Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл пояснил, что от потрясений страну может избавить только «нравственное поколение».
Патриарх Кирилл сигнализирует государству о возросшем интересе церкви к вопросам образования и воспитания. Причем сегодня речь идет уже не только о преподавании Основ православной культуры в школах или о выделении госфинансирования православных гимназиям. Открывая в понедельник, 23 января, XX образовательные чтения, патриарх заявил, что Россия не может считать себя застрахованной от революций и прочих потрясений «до тех пор, пока не будет сформировано нравственное поколение».
О «соработничестве светской и церковной систем образования по духовно-нравственному воспитанию и образованию» патриарх Кирилл говорит не в первый раз, однако любопытно, как меняются акценты в выступлениях главы церкви на ежегодных Рождественских чтениях. В прошлом январе патриарх сделал упор на проблемах адаптации иноязычных и инокультурных мигрантов – и это казалось более чем актуальным с учетом стихийного националистического «схода» на Манежной площади в декабре 2010-го. Сейчас патриарх начал свою программную речь с иного: глава церкви заговорил о пагубности одностороннего увлечения технологической модернизацией и инновациями в ущерб нравственно-патриотическому воспитанию. Вкупе с заявлениями церковных иерархов о необходимости появления «православной политики» складывается впечатление, что церковь пристально следит за изменением политической конъюнктуры.
Любопытно, что патриарх Кирилл, обращаясь к собравшимся в храме Христа Спасителя со словами о вреде «получения информации, а не знаний», демонстрировал свое знакомство с современной технической терминологией – в речи, в частности, мелькали слова «гаджет» и «iPad». «Современные юноши и девушки зачастую считают, что им не нужно что-либо запоминать и учить, ибо вся информация в полном объеме добывается простым нажатием кнопки «Enter», — посетовал первоиерарх РПЦ. По его словам, воспитательная компонента часто «оказывается сокращенной с целью экономии времени, которое теперь отводится новым дисциплинам». Из слов патриарха следовало, что под новыми дисциплинами понимаются технические, «инновационные» науки, а под предметами, «попадающими в группу риска» — гуманитарные дисциплины. «Зачем знать, что было 3-4 века назад, если в эти дремучие времена не было iPad’а, и не было придумано ни одной дельной игрушки — или приблизительно так может думать современный подросток», — заявил патриарх Кирилл.
Один из тезисов программной речи патриарха заключался в том, что если сосредоточить воспитание школьников исключительно на овладении точными науками и современными технологиями, то есть опасность получить манипулируемое общество. А в «условиях развития массовых коммуникаций, интернета эта управляемость обеспечивается технически очень легко». «Помрачение сознания в молодежной среде», по его мнению, чревато социальным и политическим потрясениями. «Мы не можем, — сказал патриарх, — считать себя застрахованными от потрясений, кризисов и революций до тех пор, пока не будет сформировано нравственное поколение людей, которые будут способны, руководствуясь не своими инстинктами, а убеждениями, отличать добро от зла и правду от лжи».
Позднее предстоятель РПЦ разъяснил, как именно должно быть сформировано нравственное поколение. В частности, сказал патриарх, нужно нормативно закрепить участие духовенства в подготовке преподавателей «Основ православной культуры» и в экспертизе учебников ОПК. «Только так можно обеспечить защиту от искаженного преподавания», — подчеркнул патриарх Кирилл, напомнив, что РПЦ «уже сталкивалась с искажениями в ходе эксперимента по преподаванию курса «Основы религиозной культуры и светской этики».
Также патриарх упомянул в качестве «насущно необходимого» создание правовой базы, которая гарантировала бы бюджетную поддержку православных школ и гимназий. «Православные гимназии не могут быть «середнячками» — они могут быть только продвинутыми», — заявил он.
Православные вузы обещают обеспечить подготовку «духовно сильного и нравственно здорового юношества» при должной финансовой поддержке. «Актуальность господдержки православного образования налицо, – заявила «МН» завкафедрой журналистики и PR Российского православного университета, советник председателя Синодального информационного отдела Елена Жосул. Православные учебные заведения, в том числе вузы, «решают очень важные задачи общенационального уровня», подчеркивает Жосул: «Готовятся полноценные специалисты гуманитарного профиля, что отвечает интересам государства, и одновременно мы обеспечиваем воспитание в духе традиционных ценностей, что необходимо для стабильного развития общества и сохранения целостности государства». При этом, сетует она, у православных вузов очень много проблем материального характера. «Мы прикладываем массу усилий в поисках материальной поддержки, ищем благотворителей, но хотелось бы усилия отдавать на развитие научной работы и образовательного процесса, — подчеркивает Елена Жосул. — Поэтому если бы государство протянуло руку помощи, мы были бы очень рады и отплатили бы сполна».
По мнению доцента центра изучения религий РГГУ Бориса Фаликова, заявления патриарха вполне укладываются в явно наметившуюся тенденцию: церковь стремится главенствовать в социальной жизни. «Говоря о морально-нравственном воспитании, патриархия оценивает сферу морали исключительно в качестве своей монополии, и зачастую подразумевает под нравственным «окормлением» общества православное миссионерство — заметил религиовед в беседе с корреспондентом «МН». – При этом забывается о том, что кроме христианской или общерелигиозной морали существует и светская этика».
При этом, отмечает Фаликов, глава РПЦ, говоря «техническом и технологическом перекосе» в образовании, использует общегуманитарную риторику: «Не один патриарх критикует современное образование за излишний прагматизм, за технократический крен – это критика, с которой выступают ученые и педагоги-гуманитарии, причем не только в России, но и во всем мире».
В вопросах же господдержки православного образования патриарх явно апеллирует к зарубежному опыту, считает Фаликов. «В Соединенных Штатах сравнительно недавно, при Джордже Буше-младшем была внедрена программа по выделению государственных средств на общегуманитарные проекты, которые проводили религиозные организации, – характерно, что эту инициативу поддержал и Барак Обама», — замечает эксперт. Но, добавляет он, надо учитывать, что Соединенные Штаты – «страна, отличающаяся религиозным плюрализмом, тогда как в случае России речь может идти исключительно о субсидиях на образовательные проекты РПЦ, и — учитывая ноябрьское обещание, сделанное Дмитрием Медведевым — на исламское образование». «Но все же не надо забывать и о таком «малозначащем» моменте, как конституционный принцип светскости государства и образования», — подчеркивает Борис Фаликов.
Источник: Российский православный универститет