Что такое конфессиональная аттестация школ, что включает в себя православный образовательный стандарт, какими бывают православные средние учреждения – об этом и не только рассказывает иеродиакон Лаврентий (Полешкевич), заведующий сектором православного образования Отдела религиозного образования и катехизации (ОРОиК) Русской Православной Церкви.
Конфессиональная аттестация школ
Сектор православного образования Синодального Отдела религиозного образования и катехизации осуществляет конфессиональную аттестацию православных образовательных учреждений. Специалисты отдела принимают решения, какую школу можно называть православной или православно-ориентированной, а какую нет. По каким критериям специалисты определяют это? В первую очередь, по нормативно-правовой базе. Если в нормативных документах школы есть указание на то, что в образовательном учреждении идет соответствующий образовательно-воспитательный процесс, который ориентирован на православную традицию, кроме того, в уставе, в концепции по духовно-нравственному развитию, в других документах, прописана роль духовника, роль духовного окормления со стороны Русской Православной Церкви, тогда эту школу мы можем называть православной.
Но это не единственный критерий. Второй критерий не касается нормативно-правовой базы, не касается документов, а касается той системы дополнительного образования, которую выстраивает сама школа. Мы внимательно смотрим, насколько образовательно-воспитательный процесс соответствует уставу, и другим нормативным документам и положениям. Для этого мы интересуемся жизнью школы. В некоторых случаях мы выезжаем в эту школу на день открытых дверей, например, или на какие-то другие мероприятия. Общаемся с педагогами, с учащимися, с директором школы, знакомимся с библиотекой. Мы смотрим на систему дополнительного образования, потому что это очень важный сегмент в жизни школы, который определяет уровень и характер воспитательного процесса. Нам важны также положительные отзывы родителей, педагогов из других школ. Лишь при совпадении всех вышеуказанных критериев мы в полной мере можем оценить, насколько Синодальный Отдел религиозного образования и катехизации может поручиться за эту школу.
В регионах идет процесс создания православных учреждений, он до конца не структурирован, до конца не централизован. Мы порой не можем нести ответственность за те или иные школы, которые называют себя православными. Предварительные итоги конфессиональной аттестации показали, что из 163 школ, которые подали пакеты документов в ОРОиК, лишь треть школ на 100% отвечает нашим критериям. У большинства остальных чаще всего нет одного или двух важных документов, например, указа о духовнике. Принимается во внимание ряд иных причин. Поэтому мы задерживаем выдачу Конфессионального представления до тех пор, пока нам эти документы не предоставят. Имеет место тот факт, что образовательный процесс в той или иной школе документально правильно не оформлен и не может соответствовать критериям православного образовательного учреждения. Мы также сталкиваемся с тем, что есть школы, которые пытаются совместить православный образовательный компонент и некоторые формы светского образования, которые нами не приемлются, например, преподавание валеологии. Если школа хочет быть православной, в ней не должно быть ничего предосудительного.
Если мы возьмем опыт других конфессиональных школ, например, исламских или иудейских, то они более скрупулезно относятся к своему образовательному и воспитательному процессу, а также к нормативной базе. Они, конечно, больше акцентируют внимание на этно-культурном компоненте, но он у них очень тесно связан с религиозным мировоззрением. Если православный в России может быть любой национальности, то в исламской школе учатся чаще всего люди с Северного Кавказа. Аналогично и еврейские школы, там естественно собраны учащиеся одной национальности.
Православный образовательный стандарт
Что такое православный образовательный стандарт? Есть предметы ФГОС (Федерального государственного образовательного стандарта), есть предметы, которые встраиваются в ФГОС. Они как раз и могут определять школу как православную.
Стандарт православного компонента начального общего основного общего среднего полного образования проходит конечный этап своего формирования – проект стандарта был представлен на рассмотрение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и Его Святейшество внес свои коррективы и сейчас специалисты дорабатывают этот важный документ. Исходя из опыта школ, в Стандарт включены несколько предметов. Прежде всего, это — Основы православной веры. Этот предмет включает в себя ряд модулей, которые в разных классах концентрируют внимание учащихся на разных аспектах богословия и истории Церкви. Основы православной веры включает в себя ряд тем из истории Русской Церкви, общецерковной истории, катехизиса, догматического богословия, нравственного богословия и некоторых других дисциплин, которые касаются православной литургической практики — церковно-славянский язык и церковное пение.
Что касается системы дополнительного образования, кроме предметов, встраиваемых в ФГОС, есть еще огромное количество форм послешкольной работы: кружки, секции, паломнические поездки, которые не менее важны, чем основной образовательный процесс. Чаще всего в православных школах это направление реализуется через приобщение к эстетическим формам воспитания, через народные ремесла. К примеру, в ряде школ можно встретить такие предметы как: лозоплетение, работа с глиной, вышивка, живопись и многое-многое другое. Кроме того, в православных школах часто существуют системы летних лагерей. Все эти моменты учитываются при вынесении оценки специалистами отдела, насколько школа является православной.
Первостепенное значение занимает образовательный уровень школы. «Православная школа, – по словам Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла, — должна быть образцовой школой». Не только по ведению православных предметов, но и по реализации преподавания и оценки предметов ФГОС. Это очень важно, потому что православные школы представляют лицо Церкви. Это свидетельство обществу об образовательном уровне нашего подрастающего поколения.
Мы не можем дать школе конфессиональное представление, т.е. документ, который свидетельствует, что школа православная, без предоставления конкретных документов о духовнике. Во-первых, духовник должен быть не запрещенным клириком епархии, в которой функционирует та или иная школа, во-вторых, он должен быть утвержден особым указом епархиального архиерея, и копия этого указа должна быть в документах, предоставляемых к нам в Отдел. Кроме того, к нам должны поступать отчеты духовников (это, конечно, пока не обязательный, но желательный пункт) о проводимой ими работе. Что конкретно делает духовник. Одно дело, когда священник раз в неделю или даже раз в месяц приезжает в школу, беседует с детьми в рамках классного часа, может быть совершит какой-то молебен или даже Литургию в домовом храме школы, но систематической духовной работы нет. Другое дело – когда он ведет систематическую работу по духовно-нравственному развитию педагогов, детей и их родителей.
Ряд школ строит свой духовный распорядок следующим образом: перед началом занятий обязательно молитва. Целесообразно, чтобы духовник возглавлял эту молитву, но священник, будучи прикреплен к определенному приходу, несет послушание на приходе. Трудно совмещать работу в школе и пасторское приходское окормление. Было бы идеально, чтобы у каждой школы был свой штатный духовник, который служил бы в домовом храме и непосредственно каждый день участвовал бы в жизни школы.
Я говорил о первом предмете, который касается стандарта православного образования. Не упомянул о других. Второй предмет – это церковно-славянский язык. Это богослужебный язык Церкви и его преподавание является очень важным. Во-первых, это облегчает усвоение русского языка, помогает усвоить русскую культуру, традиции. Если человек изучает этимологию тех или иных церковно-славянских слов, он уже входит естественно в традицию Древней Руси, Русской Православной Церкви. Кроме того, изучение церковно-славянского языка, как могут сказать студенты семинарии и академии, важно и потому, что помогает ознакомиться с греческим языком. Текст Священного Писания, богослужебные тексты удобней всего изучать, когда греческий текст сопоставляется со славянским, потому что язык равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия – это переводной язык. Дело в том, что святые Кирилл и Мефодий не владели классическим языком славян, классической литературы славянской у нас тогда просто не было, поэтому они шли по простому пути, они просто делали подстрочник. И адаптировали его, делали элементарную форму литературного языка. Поэтому изучая греческий, нужно пользоваться славянским, для того чтобы понять те формы и те языковые правила, которые присутствуют в этом языке. Но в обычных православных школах греческий язык не входит в список обязательных предметов. Греческим языком ограничиваются православные классические гимназии, а остальные учреждения ограничиваются только церковно-славянским языком.
Формы православных средних учреждений
В этой связи нужно сказать о формах православных средних учреждениях. Есть обычные средние школы, есть лицеи, есть гимназии, и есть – как высшая форма среднего православного образования – классические гимназии. Там, кроме предметов, которые уже упоминались (основы православной веры, церковно-славянский язык, в некоторых школах преподается также Закон Божий, основы православной культуры и т.д.), присутствуют еще греческий и латинский языки как классические предметы. Кроме того, делается акцент на обучении в направлении искусства.
Существует список православных образовательных учреждений. Но в связи с тем, что процесс аттестации не закончен, общий реестр православных школ до сих пор формируется. Предварительный список школ, успешно прошедших конфессиональное представление, на нашем сайте мы вскоре опубликуем. Но для того, чтобы каждому человеку можно было узнать о тех или иных православных школах, мы предоставляем ежегодно Издательскому Совету РПЦ перечень учреждений с адресами и телефонами. Эта база открыта для всех. Она ежегодно публикуется в Православном Церковном Календаре, за 2011 год она наиболее полная.
Помимо православных учреждений, стоит упомянуть и православно-ориентированные – это те школы, которые реализуют некоторые предметы православного компонента, и проводят некоторую воспитательную работу с детьми, чаще всего, это муниципальные образовательные учреждения. Не все из них включены в Реестр, но мы их учитываем. Среди них есть школы, которые находятся в процессе формирования, они готовы по нашему совету менять свой образовательно-воспитательный процесс и становиться православными.
Опыт регионов
Есть успешный опыт регионов по созданию образовательных учреждений. Например, в Нижегородской епархии практически каждый год создается православное образовательное учреждение. Интересен опыт Липецкой епархии — несмотря на то, что эта епархия малочисленная, но Правящий Архиерей делает акцент на развитии православного образования. Владыка создал такую уникальную среду, когда учащиеся вообще ничего не оплачивают – ни питания, ни обучения, мало того, им обеспечивают бассейн, паломнические поездки и многое другое.
Думаю важно, чтобы было желание следования по этому пути. Потому что средства могут быть найдены под этот проект – не просто пожертвование на Церковь, а под образовательный проект в Церкви. Частные благотворители откликнутся на помощь создания православной школы, если они будут видеть детей, которые получают образование, получают соответствующее воспитание. Ведь в регионах школы являются и адаптационными центрами, и реабилитационными от последствий улицы или дурного воспитания. Существуют различные Фонды, осуществляющие благотворительную помощь в этом направлении. Можно под эти проекты изыскивать средства из фондов. Главное, чтобы было желание работать в этом направлении.
Поэтому 163 школы это не предел. Мы знаем – есть ряд образовательных учреждений, которые являются муниципальными и при этом православно-ориентированными, но по ряду внутренних причин они не хотели бы афишировать свой статус, это связано чаще всего с взаимоотношениями со светской системой образования. Хотя есть прекрасные примеры ряда регионов. 17 школ в России открыто заявили, что они православные, при этом являясь муниципальными образовательными учреждениями. Это, конечно, очень редкое явление. Такая ситуация стала возможна благодаря конструктивному сотрудничеству епархии и местного департамента образования. Эту практику необходимо расширять, потому что в ряде регионов люди до сих пор не понимают, а зачем школе нужны такие предметы как: основы православной культуры или основы православной веры. Они противостоят этому, имея инерцию еще с советского времени, в основе которой лежит мысль, что школа отделена от церкви, поэтому ничего общего между ними быть не может, хотя в законодательстве об этом не говорится. Есть такие предметы, как программа «Истоки» или основы духовного краеведения. Они дают возможность соприкоснуться и ознакомиться с традицией и вероучением православной церкви. Кроме того, в качестве дополнительных занятий они предполагают посещение культовых зданий – храмов, и это для нас очень важно.
Хотя, надо сказать, что преподавание в государственных школах одного православного культурологического предмета тем недостаточно, что общий образовательно-воспитательный процесс в школе построен на совсем других принципах. И поэтому, чтобы не было внутреннего идейного противоречия у ребенка в том, что в школе учат правильно, а есть еще странные предметы, где говорят не совсем обычные вещи, чтобы у ребенка не возникало такого противоречивого состояния, логичнее адаптировать весь процесс. В советской системе образования каждый предмет наделялся идеологической нагрузкой. По тому же принципу действует и православная школа, однако обходя недостатки в ведении образовательного процесса, о которых, например, упоминал отец Андрей Кураев в одной из своих лекций: когда он был еще ребенком, учительница по химии ставила опыт, смешивала разного рода реактивы и делала такой идеологический вывод – вот видите, дети, медный купорос в осадок вышел, а Бог в осадок не вышел, поэтому Бога нет.
Опыт регионов показывает, что благодаря такой форме как экспериментальные площадки, благодаря такой форме как негосударственное образовательное учреждение или автономное некоммерческое образовательное учреждение, вполне успешно может быть реализован православный образовательно-воспитательный компонент.
Стереотипы и родительский контроль
Существует несколько стереотипов, связанных с православными школами. Во-первых, людям светским часто кажется, что православные школы воспитывают детей для монастырской жизни, что они делают акцент на частых богослужениях, на поклонах, что там присутствует какая-то система наказаний и т.д. В православных школах есть домовые храмы, есть духовники, определенные епархиальными архиереями, школьники регулярно участвуют в богослужениях, исповедуются, причащаются, но говорить, что в православной школе монастырский образ жизни, конечно, неверно.
Школьники обучаются на тех же основаниях, с тем же объемом свободного времени, с теми же критериями, что и в обычных школах. Однако православная школа ценна тем, что она обеспечивает для детей наиболее оптимальный, комфортный способ обучения. Создается атмосфера семьи, когда ребенку не дают замкнуться на себе, когда учащийся воспринимает педагогов не отстраненно, а как своих старших наставников, когда в школе отсутствует некоторая форма дедовщины, нецензурная лексика, вредные привычки и т.д. И вот этот семейный уклад большинства православных школ делает участие в образовательном процессе и для родителей и для учащихся очень ценным.
В православных школах работают опытные педагоги, которые работают за идею. Я был в одной классической гимназии на уроке литературы. Урок вела заслуженный учитель России, замечательный преподаватель, умеющий работать с детьми, но при этом не нашедший себя в светской школе. На мой вопрос: «А что Вас привлекло в православной школе?» — она ответила, что здесь можно действительно работать за идею, потому что здесь есть реальная забота о детях. Действительно, здесь не сводится все к меркантильным интересам и странным интригам, которые свойственны светской школе. Я не говорю, что православные учреждения все такие хорошие, у них нет недостатков. И в ведении образовательного процесса, и во взаимоотношениях между педагогами бывают трения, но эти трения, слава Богу, не такого серьезного уровня.
Сознательные родители, прежде чем отдать своего ребенка, приходят в школу, интересуются образовательным процессом, посещают занятия. Приведу свежий пример — не так давно я был в православной школе «Образ» в Подмосковье на Дне открытых дверей. Меня порадовало, что среди приглашенных гостей были также молодые родители, которые хотели бы отдать своих детей учиться в православную школу, но в какую именно, они определяются. Поэтому они посещают разные школы, общаются с директором, с педагогами, интересуются, куда поступают выпускники школы, какие у них аттестаты, какая у них путевка в жизнь, чтобы по плодам этой школы узнать, насколько хорош ее уровень. Родители интересуются отзывами о школе в интернете и собирают как можно больше материалов, чтобы отдать своего ребенка в то учреждение, которое отвечает наиболее высоким требованиям. Поэтому не только отдел осуществляет контрольную функцию. Сами сознательные родители в этом участвуют, потому что они непосредственно заинтересованы в этом.
А православные школы – наше будущее. Те молодые люди, которых мы выпускаем из православных школ, которые впоследствии не обязательно станут священнослужителями, чаще они идут по светским направлениям – становятся юристами, бухгалтерами, экономистами, идут на какие-то технические специальности, физику и математику, они, работая каждый в своей сфере, принесут пользу Церкви. С одной стороны, их деятельность будет носить миссионерский характер, они будут свидетельствовать о Христе там, где будут работать, привлекать новых людей к храму, и, с другой стороны, принесут пользу государству. Поэтому развитие православных образовательных учреждений решит ряд социальных задач государства и миссионерских задач Церкви.