторию этих изменений необходимо знать не только историкам, но и всем нам, потому что это знание поможет нам ориентироваться в сложных конфликтных ситуациях современности, которые во многом спровоцированы представлениями о «светскости» столетней давности.
Так, нелишним будет напомнить, что в результате вступления в силу декрета о свободе совести 1918 года Церковь не просто отделялась от государства, но и лишалась статуса юридического лица. Дальнейшие законодательные акты советского правительства накладывали ко всему прочему и полный запрет на религиозную пропаганду, по умолчанию оставляя полную свободу для пропаганды атеистической. Перемены в правовом статусе Русской Православной Церкви, как и других религиозных организаций, начались на исходе существования Советского Союза. В 1990 году у Церкви наконец появились права юридического лица: право иметь собственность, защищать свои интересы в суде, участвовать в общественной жизни. Теперь Церкви не запрещалось открытие воскресных школ, духовенство получило возможность нести свое служение в тюрьмах, в больницах, в армии.
После того как распался Советский Союз, был принят закон Российской Федерации, в котором была предусмотрена возможность преподавания вероучения в школе и других учебных заведениях на факультативной основе, а также преподавание религиозно-познавательных, религиоведческих и религиозно-философских дисциплин в государственных учебных заведениях. Современный правовой статус Церкви регулируется Конституцией Российской Федерации 1993 года. В ней говорится о том, что Россия — это светское государство, никакая религия или идеология не может претендовать на статус государственной. Однако отсутствие государственной религии не является препятствием тому, чтобы в своей политике органы государственной власти учитывали реальный общественный вес разных религиозных объединений. Принципу «светскости» государства, к слову, противоречит не только установление государственной религии, но и какая бы то ни было поддержка государством атеизма.
Нет власти не от Бога?
Редактор Интернет-портала «Азбука веры», сотрудник Санкт-Петербургской епархиальной радиостанции «Град Петров» протоиерей Константин Пархоменко выступил с докладом, посвящённым проблеме отношений Церкви и власти. Он предложил нетрадиционное прочтение известных слов апостола Павла из Послания к Римлянам: Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены. Посему противящийся власти противится Божию установлению (Рим. 13, 1-2). По его мнению, Синодальный перевод Священного Писания дает недостаточно точную формулировку этих слов. Слова апостола Павла, как полагает докладчик, следует перевести иначе: «Нет власти не под Богом. Существующие же власти под Богом установлены». То есть власть — не выше Бога. А это значит, что Церковь должна отказать государству в повиновении, если оно требует от христиан вещей, несообразных с их верой.