О том, как создавался точный список Донской иконы Божией Матери, в преддверие молебна и чина освящения святыни порталу «Православное образование» рассказал Руководитель проекта протоиерей Валерий Волощук.
— Отец Валерий, проект создания точного списка Донской иконы Божией Матери — уникален. Насколько он был сложным?
— Действительно, об этом проекте можно говорить как об уникальном. В нём были задействованы многие труды Церкви. Нам была оказана полная поддержка Государственной Третьяковской галереи, поскольку эта работа требовала научных и исследовательских знаний. Над проектом работали также профессионалы Данилова монастыря. Были использованы наработки, как реставраторов, так и искусствоведов. Мы старались полностью повторить пигменты, которые использовались при написании первообраза, и при этом сохранить даже их географическую принадлежность, например, чепец у Богородицы — афганский лазурит. Именно этот пигмент и использовали.
— А как воссоздавался оклад? Ведь он, по сути дела, был утрачен.
— С помощью специалистов из Третьяковской государственной галереи были найдены несколько набросков хромолитографий оклада на самой иконе, что позволило не просто восстановить оклад, который был утерян после революции, но его воссоздать. Информацию собирали по маленьким крупицам.
Оклад достаточно массивный, около десяти килограммов, сделан из серебра, позолочен. По периметру располагаются выгравированные композиции двунадесятых праздников. Украшен жемчугом и драгоценными камнями. На создание этой уникальной вещи потребовалось продолжительное время. Десятки специалистов принимали участие в работе: чеканщики, золотильщики, ювелиры. Все, что касается научной, искусствоведческой стороны, — это работа специалистов Третьяковской галереи, а исполнителями были мастера Данилова монастыря.
К сожалению, параметры первоисточника не были описаны, но из всего того, что было доступно нам в визуальном восприятии, позволило в максимальной степени повторить тот образец, который был утрачен.
— С какими трудностями столкнулись, работая над проектом?
— Работу по созданию копии мы начали с молебна у первообраза. Еще раз повторюсь, что этот проект — уникальный, и сотрудники Третьяковской галереи говорят о том, что подобного у них не было. Мы знаем, что писалась копия Владимирской иконы и «Троицы» Андрея Рублёва, но чтобы была так называемая рабская копия, когда копия по всем параметрам совпадает с оригиналом: и те же пигменты используются, о чём я уже говорил, и даже доска с точными выемками ковчега. Такого проекта ни с одной иконой в истории Государственной Третьяковской галереи не было.
Если посмотреть со стороны или подумать, как можно воплотить проект такого уровня, может показаться, что это невозможно. Но мы встретили одобрение, усердие и поддержку многих людей, и даже, казалось бы, расстояние Москва-Дон не стало помехой. Господь так соблаговолил. Чувствуется особое благоволение Божией Матери в создании этой иконы. Господь всех объединил и даровал нам такую милость. И, конечно же, Патриаршее благословение имеет великую силу, а также молитва и глубокое стремление нашего Владыки митрополита Меркурия, его горение, чтобы была у нас на Дону эта святыня, чтобы многие люди могли помнить заступничество Божией Матери, которое на Руси было; не забывать свою историю, сохранить культур и утвердиться в уповании к Богородице.
— Какое участие в проекте светских властей, в частности, губернатора Ростовской области?
— Безусловно, нужно отметить вклад правительства и губернатора в созидание святыни Дона. Воссозданный исторический оклад — дар от имени жителей Донской земли, который иконе преподнёс губернатор Василий Голубев.
Прибытие святыни на Дон будет осуществлено необычным способом — Василий Голубев дал распоряжение выделить спецвагон, которым 6 мая мы доставим икону на нашу землю и торжественным крестным ходом встретим ее.
Губернатор будет присутствовать на освящении в Третьяковской галерее. Это, конечно же, свидетельство и расположения, и внимания, и благоговейного отношения к святыне.
— Где будет пребывать икона в период после освящения до 6 мая?
— Дело в том, что оклад на иконе нужно закрепить особым образом, там есть определенные технические моменты, которые требуют времени и ювелирного подхода. Поэтому после освящения мы перенесем икону в мастерские Данилова монастыря. Затем специалисты, которые подготовили для иконы бронированную капсулу, поместят её туда вместе с окладом, закрепят, установят необходимый режим влажности и таким образом подготовят к транспортировке. До времени отправления на Дон она будет в Донской обители. Не так уж много осталось — две недели с небольшим.
— Где икона будет пребывать в Ростове, учитывая то, что в соборе идет реставрация?
— Митрополит Меркурий благословил подготовить в Ростовском кафедральном соборе место в пределе справа от иконостаса. Там икона будет находиться временно до окончания реставрационных работ в храме. Это место будет специально оборудовано, чтобы верующие смогли подойти помолиться, поставить свечи. Глава Донской митрополии также благословил в течение свободного от богослужений времени установить служебную чреду и совершать акафистное пение перед иконой, чтобы таким образом воздать почтение Божией Матери и дать возможность сугубо помолиться всем притекающим к ее заступлению.
***
Торжественное освящение точного списка Донской иконы Божией Матери состоялось 21 апреля в храме Святителя Николая в Толмачах, храме-музее Государственной Третьяковской галереи.