Участие Русской Православной Церкви в федеральном проекте по введению изучения в российской школе религиозных культур и светской этики
Доклад Председателя Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви епископа Зарайского Меркурия на Совещании по вопросам преподавания учебного предмета Православная культура в рамках реализации в 2009-2011 гг. федерального проекта по введению в общеобразовательных учреждениях новой предметной области по основам религиозных культур и светской этике
г. Москва, 26 ноября 2009 г. Паломнический центр Московского патриархата
Дорогие собратия архипастыри!
Уважаемые руководители органов управления образования!
Всечестные отцы, братия и сестры!
Уважаемые участники совещания!
Сегодня мы проводим первое рабочее совещание, на котором предстоит детально, содержательно обсудить основные мероприятия в рамках федерального проекта по введению изучения в российской школе Православной культуры и других учебных дисциплин духовно-нравственной направленности. Прежде всего, благодарю вас за понимание важности задач, поставленных на встрече Святейшего Патриарха Кирилла с Президентом Российской Федерации Дмитрием Анатольевичем Медведевым по вопросам преподавания в школах основ религиозной культуры и светской этики, состоявшейся 21 июля этого года.
Введение в школьный учебный план группы из шести самостоятельных учебных предметов по четырём религиозным культурам, а также предметов по светской или гражданской этике и религиоведению, ориентированных на запросы нерелигиозной части общества, должно создать условия для систематического духовно-нравственного образования и воспитания детей в российской школе. Причём такого образования и воспитания, которое не навязано сверху, а вводится на основе потребностей граждан и призвано существенно повлиять на ситуацию в российской школе и во всей системе образования в нашей стране.
Такая модель, как отмечал в своём выступлении на указанной встрече Президент России, позволит охватить всех участников образовательного процесса, сообразуясь с разными представлениями о духовно-нравственных ценностях учеников и их родителей. Подобная модель изучения традиционных религий и духовно-нравственного воспитания детей в государственной или муниципальной — светской школе существует во многих странах. А в нашей стране она постепенно восстанавливается или вернее даже создаётся заново в новых социальных и правовых условиях — свободы религиозной жизни, в том числе в сфере воспитания детей в школе.
Святейший Патриарх Кирилл выразил надежду, что достигнутые на указанной встрече с Президентом России договоренности создадут благоприятные условия для сотрудничества всех образовательных структур и российских конфессий в деле духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения, приобщения его к отечественным культурным традициям. Это сотрудничество нам сейчас надо будет развивать уже на качественно новом уровне. В связи с этим возникает большое количество вопросов, которые являются новыми для многих из нас. Мы должны их обсудить, уточнить наши позиции, принять решения, а затем приступить к их выполнению. От того как мы решим поставленные задачи во многом будут зависеть результаты федерального экспериментального проекта.
В чем состоит, на наш взгляд, основная роль Русской Православной Церкви в этом проекте? Святая Соборная и Апостольская Церковь является хранительницей драгоценного Священного Предания, а как социальный институт – культуры народа, образа жизни, нравственных ценностей, которые ведут человека к высшему совершенству. Подлинное знание и понимание христианского Предания и культуры — в Церкви. Знание полное, неискаженное, даже в самых благовидных целях — научных, политических или социальных. К этому знанию, по сути, и хотят приобщаться те семьи, которые сейчас выбирают для изучения их детьми учебный предмет по православной культуре.
Задача Русской Православной Церкви — обеспечить необходимое качество содержания учебного предмета по православной культуре, который должен приобщать ребенка к Православию как целостной мировоззренческой и культурной традиции с определённой системой нравственных норм и высших духовных ценностей. Подобные же цели ставят перед собой разработчики учебных предметов и по другим религиозным культурам.
Это означает, что решению этой главной задачи должны служить учебники, пособия, учителя православной культуры, программы их подготовки, повышения квалификации. Только в этом случае будут оправданы ожидания родителей, которые выберут изучение их детьми православной культуры. В этом состоит наша общая задача и наша общая ответственность и перед людьми, и перед Богом.
Говоря о роли Русской Православной Церкви в православном образовании и воспитании детей в светской школе, я бы сравнил нашу работу с миссией, обращенной ко всем желающим слышать, учиться и возрастать на основе православных ценностей. Она может быть успешной только при содействии органов государственной, власти, педагогического сообщества, родительской общественности. Только так может быть достигнута цель, определяемая благословением Святейшего Патриарха и решением Президента России, состоящая в том, чтобы опыт православного образования стал доступным всем гражданам России, желающим вернуться к своим духовным и культурным корням, больше узнать о православной культуре и приобщиться к ней как живой, непрерывной традиции. Современные свободы в области религиозной жизни дают нам такие правовые, социальные возможности. И мы должны ими воспользоваться, как пользуются ими и другие религиозные организации, а также нерелигиозные общественные объединения, группы, предлагающие школе свои мировоззренческие установки, опыт общественного и личного жизнеустройства.
Светскость современного государства и светскость образования в государственной и муниципальной школе сейчас вовсе не означают их нерелигиозного, тем более — антирелигиозного характера. Светскость государства гарантирует взаимное невмешательство государства и религиозных объединений в дела друг друга. Конституция России признаёт идеологическое многообразие российского общества, которое составляют люди разных мировоззрений, разного отношения к религии, а закон «Об образовании» обязывает учитывать это мировоззренческое разнообразие в содержании обучения и воспитания детей в школе (п. 4 ст. 14). Введение изучения основ религиозных культур и светской этики является непосредственной реализацией этих правовых норм в практике.
Конечно, мы начинаем не «с чистого листа». Преподавание в школах различных курсов по истории и культуре религий (православия, ислама, иудаизма и др.) давно ведётся во многих регионах, в отдельных школах с учётом потребностей участников образовательного процесса. При согласии родителей учащихся, решении школьного совета, такие курсы преподаются в рамках регионального и школьного компонентов учебного плана. Сейчас их уже изучают около миллиона школьников, в том числе более полумиллиона — различные курсы православной культуры, в том числе по всем годам обучения в начальной, основной и старшей школе. Изучение истории и культуры религий проводится и в разнообразных формах внеучебных занятий, дополнительного образования, воспитательной работы школы. В регионах накоплен богатый опыт формирования у школьников позитивных духовных и нравственных ценностей при изучении истории и культуры традиционных российских религий, в том числе православной культуры.
Хотелось бы специально отметить, что проводимый федеральный проект призван дополнить этот имеющийся опыт, не подменяя его и не отменяя существующую в настоящее время практику. Это принципиальная позиция, которая к нашему глубокому удовлетворению полностью разделяется Министерством образования и науки. Мы попросили направить по этому вопросу соответствующее информационное письмо от Министерства в регионы. Такое письмо было подготовлено, оно уже находится в ваших рабочих папках и в ближайшее время будет направленно в органы управления образованием всех субъектов Российской Федерации (письмо «О преподавании учебных предметов по истории и культуре религий в школе» Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 25 ноября № 03-2375).
Вопрос соотношения настоящего проекта и существующего опыта изучения православной культуры находится в поле зрения Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви и Министерства образования и науки Российской Федерации. И если этот опыт принят в системе образования, учителями, школой, то этого нельзя игнорировать, не учитывать в движении вперед. Святейший Патриарх Кирилл в своём выступлении на встрече с Президентом отметил, что у нас есть регионы, где практика преподавания знаний о религиях, в том числе изучения основ православной культуры, «значительно более продвинутая», чем экспериментальные учебные курсы, о которых мы говорим сегодня. Нужно сочетать эту практику с новым проектом так, чтобы взять от неё всё лучшее и полезное.
Здесь мы выходим ещё на одну позицию, принципиальную для понимания содержания и целей нашей работы. На вопрос: для кого преподаются эти курсы, осуществляется это духовно-нравственное воспитание? Кто является заказчиком, если можно так выразиться, этого образования и воспитания?
Если это государство, чиновники, конфессии, священнослужители, а тем более какие-то научные или педагогические группы — это было бы неправильно, было бы искажением сути и цели этой образовательной и воспитательной деятельности. Единственным заказчиком этого образования и воспитания являются и могут быть только дети, учащиеся в школе, их родители, семьи. И педагоги в том смысле, что они заинтересованы, чтобы содержание образования, учебники и пособия были бы понятны, доступны, интересны, давали бы возможность им успешно вести образовательный процесс. Государство, система образования на всех уровнях призваны создать для этого необходимые условия, а Русская Православная Церковь должна помочь это сделать в интересах всего нашего народа.
Связь экспериментального проекта с существующей практикой изучения православной культуры я особенно хотел бы подчеркнуть с учётом того, что большинство регионов и соответственно епархий, вошедших в проект на его первом этапе, не имеют развитой практики изучения православной культуры в общеобразовательной школе. Соответственно не так развито взаимодействие епархии и органов власти в этой сфере, как в тех регионах, где давно ведётся широкое преподавание православной культуры. Синодальный Отдел религиозного образования должен стать центром координации, помощи, поддержки для таких епархий. Мы постараемся выполнить эту задачу. Сегодня, во второй части нашего совещания вы сможете пообщаться с представителями регионов, где преподавание православной культуры давно и успешно ведется, познакомиться с их опытом, который мы должны совместно использовать. Ведь в конечном итоге экспериментальный проект закончится и с 2012 года изучение религиозных культур и этики может и должно распространиться на все субъекты Российской Федерации.
Из сказанного выше очевидно, что реализация проекта введения изучения в школах религиозных культур и этики потребует активной деятельности епархий, формирования в епархиальных структурах подразделений по этой теме, объединения сил православной общественности, научных и образовательных возможностей. Всё это можно и нужно было делать ещё 10-15 лет назад. И в регионах отдельные энтузиасты, в том числе среди епархиальных архиереев, священнослужителей и мирян это делали и делают. Но, входя в данный проект, не будем пытаться сделать в один-два года то, что должно выстраиваться в более длительные сроки, чтобы не совершать таких ошибок, которые могут сформировать отрицательное отношение общества, работников образования к самой идее развития духовно-нравственного образования. На сегодняшний день, на наш взгляд, нет никакой необходимости в рамках экспериментального проекта стремиться включить в него абсолютно все школы в регионе. Нужно обратить внимание, в первую очередь, на те школы в ваших регионах, где есть заинтересованность в такой работе педагогических коллективов, где есть соответствующие кадровые возможности и на их базе проводить апробацию экспериментальных курсов.
Решение задачи повсеместного преподавания религиозных культур и этики в дальнейшем, безусловно, необходимо с учётом положительных результатов эксперимента. И должно быть, на наш взгляд, тесно связано с разработкой и введением нового Стандарта общего образования, в котором преподавание учебных предметов духовно-нравственного содержания должно быть предусмотрено по всем годам обучения.
В связи с этим мы считаем вполне приемлемым предложение группы учёных Российской академии образования, которое было направлено ими руководству Министерства образования и науки, Российской академии образования и разработчикам нового Стандарта ещё летом 2008 года: включить в новый Стандарте общего образования наряду с двумя уже предусмотренными в нём, ещё один, третий вариант учебного плана с предметной областью по религиозным культурам и этике. С тем, чтобы, прежде всего, сама школа, решением своего органа самоуправления могла осуществить такой выбор. Основываясь на инициативе учёных, а это почти 30 академиков и членов-корреспондентов академии, в августе этого года нами были подготовлены и направлены в Министерство образования и науки предложения по доработке Стандарта начального общего образования и Базисного учебного плана для начальной школы. Мы предложили включить в Стандарт вариант учебного плана для школ с русским языком обучения, предусматривающий преподавание учебных предметов по религиозным культурам и этике в обязательной части плана с минимальной учебной нагрузкой в 1-4 классах. Такое решение даст возможность изучать эти предметы во всех школах, включая школы, работающие по пятидневной учебной неделе. Кроме того, позволит оптимизировать условия реализации федерального проекта по разработке и апробации модели преподавания данных учебных предметов, который мы обсуждаем сегодня.
29 октября этого года в Министерстве образования и науки был утверждён новый Стандарт начального общего образования, он проходит в настоящее время согласования. К его тексту у нас имеются существенные замечания и об этом мы направили письмо Министру образования и науки Российской Федерации Андрею Александровичу Фурсенко. Надеемся, что голос Церкви будет услышан и наши предложения будут учтены. Очень важно, чтобы новый Базисный учебный план для начальной школы был принят в соработничестве с Русской Православной Церковью, что обеспечит учёт интересов, образовательных потребностей православного населения. Если в нём не будет предусмотрена возможность изучения учебных предметов по религиозным культурам и этике по всем годам обучения в основной части то это, безусловно, обесценит и сам проект, который нам предстоит реализовать в ближайшие два года. Это будет шагом назад в развитии условий для духовно-нравственного образования школьников. По крайней мере, не будет создавать для развития такого образования благоприятных условий. Ведь очевидно, что ни за 35, ни даже за 70 учебных часов школьник не сможет постичь духовно-нравственную культуру православия, равно как и мусульманства, буддизма, иудаизма.
Говоря об ожидаемых результатах проекта, преподавания этих экспериментальных учебных курсов, мы должны не упускать из виду способы оценки результатов проекта, а значит и те выводы, которые должны быть сделаны после его завершения к 2012 году. Было бы важно обсудить этот вопрос и с представителями Министерства образования и науки, чтобы услышать и от них определенный ответ, их понимание и сформулировать общее видение перспективы нашей работы.
В связи с этим скажу о цели и ожидаемых результатах проводимого экспериментального проекта. До сих пор здесь сохраняются некоторые разномыслия, сомнения, которые можно и нужно устранить.
Так, например, вне зависимости от результатов экспериментального проекта под угрозой может оказаться включение преподавания православной культуры, уже ведущегося в стране, в новый Стандарт общего образования в форме новой предметной области по всем годам обучения ребенка в школе. А если результаты окажутся положительными, то именно эта модель, определенная для эксперимента на ближайшие два года — преподавание этих учебных предметов всего в одной четверти в 4 и в 5 классах может быть признана единственно правильной и внедрена в новый Стандарт общего образования. И опять — без учёта существующего положительного опыта изучения православной культуры, духовно-нравственного образования, а главное, потребностей общества в таком образовании и воспитании.
Не менее значимы вопросы подготовки пособий и учителей. Тут тоже, возможно, придется отстаивать, так сказать, «чистоту эксперимента». Мы уже столкнулись с различными толкованиями сущности поручения Президента. Например, ввести вместо четко отдельных учебных предметов смешанный курс с частично раздельным, а частично общим его изучением всеми школьниками. Или вдруг появляется информация о сокращении числа учебных часов на ведение этих экспериментальных курсов наполовину, с 35 до 17, что сделало бы их преподавание в школе вообще эфемерным. Могут быть попытки передать подготовку учебных пособий по православной культуре, «нерелигиозным религиоведам». Или разрабатывать и вести программы повышения квалификации учителей без участия конфессий.
Отдел религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви отстаивает чёткую позицию, согласно которой все образовательные материалы по православной культуре должны разрабатываться и рецензироваться в Церкви, делаться с участием церковных учреждений, включая материалы для внесения в новый Стандарт общего образования.
Проблемы могут возникать и в регионах в том случае, если епархии не удастся наладить работу, взаимодействие по проекту с местным департаментом или министерством образования. Если предполагаемым взаимодействием не будут активно заниматься на епархиальном уровне, то найдутся желающие сделать нашу работу за нас, но при этом качество этой работы для граждан и их детей не будет гарантировано.
Как представляется, снять подобные опасения и угрозы в отношении цели проекта поможет правильная постановка его задач и чёткое понимание их всеми участниками. Согласно нашему пониманию, главная задача проекта располагается в плоскости развития системы образования.
Дело в том, что современный опыт изучения религиозных культур в регионах ориентирован в основном только на преподающиеся в конкретном регионе учебные курсы. Например, либо православной, либо исламской культуры или нерелигиозной этики. В Белгородской или Курской области — православной культуры, в Чеченской или Ингушской республиках — ислама, в Москве или Нижегородской области — курсов по истории религий на безальтернативной основе. То есть этот опыт, как правило, не предусматривает многообразия, возможности свободного выбора учебных предметов духовно-нравственного содержания семьей, учителем, школой, а иногда и вообще не предусматривает возможность отказа от его изучения.
В связи с этим в качестве главной задачи проекта можно выделитьсоздание и апробацию организационного механизма для обеспечения свободного выбора учебных предметов духовно-нравственного образования родителями (законными представителями) школьника и обеспечения введения их преподавания в школах (подбор учителей, формирование учебных групп, отработка учебного расписания и др.).
Важной задачей проекта также является организация единой системы повышения квалификации для учителей, желающих преподавать данные учебные предметы, в том числе учителей религиозной культуры — во взаимодействии с соответствующими религиозными организациями. В рамках проекта должна быть разработана и апробирована технология подготовки учителей, желающих преподавать учебные предметы новой предметной области с учётом потребности в этом семей школьников в разных условиях (регионы с разным составом населения, образовательными потребностями, городская, сельская школа и т. д.).
Ещё одной важной задачей проекта можно обозначить отработку педагогической технологии преподавания учебных предметов по религиозным культурам и этике, включая вопросы учебно-методического обеспечения, экспертизы содержания образования по всем учебным предметам, методические аспекты. Сейчас подготовлены учебные материалы для школьников для экспериментального курса по основам православной культуры, которые после проведения церковной и научно-педагогической экспертизы будут переданы для использования в проекте. С учётом их содержания должна быть создана и программа повышения квалификации для учителей, желающих его преподавать.
Говоря об участии епархий в проекте, хотелось бы подчеркнуть главное. Отрабатывая технологию нашего взаимодействия с государственными структурами, согласовывая процедуру совместной подготовки учителей православной культуры, разработки и экспертизы учебных пособий, мы должны заложить основу плодотворного, открытого, доброжелательного церковно-государственного сотрудничества в сфере духовно-нравственного образования школьников, уточнить и по возможности нормативно закрепить принципы и содержание нашего взаимодействия. В этом проекте мы можем также значительно развить, расширить на основе участия в общем деле такое же открытое и доброжелательное сотрудничество с другими российскими религиозными организациями — участниками проекта.
В одном из своих выступлений Святейший Патриарх Кирилл отметил: «Многовековой пример мирного сосуществования различных религий в России доказывает, что никакие религиозные или национальные и этнические разделения не могут разделять народ — на самом деле разделяют его грех, падение веры, нравственных ценностей». В этом проекте мы видим одну, общую цель и с нашими согражданами других вероисповеданий, и с нерелигиозными людьми доброй воли, всеми для кого дороги наши дети, наша страна, Россия. Президент Российской Федерации также обозначил единые задачи предстоящей работы: «Мы должны воспитывать порядочных, приличных, терпимых, честных граждан, которые с интересом относятся к окружающему миру, с уважением относятся к взглядам и убеждениям своих сограждан». Соответственно в числе основных принципов реализации проекта в документах Министерства образования и науки выделен принцип взаимного уважения, координации действий всех его участников.
Мы готовы к такому открытому сотрудничеству с органами власти, традиционными российскими конфессиями, всеми участниками проекта, но, конечно, только с учётом законных интересов и прав в сфере образования православных граждан России, последователей Русской Православной Церкви. Полагаю, что четко сформулированная позиция Церкви по вопросам преподавания учебных предметов духовно-нравственного содержания в школе должна быть принята во внимание всеми участниками. Надеюсь, что она найдет достойное отражение и в ходе реализации этого проекта, и в новом Стандарте общего образования. Тогда можно будет говорить о благоприятной перспективе развития опыта изучения православной культуры, школы смогут в ближайшем будущем вводить изучение полноценного учебного предмета по православной культуре по всем годам обучения. Это наша общая цель, содействовать решению которой, всемерно должны епархии Русской Православной Церкви.
Не останавливаясь детально на системе организации работы по проекту в епархиях, что будет обсуждаться во второй части нашего совещания, хочу обратить ваше внимание на ряд основных моментов, значимых для успешного проведения федерального проекта в регионе и выстраивания работы по проекту в центре и на местах по единой схеме.
Всем епархиям и епархиальным Отделам религиозного образования и катехизации, участвующим в эксперименте, рекомендуется в целях обеспечения систематического и всестороннего участия в проектеорганизовать епархиальные комиссии по проекту. Из их составаназначить куратора (координатора) проекта в епархии, персонально ответственного за ведение всех работ по проекту в епархии, регионе и взаимодействие со специалистами нашего Синодального Отдела. Это поможет нам координировать деятельность епархий, оказывать административную, методическую и иную помощь и поддержку. Для оперативного решения всех возможных вопросов такой куратор или координатор должен иметь постоянный контакт с правящим архиереем и все минимально необходимые условия для работы (связь, помещение и др.).
Даже при наличии в регионе договора или соглашения о сотрудничестве между епархией и департаментом или министерством образования, целесообразно заключить дополнительное соглашение (возможно как протокол к существующему) конкретно по вопросам реализации данного экспериментального проекта, где оговорить все основные участки взаимодействия, обязанности сторон с учётом местных условий. При разработке такого соглашения или дополнительного протокола как неотъемлемой части соглашения специалисты рекомендуют опираться на положения разработанного в 2007 году «Примерного соглашения о сотрудничестве органа управления образованием субъекта Российской Федерации и централизованной религиозной организации — епархии Русской православной церкви (Московского патриархата)».
Этот документ был направлен во все субъекты Российской Федерации и сопровождался письмом занимавшего тогда должность директора Департамента государственной политики в сфере образования, ныне заместителя Министра образования и науки, Исаака Иосифовича Калины от 13 июля 2007 года (№ 03-1584). В Примерном соглашении, текст которого был согласован в совместной государственно-церковной рабочей группе, содержатся положения и формулировки, которые имеют принципиальное значение и охватывают практически все основные аспекты взаимодействия органов власти и церковных учреждений в организации и обеспечении преподавания курсов православной культуры в светской школе.
Для реализации соглашений в регионах, контроля их исполнения, мы рекомендуем создать координационный совет епархии и государственного органа управления в сфере образования, а также провести расширенную коллегию по вопросам реализации федерального проекта в 2009-2011 годах с участием представителей епархии и православной общественности. Исполнительская дисциплина при выполнении такого соглашения, действия государственно-церковных структур будут более эффективными, если инициировать принятие соответствующего распоряжения главы региона о содействии организации и проведению федерального проекта в регионе при участии или поддержке государственных и муниципальных учреждений.
Важно адекватно освещать проводимые мероприятия, ход работ по проекту во всех епархиальных и ведомственных средствах массовой информации, прежде всего электронных, а также определить формы участия родителей, их объединений в реализации проекта в вашем регионе.
В заключение выделю наиболее важные направления взаимодействия епархий и органов управления образованием, которые будут в центре внимания и в нашем взаимодействии, в нашей совместной работе по этой теме в ближайшие два года. Это:
1. Процедура выбора образовательных учреждений для участия в проекте и свободного выбора в них учебных предметов духовно-нравственной направленности родителями школьников. Здесь наша цель — обеспечение свободного и добровольного выбора курса православной культуры, участие в разработке и апробации организационного механизма для такого выбора на всех уровнях его функционирования.
2. Порядок выбора, подготовки и допуска к преподаванию учителей экспериментального курса по основам православной культуры в этом и будущем учебном годах как основы для создания системы подготовки и допуска к преподаванию учителей Православной культуры по всем годам обучения в сотрудничестве с учреждениями повышения квалификации работников образования, педагогическими вузами, университетами, факультетами и кафедрами теологии в регионе.
3. Проведение курсов повышения квалификации для учителей экспериментального курса по основам православной культуры и учителей, способных в будущем преподавать учебный предмет Православная культура по всем годам обучения с участием специалистов епархии, отработка процедуры получения ими церковной рекомендации для преподавания курса православной культуры в муниципальной школе.
4. Работа с педагогами и родителями учащихся на уровне общеобразовательных учреждений, участие в школьных советах представителей православного сообщества и епархии (епархиальных комиссий по проекту) по всем основным вопросам организации, проведения, оценки результатов экспериментального проекта.
5. Создание и поддержка работы методических объединений учителей православной культуры в регионе (епархии), а при возможности и в муниципальных образованиях, районах (благочиниях) и взаимодействие этих объединений с епархиальными образовательными структурами.
6. Проведение наблюдений, социологических исследований, мониторинга преподавания экспериментальных курсов, работы учреждений системы образования по обеспечению механизма их свободного выбора, участие в проведении таких исследований, мониторинга в регионе.
7. Работа со средствами массовой информации по освещению проведения экспериментального проекта, с общественностью, с организациями других конфессий в регионе, участниками проекта.
8. Меры общественного контроля хода и результатов федерального проекта на региональном уровне.
Нашими специалистами подготовлены методические рекомендации с развёрнутым освещением всех этих и других вопросов, касающихся участия епархии в проекте, которые розданы участникам совещания. По всем этим вопросам нам предстоит ещё сегодня иметь суждение, договориться о взаимодействии, совместной работе на второй части нашего совещания, которая пройдет в режиме круглого стола.
Спасибо за внимание.
Желаю всем Помощи Божией в наших совместных трудах!