Кто изображён на первом гербе Русского царства? Почему в Успенском соборе стоит деревянный резной трон? Почему Россию стали называть Израилем? Убивал ли Иван IV своего сына, и зачем он ввел опричнину? Об этом и многом другом — в лекции историка, профессора МГУ, автора множества книг Сергея Перевезенцева.
«В 1577 году мастера московской Оружейной палаты по заказу царя Ивана IV Васильевича Грозного изготовили Большую государственную печать, изображение которой можно считать первым гербом Российского царства. В центре изображён двуглавый орел с большой царской короной, вокруг него кругом расположены надписи и гербы земель и городов, находящихся под властью русского государя, а на груди орла, на большом гербовом щите… кто? «Святой Георгий!» — радостно ответит любой школьник, а если это школьник московский, то еще и добавит: «На гербе нашего города, Москвы, тоже святой Георгий!». Порадуемся за школьника и… сразу же попечалимся о нём.
Нет, школьник в одном прав — на гербе Москвы и вправду вот уже более трехсот лет представлен святой великомученик Георгий, побивающий змия (использован сюжет древнего жития св. вмч. Георгия, который вошёл в русскую традицию под названием «Чудо Георгия о змие»). Но в остальном школьник ошибся, как, впрочем, ошибались и многие иностранцы, бывавшие в XVI–XVII веках в России. Они тогда, четыреста-пятьсот лет назад, видя множественные изображения этого конного воина, тоже радостно спрашивали у российских жителей (радостно потому, что им вдруг хоть что-то становилось понятным в этой странной и даже «чудаковатой, холодной и огромной» России): «Saint George?» И вдруг получали твердый русский ответ: «Не-а…» «Saint George!» — уже требовательно утверждали иностранные гости. И снова слышали русское лениво-снисходительное: «Не-а». «Who is it?…» — теперь уже растерянно, а, может, наоборот, со злостью вопрошали иностранные путешественники (все-таки неприятно осознавать, что опять ты ни че… э-э-э… чего не понимаешь в этой проклятой России!) «Ды-ык, — почесывая затылок, тянули русские жители, снисходительно поглядывая на этих еще недавно напыженных, но уже как несколько дней каких-то потерянных иноземцев, а потом, широко перекрестившись, горделиво продолжали: — это ж…» Потом ещё что-то долго и восторженно говорили, посверкивая глазами и размахивая руками…»
А вот что именно восторженно говорили, а потом шептали наши предки на ухо иностранным «туристам» четыреста и пятьсот лет назад можно будет узнать 10 июня в 19:30 по адресу: пер. Чернышевского, д. 11 А, Гуманитарный корпус РПУ, аудитория 102. (ст. м.: «Новослободская», «Менделеевская», «Достоевская»).
Кстати говоря, узнать можно будет не только это, но и то, почему в Успенском соборе стоит деревянный резной трон, какого размера был Великий стяг царя Ивана Грозного, по каким причинам Россию вдруг стали называть Израилем, и многое другое — 10 июня в 19:30 начнется интереснейшая публичная лекция на тему «Эпоха царя Ивана IV Грозного: созидание русских смыслов». Её читает известный русский историк и философ, автор множества книг, доктор исторических наук, профессор Московского университета и декан историко-филологического факультета Российского православного университета Сергей Перевезенцев.