Московский Патриархат
Священный Синод Русской Православной Церкви
Комитет по взаимодействию с казачеством
Примерное содержание
дополнительной дисциплины
воскресной школы для детей
«ПРАВОСЛАВНЫЕ ИСТОКИ КАЗАЧЕСТВА»
для детей 11–13 лет
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.1. Обоснование актуальности дисциплины
С 1991 года в России идет активный процесс возрождения казачества. В настоящее время казачьи общества организованы в большинстве регионов России.
Казачество в истории России всегда играло особую роль – оно населяло окраины страны, защищая его рубежи. Приходя на новые земли, казаки приносили с собой земледелие, а для общинной жизни – крест и Евангелие. Казаки строили и крепости, и храмы, православные традиции свято хранились в казачьих станицах, передавались из поколения в поколение. Казачий историк XIX столетия Пудавов В. В. так характеризует образ жизни людей вольного периода казачьей истории: «Проникнутая высоким чувством Христианства, жизнь эта пролегала в непрерывной кипучей борьбе и, нося на себе кровавый венец мученический, всегда оставалась торжествующей победительницею во славу веры Христовой и царства Русского». Первыми словами боевого девиза, вышитого золотом на знаменах казаков, были – «За веру…». Служению вере казак отдавал всю свою жизнь без остатка. Но если в начале своего жизненного пути это была активная, деятельностная форма – с оружием в руках, то затем, если ему удавалось дожить до преклонных лет и не погибнуть на поле брани, он посвящал себя истинно духовному служению. Как правило, путь состарившегося казака, «переход майдана», лежал в этом случае в монастырь, где он очищался от последствий «кровавого промысла» подвигами духовными».
В основе образа жизни казака традиционно лежали в первую очередь православная вера и любовь к Отечеству. Эти чувства составляли духовный стержень казачества. Потому и говорили казаки о себе: «Мать казака – православная вера, а шашка – сестра». Именно поэтому казаки и были опорой государства, опорой национальной жизни.
Современные казаки – наследники и продолжатели славных казачьих традиций. А это значит, что у казаков должно быть ясное чувство принадлежности к Церкви, потому что нет Православия без Церкви. Если же казак принадлежит Церкви, то это значит, что он православный в полном смысле слова.
«Быть православным – значит не только стоять в форме вне храма и охранять его. Быть казаком – значит сердцем быть в храме, значит принимать все, что происходит в Церкви, с открытым сердцем», – сказал Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.
Лишь при условии принадлежности к Церкви, когда духовные ценности Православия, православный образ жизни становятся ценностями и образом жизни казаков, – только в этом случае казаки смогут сохраниться в условиях колоссального многообразия взглядов, убеждений, конфронтации в современном мире, когда люди разъединяются по многим позициям – политическим, экономическим, сословным, культурным, языковым, религиозным. И нет другой силы, которая способна объединить казачество. Нет казака без доблести, силы духа, духовной чистоты и православной веры. На этом всегда стояло и ныне возрождается в былой славе и новой силе казачество.
14 октября 2009 года в Новочеркасске Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл принял казачество под свое духовное водительство.
Воскресные школы, организованные при приходах Русской Православной Церкви, способны помочь казакам сохранять и передавать духовные ценности и традиции казачества подрастающему поколению казачат. Для этого в воскресных школах полезно организовать изучение дополнительной дисциплины «Православные истоки казачества», используя активные формы проведения занятий, такие как занятие-паломничество, занятие-путешествие во времени, занятие-исследование, занятие – исторический портрет, занятие – час подлинника, занятие – работа с первоисточником (архивами), занятие перед иконой, занятие-открытие, занятие – театрализация казачьих традиций, занятие-игра и т.д.
Примерное содержание дополнительной дисциплины «Православные истоки казачества» (далее – дисциплина) соответствует основным принципам Стандарта учебно-воспитательной деятельности в воскресных школах (для детей) Русской Православной Церкви на территории Российской Федерации для детей 11–13 лет.
1.2. Цели и задачи дисциплины
Изучение дисциплины направлено на достижение следующей цели:содействие приобщению воспитанников воскресных школ к исконным традициям и укладу жизни православного российского казачества.
Задачи:
– формирование целостного представления о месте и роли православного российского казачества в историческом процессе развития России;
– освоение систематизированных знаний об истории, культуре, духовно-нравственных традициях и ценностях православного российского казачества;
– применение воспитанниками полученных знаний и представлений в личной жизни для христианского самосовершенствования.
1.3. Место дисциплины в учебно-воспитательном процессе
1.3.1. Дисциплина реализуется в качестве дополнительной дисциплины Стандарта учебно-воспитательной деятельности в воскресных школах (для детей) Русской Православной Церкви для детей 11–13 лет.
1.3.2. Примерный срок наставления в вере по дисциплине – 28 занятий.
- ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ
ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Воспитанник, освоивший дисциплину «Православные истоки казачества», должен:
– знать культурные и духовные традиции православного российского казачества;
– уметь излагать основные этапы истории казачества, факты жизни и деятельности казаков, сыгравших выдающуюся роль в истории казачества и России;
– иметь навык разумного обоснования особенностей исторического понимания православного казачества как особого пути служения Богу и Отечеству;
– применять полученные знания и представления о православном российском казачестве в личной жизни детей.
- РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ РЕЛИГИИ И РЕЛИГИОЗНОГО ВОСПИТАНИЯ
- Результаты воспитания на традициях Православия:
а) осознание себя носителем славных традиций православного российского казачества, православным христианином, устремленным к служению Богу и Отечеству;
б) осознание себя верным чадом Русской Православной Церкви;
в) формирование целостного взгляда на историю православного российского казачества;
г) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, о достоинстве, свободе, казачьей доблести;
д) развитие нравственного самосознания, доброжелательности, отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
е) формирование ответственности за судьбу Отечества;
ж) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным отечественным ценностям.
- Результаты обучения религии и религиозного воспитания:
– знание традиций православного российского казачества;
– знание основных событий истории православного российского казачества;
– умение рассказать о казачьих героях и святых;
– умение рассказать хронологию и содержание основных этапов истории православного российского казачества и объяснить их смысл;
– умение раскрыть нравственное содержание православных казачьих заповедей.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
– понимания процессов, происходящих в духовно-нравственной жизни современного общества;
– выражения собственного мнения по вопросам нравственной оценки происходящего в современном обществе;
– использования знаний православных казачьих традиций христианской нравственности для личной благочестивой жизни.
- СЕТКА РАСПИСАНИЯ ЗАНЯТИЙ
№
п/п |
Разделы и темы | Всего занятий | Занятия в классах
|
Практические занятия | Выездные занятия | ||
Модуль I: История казачества – 13 ч. |
|||||||
1 | Цели и задачи курса. Происхождение казачества. Духовные истоки | 2 | 2 | ||||
2 | Казачья вольница и служба казаков России | 4 | 2 | 1 | 1 | ||
3 | Казачество в ХХ веке. Казаки-новомученики | 4 | 2 | 1 | 1 | ||
4 | Казачество в эмиграции. | 1 | 1 | ||||
5 | Современное состояние российского казачества | 2 | 2 | ||||
Модуль II: Религия, культура и быт и казачества – 9 ч.
|
|||||||
6 | Религиозные взгляды казаков | 1 | 1 | ||||
7 | Православные праздники, особо почитаемые у казаков | 2 | 2 | ||||
8 | Казачьи святые и святыни | 2 | 2 | ||||
9 | Культура и быт казачества | 4 | 1 | 1 | 2 | ||
Региональная специфика казачества – 5 ч. | |||||||
10 | История казачества в регионе. Особенности обычаев и традиций | 2 | 2 | ||||
11 | Говоры. Кухня. Одежда. Казачья справа | 1 | 1 | ||||
12 | История монастырей и храмов, построенных казаками, по инициативе казаков или с их участием | 2 | 1 | 1 | |||
13 | Подведение итогов.
Творческие работы |
1 | 1 | ||||
ИТОГО: | 28 | 19 | 4 | 5 | |||
- ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
«Православные истоки казачества» – 28 занятий
Модуль I. История казачества
Тема 1. Цели и задачи курса. Основные понятия. Происхождение казачества. Духовные истоки.
– Основные версии и гипотезы происхождения казачества.
– Проблемы формирования и этнического состава российского казачества.
Тема 2. Казачья вольница и служба казаков России.
– Политика государства по отношению к казакам до XX вв. Место казачества в православном государстве.
– Духовные основы организации управления и службы казачества, казачьи вольницы и восстания.
– Участие казаков в присоединении новых территорий и защите границ православного государства. Казаки в войнах России XVI–XIX вв. Защита Православия. Герои-казаки.
Практическое занятие. Тема: «Казачество: путь от вольницы к служению вере, царю и Отечеству».
Задание выполняется в формах: подготовки проекта, презентации, эссе, сочинения, составления генеалогического древа, фотоальбома или фотовыставки, рефератов, сочинений, презентаций, дневников (семейный архив, мини-архивы), экспонатов (выставка творческих работ), видеофильмов (мультфильмов).
Выездное занятие.Тема: «На службе вере, царю и Отечеству: пять веков казачьей славы». Занятие проводится в формах: исследования, игры; посещения музея, библиотеки, картинной галереи; паломничества по святым местам и т.д.
Тема 3. Казачество в ХХ веке. Казаки-новомученики
– Казаки в Русско-японской и Первой мировой войнах.
– Участие казачества в революционных событиях и Гражданской войне. Духовный кризис казачества.
– Расказачивание.
– Казачество в годы Великой Отечественной войны. Герои-казаки. Казаки-новомученики.
– Практическое занятие. Тема: «Герои-казаки. Казаки-новомученики».
Занятие проводится в формах: занятие-исследование, занятие – исторический портрет, занятие – час подлинника, занятие – работа с первоисточником (архивами) и т.д.
Задание выполняется в формах: подготовки проекта, презентации, эссе, сочинения, составления генеалогического древа, фотоальбома или фотовыставки, рефератов, сочинений, презентаций, дневников (семейный архив, мини-архивы), экспонатов (выставка творческих работ), видеофильмов (мультфильмов).
Выездное занятие.Тема: «Равнение на героев!». Занятие проводится в формах: занятие-исследование, занятие-игра; посещение музея, библиотеки, архива, картинной галереи; встречи с казаками – ветеранами Великой Отечественной войны и т.д.
Задание выполняется в формах: презентации, эссе, сочинения, фотоальбома или фотовыставки, рефератов, сочинений, презентаций, дневников (семейный архив, мини-архивы).
Тема 4. Казачество в эмиграции
– Волны эмиграции. Казачьи диаспоры за рубежом. Духовная жизнь казачества за рубежом.
– Особенности адаптации. Хранение верности Православию.
– Казачьи коллаборационистские формирования во Второй мировой войне.
Тема 5. Современное состояние российского казачества
– Возрождение казачества. Духовные истоки возрождения.
– Специфика взаимодействия государства и казачества. Место казачества в структуре современного российского общества.
– Типы казачьих формирований. Структура, организация, чины в войсковых казачьих обществах и общественных объединениях казачества.
– Православные традиции проведения Казачьего круга. Священник на Казачьем круге. Выборы атамана.
– Казачья присяга. Освящение знамени, освящение оружия.
– Христианские основы казачьего этикета.
Модуль II. Религия, культура и быт и казачества
Тема 6. Религиозные взгляды казаков.
– Религия и верования казаков. Православная вера – основа духовных традиций российского казачества.
– Идеи христианской нравственности в отношении казаков к военной службе, семье, труду, воспитанию детей, богатству, милосердию, благотворительности. Казачий духовник.
– Угрозы распространения новых религиозных движений.
Тема 7.Православные праздники, особо почитаемые у казаков.
– Привязка народных и православных праздников, особо почитаемых у казаков, к этапам сельскохозяйственного года.
– 1 сентября – День Российского казачества. Празднование Донской иконы Божией Матери. История праздника. История Московского Донского монастыря.
– Войсковые православные праздники.
Тема 8. Казачьи святые и святыни.
– История казачьих храмов и монастырей.
– Святые-казаки.
– Казачьи святыни.
– Святые – покровители казачьих войск.
Выездное занятие.Тема: «Мать казака – православная вера…», проводится в форме: занятие-паломничество, занятие перед иконой, занятие-открытие, занятие – театрализация казачьих традиций и т.д.
Задание выполняется в форме проекта, презентации, эссе, сочинения и т.д.
Тема 9. Культура и быт казачества
– Христианские основы традиций, обрядов, быта и культуры российского казачества.
– Православные казачьи семейные традиции.
– Распределение обязанностей в казачьей семье, воспитание детей, домашний иконостас, отношение к смерти, поминальные традиции казачества, православный казачий взгляд на войну.
– Традиционные занятия казаков.
– Военно-патриотические традиции казачества в контексте
Православия.
– Православные особенности основания казачьего поселения.
Станичный храм.
– Обычаи. Говоры. Кухня. Одежда. Казачья справа.
– Литература. Фольклор.
– Образы казачества в культуре и искусстве.
Практические занятия. Темы: «Казачья справа», «Рецепты казачьей кухни», «Традиционные занятия казаков». «Православные ценности в казачьих пословицах и поговорках». Занятия проводятся в формах: занятие-открытие, занятие – театрализация казачьих традиций, занятие-исследование, занятие – работа с первоисточником (архивами), изготовление предметов казачьего быта своими руками и т.д.
Задание выполняется в формах: подготовки проекта, презентации, эссе, сочинения, фотоальбома или фотовыставки, рефератов, сочинений, презентаций, дневников (семейный архив, мини-архивы), экспонатов (выставка творческих работ), видеофильмов (мультфильмов).
Выездное занятие.Тема: «Казачий курень», проводится в формах: посещения казачьего общества, музея истории и быта казачества, библиотеки, картинной галереи; просмотра фильмов, встречи с пожилыми казаками и т.д.
Модуль III. Региональная специфика казачества
Тема 10. История казачества в регионе.
Тема 11. Особенности обычаев и традиций. Говоры. Кухня. Одежда. Казачья справа.
Тема 12. История монастырей и храмов, построенных казаками, по инициативе казаков или с их участием.
Выездное занятие.Тема: «История казачества моей малой Родины»проводится в формах: исследовательского проекта, игры; посещения казачьих обществ, казачьих музеев, святых и памятных для казачества мест; в форме встречи с казаками-ветеранами и т.д.
- ОЦЕНКА ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
6.1. Оценка освоения дисциплины «Православные истоки казачества» может проходить в форме творческих проектов, написания рассказов или эссе о казачестве, составления генеалогического древа, фотоальбома или фотовыставки, рефератов, сочинений, презентаций, дневников (семейный архив, мини-архивы), выставки творческих работ, видеофильмов (мультфильмов) и др.
6.2. Примерные темы творческих заданий:
1) Теории и версии происхождения казачества: аргументация, основное содержание.
2) Культура и традиции православного российского казачества.
3) Казаки в русской литературе и искусстве.
4) Политика государства по отношению к казакам до XX века.
5) Казаки в Смутное время.
6) Казачество в народных движениях XVII–XVIII столетий.
7) Казаки в войнах Российской империи в XVIII в.
8) Участие казаков в войнах России XIX в.
9) Формирование казачеств на территории России в XIX веке.
10) Казачья община. Традиции казачьего самоуправления.
11) Кавказская война и участие в ней казачества.
12) Казаки – герои войны 1812 года.
13) Материальная культура казачества России: поселения и жилища, традиционный костюм, традиционная система питания.
14) Образование у казаков.
15) Духовная культура казачества.
16) Казачество в начале XX в.: от Русско-японской войны к Первой
мировой войне.
17) Казаки в революциях XX века.
18) Казаки в Гражданской войне (1918–1920 гг.). Политика
расказачивания.
19) Казачья эмиграция: культурные традиции и политическая
позиция.
20) Казаки в годы Великой Отечественной войны: патриотизм
и коллаборационизм.
21) Развитие войсковых казачьих обществ и общественных
Объединений казачества в начале XXI века.
22) Религия и верования казаков.
23) Христианская нравственность в основе жизненного уклада, быта,
семейной культуры и отношения к военной службе у казаков.
24) Казачьи святые и святыни.
25) Выдающиеся исторические личности казачества.
26) Войсковые православные праздники.
27) Православные праздники, особо почитаемые у казаков.
- ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ УСЛОВИЯ
Для осуществления деятельности по дисциплине «Православные истоки казачества» воскресной школы по наставлению в вере привлекаются лица, отвечающие установленным квалификационным требованиям.
Полезно привлекать представителей казачьих обществ и общественных объединений казачества.
Группы детей для занятий по курсу могут формироваться как из детей казаков, так и из детей, которые не знакомы с традициями православного российского казачества, но хотели бы изучать их.
При проведении занятий по курсу лицу, осуществляющему наставление в вере по данной дисциплине необходимо учитывать, что организационная идея состоит в проведении воспитанников через этапы: снятия психологического барьера, приобретения мотива к развитию, приобретению опыта «проживания».
При проведении занятий желательно использовать фото, видео и музыкальное сопровождение.
Предлагаемые в данном курсе формы работы, вытекающие из его цели и задач, следующие: беседы, объяснения (размышления) проблемного и обобщающего типа, практические занятия аналитического и проектировочного характера, консультации.
- МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
– помещение для проведения занятий;
– компьютерное и мультимедийное оборудование;
– тематическая видеотека и мультимедийные презентации;
– наглядные пособия.
- УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
- Стратегия развития государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества до 2020 года. http://www.kremlin.ru/events/councils/16682
- Социальная концепция Русской Православной Церкви. https://azbyka.ru/osnovy-socialnoj-koncepcii-russkoj-pravoslavnoj-cerkvi
- Методические материалы и документы Синодального комитета по взаимодействию с казачеством. http://www.skvk.org
- Баканов В. П. Из истории оренбургского казачества. Магнитогорск, 1993.
- Белецкая Е. М.., Виноградов В. Б., Великая Н. Н. Календарная обрядность терских казаков // Этнографическое обозрение, № 2 1996.
- Бигдай А. Д. Песни кубанских казаков. В редакции Захарченко В. Г. Т. 1. Краснодар, 1992; Т. 2. Краснодар, 1995.
- Бондарь Н. И. Воины и хлеборобы (некоторые аспекты мужской субкультуры кубанского казачества) // Православие, традиционная культура, просвещение. Краснодар, 2000.
- Бондарь Н. И. К вопросу о традиционной системе ценностей кубанского казачества (Часть I. XIX – начало XX века) // Из культурного наследия славянского населения Кубани. Краснодар, 1999.
- Бондарь Н. И. Традиционная культура кубанского казачества. Избранные работы. Краснодар, 1999.
- Бочан С. А. Донское казачество в начале XX века. Учебно-методическая разработка. Новочеркасск, ЮРГТУ (НПИ), 2008.
- Бугай Н. Ф. Казачество России: Отторжение, признание, возрождение (1917–1990-е годы). М., 2000.
- Великая Н. Н. Казаки Восточного Предкавказья в ХVIII–ХIХ вв.. Ростов-на-Дону, 2001.
- История донского казачества. Ростов-на-Дону: Изд. ЮФУ, 2008.
- Казачество. Энциклопедия. / Ред. кол.: Федотов А. П. (гл. ред.) и др. – М.: ООО Издательство «Энциклопедия», 2008.
- Лазарев А. Г. Традиционное народное жилище донских казаков: Казачий курень. Ростов-на-Дону, 1998.
- Лукаш С. Н. Педагогика казачества: прошлое и настоящее Юга России: монография. М.: Центральное изд-во УМНЛ, 2008.
- Лукаш С. Н. Воспитательные ценности культуры казачества монография Ростов-на-Дону, Армавир Изд-во РИЦ АЛСИ, 2008.
- Моисеева О. В. Версии возникновения донского казачества. Российское государство и донское казачество (вторая половина XVI–XVII вв.). / Юж.- Рос. гос. техн. ун-т (НПИ). – Новочеркасск: ЮРГТУ, 2011.
- Очерки традиционной культуры казачества России. Том I. М., Краснодар, 2002.
- Очерки традиционной культуры казачества России. Том II. М., Краснодар, 2005.
- Ратушняк О. В. Донское и кубанское казачество в эмиграции (1920–1939 гг.). Краснодар, 1997.
- Рыблова М. А. Традиционные поселения и жилища донских казаков. Волгоград, 2002.
- Рыжкова Н. В. Донское казачество в войнах начала ХХ века. М.: «Вече», 2008.
- Сизоненко А. Г. Казачьи войска России. Ратные подвиги, знаки уклад жизни. Ростов-на-Дону: «Владис», 2011.
Приказом Председателя Синодального отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви № 234 от 10.09.2018 включена в Реестр дополнительных дисциплин обучения религии и религиозного воспитания для воскресных школ (для детей) Русской Православной Церкви на территории Российской Федерации под № 01.