Во многих странах возрос сейчас интерес к дошкольному образованию. Образовательные реформы, прошедшие по всему миру в последние десятилетия, повысили в общественном сознании оценку данного института.
Его социальная значимость заставляет развитые страны вкладывать значительные финансовые и интеллектуальные ресурсы в дошкольное образование.
В нашей стране проблемы дошкольного образования обсуждаются сегодня на разных уровнях: о них заявляют Президент и Правительство Российской Федерации, экспертные и родительские сообщества. По решению Правительства в 2013 году увеличены бюджетные ассигнования на развитие системы дошкольного образования, поскольку его доступность и качество до сих пор оставляют желать лучшего.
Исторически одним из приоритетных направлений деятельности Русской Православной Церкви является приобщение детей к православной культуре, традициям, христианскому образу жизни. Знакомство детей дошкольного возраста с православным миром, его ценностями, должно происходить до вступления в школу, так как духовно-нравственное качества личности начинают формироваться именно в этом возрасте. Поэтому так важно повысить статус дошкольного православного образования в системе общего образования.
С 1990-х годов Русская Православная Церковь создавала на всей территории России практически с нуля систему религиозного образования, начиная с детского сад и заканчивая вузами. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл говорит о том, что «детские сады, воскресные школы, православные гимназии, вузы должны стать единой, непрерывной системой православного образования, адекватно отвечающей на актуальные запросы жизни».
За последние годы православное дошкольное воспитание становится самостоятельным направлением в системе религиозного образования. Созданы десятки программ и методических пособий по духовно-нравственному воспитанию для детского сада и семьи. Обобщен немалый практический опыт православного воспитания детей Белгородской, Смоленской и Вяземской, Калининградской, Нижегородской, Курской, Санкт-Петербургской, Челябинской и Златоустовской митрополий, Московской областной и городской епархий и др. Развивается сеть православных дошкольных учреждений, семейных детских садов, факультативов и кружков. Многие государственные и муниципальные детские сады различных регионов страны включают духовно-нравственное воспитание в базовый компонент образования.
В Отделе религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви создан экспертный Совет, задачей которого является оценка и предоставление грифа Отдела учебно-методическим пособиям и литературе по духовно-нравственному воспитанию. Совсем недавно гриф Отдела присвоен учебно-методическому пособию «Добрый мир» доктора педагогических наук, профессора Московского областного государственного университета Людмилы Шевченко. Данная работа полностью соответствует Федеральным государственным требованиям, предъявляемым к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Она широко применяется в детских садах Московской области и используется в рамках программы «Традиция» по духовно-нравственному воспитанию детей, реализуемой в семейном клубе «Рождество» города Москвы.
Повысить качество образовательной деятельности детских садов должны следующие документы, разработанные Отделом религиозного образования и катехизации:
Православный компонент к структуре Основной общеобразовательной программы дошкольного образования и
Примерное содержание программы православного воспитания детей дошкольного возраста.
Документы прошли широкое общественное обсуждение и были утверждены Председателем Отдела митрополитом Ростовским и Новочеркасским Меркурием.
Православный компонент представляет собой церковный Стандарт воспитательно-образовательной деятельности для православных дошкольных образовательных учреждений. Также он является основным нормативным документом для конфессиональной аттестации детских садов. Он может использоваться семейными детскими садами, воскресными школами, центрами и клубами по духовно-нравственному воспитанию детей. Кроме того, на добровольной основе (по согласию педагогического коллектива и заявлению родителей или лиц, их замещающих) Стандарт может применяться и в государственных и муниципальных дошкольных образовательных учреждениях.
Содержание Православного компонента дошкольного образования в части программы, формируемой участниками образовательного процесса, предполагает введение учебно-методического курса «Основы православной культуры» (название пособия может изменяться).
Православный компонент дошкольного образования:
опирается на существующее законодательство (Конституцию Российской Федерации, Федеральтный закон «Об образовании в Российской Федерации», Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях»), а также на нормативный документ «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России»;
разработан с учетом Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, утвержденных Министерством образования и науки Российской Федерации 23 ноября 2009 года,
является приложением к Стандарту православного компонента начального общего, основного общего среднего (полного) общего образования для учебных заведений Российской Федерации, утвержденного решением Священного Синода Русской Православной Церкви от 27 июля 2011 года,
учитывает более чем двадцатилетний опыт духовно-нравственного образования и воспитания в системе образовательных организаций Русской Православной Церкви.
Православного компонент дошкольного образования выполняет следующие функции:
правовую: обеспечивает права православных обучающихся, верующих родителей на религиозное образование и воспитание в соответствии с их собственными убеждениями в едином образовательном пространстве;
системообразующую: представляет собой часть целостной системы непрерывного православного образования в соответствии с принципами Христоцентричности, преемственности, единства, верности традиции;
контрольно-регулятивную: определяет критерии и показатели результативности образовательного процесса, чтобы оценить эффективность деятельности православных образовательных организаций,
педагогическую: создает возможность для формирования православной образовательной и воспитательной среды, в которой каждая личность могла бы развиваться духовно и нравственно.
Стандарт разработан с учетом всех видов детской деятельности в дошкольном образовательном учреждении (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, творческой, музыкально-художественной, чтения) и способствует созданию особой среды полноценного развития.
Положение уточняет духовно-нравственное содержание всех образовательных областей, таких как «Здоровье», «Безопасность», «Социализация», «Труд», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка», и решает задачи духовно-нравственного развития детей. Стандарт включен в обязательную часть основной общеобразовательной программы дошкольного образования (в перечисленные образовательные области). Также он может быть частью программы, формируемой участниками образовательного процесса как приоритетное направление курсов духовно-нравственного воспитания в соответствии со спецификой культурных и иных условий, в которых осуществляется образовательный процесс.
В дополнение к Православному компоненту дошкольного образования было разработано Примерное содержание программы по православному воспитанию детей дошкольного возраста. Программа построена по возрастному принципу. В ней выделены разделы, в которых предлагаются примерные темы и содержание занятий в соответствии с определенным возрастом детей: в возрасте 3-4 лет (младшая группа); 4-5 лет (средняя группа); 5-6 лет (старшая группа); 6-7 лет (подготовительная к школе группа).
Каждый раздел включает в себя следующие темы:
Ребенок и его окружение; Бог – Творец мира; Молитва – общение с Богом; Церковь – дом Божий; Священная история Ветхого Завета; Божии заповеди; Новый Завет – жизнь Господа Иисуса Христа; Церковные праздники; Жития святых; Дни Ангела детей.
Применение на практике документов Православный компонент дошкольного образования и Примерное содержание программы православного воспитания детей дошкольного возраста позволит не только православным, но и светским детским садам лучше ориентироваться в учебном материале по воспитанию детей в соответствии с православными ценностями, а также реализовать принципы непрерывности и преемственности процесса духовно-нравственного воспитания на всех ступенях общего образования.
Современная ситуация в системе дошкольного образования характеризуется противоречивыми тенденциями. С одной стороны, в органах власти, общественном сознании, научном и педагогическом сообществах признается право граждан воспитывать своих детей в государственных и муниципальных дошкольных образовательных учреждениях в соответствии с ценностями отечественной духовной культуры. С другой стороны, в системе дошкольного образования принимаются новые нормативные акты, которые в недостаточной мере учитывают значение задач духовно-нравственного развития личности. Данные документы крайне затрудняют реализацию законных прав родителей на воспитание детей в соответствии с духовно-нравственными традициями своего народа, препятствуют созданию сети православно-ориентированных групп и детских садов, создают организационно-методические трудности для разработки и внедрения программ духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста.
В настоящее время Отделом религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви разработаны и направлены на рассмотрение в Министерство образования науки РФ поправки к действующим нормативным актам. Отдел принимал активное участие в обсуждении проекта Федерального закона «Об образовании в РФ», и в данный нормативно-правовой акт были внесены определенные изменения. Дошкольное образование получило в законе статус суверенной и самоценной ступени образования.
В статью 64 ФЗ «Об образовании в РФ» впервые внесено положение о формировании у детей общей культуры, которая включает в себя, разумеется, и представления об отечественной культуре с ее православными традициями и ценностями. Также удалось внести изменения в Приказ Министерства образования и науки РФ от 20 июля 2011 года. Теперь в качестве необходимого результата реализации федеральных требований к программе дошкольного образования названо создание развивающей образовательной среды, обеспечивающей духовно-нравственное развитие и воспитание детей.
Эти нововведения могут позволить расширить сеть православных детских садов, государственных и муниципальных дошкольных образовательных учреждений, включающих духовно-нравственный компонент в воспитательно-образовательный процесс.
В настоящее время Министерством образования и науки Российской Федерации создана группа по подготовке проекта федерального государственного стандарта дошкольного образования, который должен будет удовлетворить общественную потребность в разностороннем развитии и воспитании детей в системе дошкольного образования.
Проект должны вынести на широкое общественное обсуждение. Отдел религиозного образования и катехизации собирается принять в нем активное участие. В связи с введением в государственных и муниципальных школах курса «Основ религиозной культуры и светской этики» нужно включить занятия духовно-нравственной направленности в систему дошкольного образования. Сегодня это направление является для Отдела религиозного образования и катехизации особеннно актуальным.
Алла Алексеева, специалист по дошкольному образованию Сектора православного образования Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви.