Священным Синодом 14 июля 2018 года была утверждена «Дорожная карта первоочередных мер (комплексных предложений) по формированию и развитию благоприятных условий для духовного просвещения детей в приходских общинах Русской Православной Церкви»[1]. Этот документ определяет принципиальные подходы и стратегию развития приходского попечения о детях в Русской Православной Церкви.
Во все епархии этот документ направлен циркулярным письмом Управделами Московской Патриархии от 23.08.2018 № 01/4551. В срок до 1 декабря 2018 года необходимо провести в епархиях совещание с участием благочинных, настоятелей приходов и их помощников по приходскому попечению о детях (в т.ч. директоров воскресных школ и их сотрудников, катехизаторов, молодежных работников, сотрудников епархиальных отделов религиозного образования и катехизации и других заинтересованных лиц). Главная цель этих собраний – ознакомить с положениями «Дорожной карты». В соответствии с «Дорожной картой» предполагается отбор пилотных приходов и епархий, заинтересованных в апробации изложенных в документе подходов.
«Мы принципиально избрали рекомендательную форму, но фактически это ‒ стратегия, утвержденная Синодом, поэтому это ‒ документ для работы в епархиях и на приходах», ‒поясняет руководитель информационной службы Синодального отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви, координатор Рабочей группы по выработке подходов к формированию учебных пособий для воскресных школ иеромонах Геннадий (Войтишко). В своем втором[2] интервью он рассказал читателям Православного вестника «Приход», как будет происходить непростой процесс перемен в приходском попечении о детях.
ЧТО ДЕТИ ИЩУТ В ЦЕРКВИ?
«Дорожная карта» ‒ это не просто реорганизация деятельности воскресной школы, а изменение отношения всего прихода, епархии к работе с детьми.
Дети в большинстве своем видят в воскресной школе кальку общеобразовательной. И если до какого-то возраста они способны подчиняться родителям, то, начиная с 12 лет, проявляя свою самостоятельность, голосуют ногами.Дело в том, что для большинства детей граница приходской общины, Церкви, сжата до границ воскресной школы. И что еще хуже, сама воскресная школа часто суживает свою деятельность до передачи вероучительных определений: «Читай Катехизис!». Дети могут вызубрить правильные ответы на нужные нам вопросы, но будет ли это для них руководством к жизни? Как мы убеждаемся, нет.
Это мы наблюдаем на модели поведения детей в соцсетях, причем,церковных детей, тех, которые посещает воскресную школу. Посмотрите, какие материалы они смотрят, что «лайкают», как общаются друг с другом. Определения Катехизиса остаются для них пустыми звуками.
Отвечает ли учеба в воскресной школе их проблемам, запросам? В каждом возрасте дети сталкиваются с вызовами, для каждого периода они ‒свои. Даже у 5-6-ти летних детей есть свои кризисы, свои проблемы. Помогаем ли мы их решать?
Что дети ищут в Церкви? Они ищут возможности научиться вероучительным определениям? Их интересует тринитология? Их интересует история Церкви? В редких случаях! Я не говорю, что это скучно и не нужно, но это вторично. А что первично? Первично – это встретиться с настоящим, с тем, кого называют Бог, о котором говорят, что Он принимает кающегося грешника, что Он любит каждого человека. С Тем, кто отдал жизнь для того, чтобы, говоря детским языком, ты мог радоваться.
Дети приходят в Церковь с тем багажом, что слышали от своих родителей, по телевизору, в проповеди, в адаптированных вариантах Евангелия. И не встречаются с Богом, о котором так много говорят.Они видят обряды, вероучительные формулы, знакомятся с рамочной моделью поведения.Обрядовость бывает иногда полезной, но упускается главное‒ отношения с Богом, со Христом.
Мы не имеем права проповедовать в светской школе, но на приходе наша главная задача –познакомить детей со Христом, помочь им строить отношения, личные и настолько деликатные, что в них неправильно было бы вмешиваться другим людям.
Это не было бы проблемой, если бы дети видели Христа в нас, взрослых. Но, что греха таить, мы часто своим поведением передаем им искаженный образ Бога. Мы говорим о любви, о принятии, о добре, а сами ведем себя как последние грешники, как будто никогда не слышали о любви Христа и не читали Евангелие. Дети смотрят на нас и не видят Христа. А иногда мы даже подаем им противоположный пример. Мы рассказываем о Христе, а позволяем себе повышать голос на дитя. У меня были разговоры с разными педагогами, и часто я от них слышу: «Каюсь, я срываюсь на детей, я кричу на детей». А ведь ребенок – это образ Божий. Почему я не могу позволить себе говорить на повышенных тонах перед иконой, которая в переводе с греческого означает «образ Божий», а почему на живой образ Бога, предстоящий передо мной, могу закричать?
Даже подходя к причастию, многие дети не понимают его сути, с таким же формальным отношением идут на исповедь.Ребенок встречает формальность, обрядовость, но Бога не встречает. Бога ему не показали.
Потому мы говорим о целом комплексе присутствия детей в Церкви, который в «Дорожной карте» сформулирован в пяти позициях:
- Развитие духовной жизни детей.
- Наставление их в вере, передача не просто вероучительных определений, а опыта веры. Не зря святые отцы говорили: «Как ты молишься, так ты и веришь, а как ты веришь, так и молишься».
- Внимание к людям, которые окружают детей, к межличностным отношениям.
- Развитие инфраструктуры.
- Благоприятная эмоциональная среда.
УЧИТЕЛЯ: ОТ ШКОЛЯРСКОЙ МОДЕЛИ К ЖИВОЙ ПЕРЕДАЧЕ ОПЫТА
Дети в воскресных школах не нуждаются в учебниках. Учителям же было бы полезно понимать методики, использовать лучшие педагогические инструменты в своей деятельности. Мы подготовили специальное пособие: «Психолого-педагогические основы работы с детьми на приходе». Это пособие можно скачать на сайте Синодального отдела религиозного образования и катехизации в разделе «Воскресные школы»[3]. Мы предлагаем и показываем вариативность эффективных методик не в схоластической, школярской модели, а в той, где происходит передача вероучения детям, наставления их в вере, модели живой и интересной для них. Показываем варианты занятий, основанные на проблемно-ориентированном подходе. На практических семинарах мы рассказываем, как это работает, как это можно применять. С этим материалом педагоги могут работать на совершенно ином качественном уровне.
Требуют изменений и форматы занятий с детьми. У нас долгое время доминировал предметный подход с разными дисциплинами, например, предмет «Священное Писание Нового Завета» или «Основы вероучения Церкви». Не имея глубокого опыта изучения восприятия детьми этого предмета, преподавать его детям малоэффективно.Как, например, можно изучать Священное Писание Нового Завета и не изучать христианскую нравственность? А долгое время это были две отдельные дисциплины – Новый Завет ‒ отдельно, христианская нравственность ‒ отдельно.
Самые эффективные занятия ‒ это те, которые в себе интегрируют темы разных дисциплин. Когда в рамках одной встречи с детьми, которая может длиться несколько часов, затрагиваются темы и Ветхого завета, и Нового завета, и нравственности, и богословия, и основ вероучения. Интегрированные занятия работают гораздо более эффективно, чем отдельные уроки по каким-то темам.
Понятно, что когда ты за 30 лет понаторел в одном методе, чаще всего ‒ в лекционно-дидактическом, то перестроиться на проблемно-ориентированный подход, на сократическую беседу, на кейс-технологии ‒сложно. Внимание ограничено рамками уроков, парт, традиционных форм ведения занятий.
ДИСТАНЦИОННЫЕ КУРСЫ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ
Для педагогов воскресных школ мы готовим сейчас программу дистанционного образования, ведь нам нужно охватить людей, живущих на огромной территории от Калининграда до Владивостока. Есть Патриаршие приходы в Америке, есть среднеазиатские округа – всех объехать или пригласить в Москву невозможно.
Программа разделена на пять блоков.
- Пастырский блок для духовенства. У нас в духовных школах нет специально выделенной дисциплины «Приходское попечение о детях». Есть фрагментарный курс педагогики на финальных курсах в семинариях. Сможет ли выпускник семинарии выстроить систему, если этому его не учили в духовной школе? Когда мы докладывали «Дорожную карту» на Высшем Церковном Совете, Святейший Патриарх дал поручение подготовить отдельную дисциплину «Система приходского попечения о детях». Ее реализация потребует усилий и серьезной подготовки, проработки вопросов, связанных с духовной жизнью детей.
- Богословский блок. Говоря о вероучительных предметах, хочу подчеркнуть, что огромное количество учителей сами нуждаются в катехизации, не схоластической, а именно сущностной.Сегодня требуется иная логика подачи вероучительного материала. Она заключается в том, чтобы помочь найти ответы на вечные вопросы, которые волнуют и детей, и самих взрослых. И если у педагогов нет ответов, они не смогут ничего рассказать детям. Мы понимаем, что учителя не понесут правильное знание детям, если мы не будем преподавать богословие им самим.
- Психологический блок. Далеко не все священники, представители духовенства, и даже те, кто ведет занятия в воскресных школах, понимают закономерности отдельных процессов развития детей,их возрастные особенности,трудности и проблемы. Наша задача – не теоретизировать, а показать практические стороны этого вопроса.
- Педагогический блок. Эффективные педагогические технологии, методика преподавания вероучительного курса для разных возрастов, идеи современной церковной педагогики о попечении о детях.
- Концептуально-организационный блок, потому что очень важно подготовить педагогов к практической реализации новых подходов к приходскому попечению о детях.
РОДИТЕЛИ: БЛИЗКИЙ КОНТАКТ И ВОВЛЕЧЕНИЕ
Для некоторых родителей отправка ребенка в воскресную школу воскресным днем– это способ получить пару часов свободного времени. А в храме говорят: давайте мы с вами поговорим! Проведем время вместе с детьми. Некоторые из родителей будут недоумевать, почему это священник интересуется ситуацией в семье? У нас сейчас все стремятся к независимости. Однако речь идет не о ее нарушении, а о близком контакте священника с родителями.
Существуют на приходах примеры доверительных отношений, есть клубы родителей. Замечательно, когда священник, сам отец своих детей, встречается с семьями. Они делятся трудностями, опытом. И священник, как пастырь, руководит, помогает, подсказывает, как правильно выстроить жизнь по Евангелию. Это приносит прекрасные плоды. Не всякий священник имеет такт, опыт, способность передать правильные установки семейных отношений. Это очень непростая тема.Взаимодействие с родителями может быть очень болезненным, однако наша задача – помочь родителям качественно измениться.
ВСЕГДА ОТКРЫТЫЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДВЕРИ ХРАМА
В процессе подготовки «Дорожной карты» мы уделили большое внимание возможностям прихода в попечении о детях. Многие сетуют, что нет финансовыхресурсов.Требуются ли средства для того, чтобы по-другому отнестись к детской исповеди? Нужны ли они для того, чтобы грамотно организовать участие детей в Литургии? Даже создание специальной детской комнаты, в которой они могли бы находиться до момента причастия, требует совсем небольших затрат. Они несопоставимы с тем, какой это дает отклик в детских душах.
Самая большая проблема из того, что мы слышим– это отстраненность настоятелей от приходского попечения о детях. Нередко настоятели перекладывают попечение о детях на учителей воскресной школы. Однако учитель в воскресной школе может лишь эффективно донести наставления в вере. Духовная жизнь детей не находится в его компетенции. Он не принимает исповедь, не взаимодействует с семьей на пастырском уровне.
Нередко духовник воскресной школы ‒это номинальная фигура. Он иногда приходит, общается с детьми. Однако это не то системное, глубинное погружение в проблемы детей, их семей, которое необходимо. Без участия семьи разговаривать о детях невозможно. Ребенок ‒всегда член семьи, а значит, говоря о детях, мы должны говорить о взаимоотношениях в семье.
Всегда ли наши пастыри в курсе этих взаимоотношений? Знают ли они, что испытывает ребенок? Знакомы ли с условиями, в которых он живет? С горечью могу сказать – чаще всего нет.
Конечно, есть замечательный опыт, который можно поставить в пример.Так, в Пензенской епархии на одном из приходов организована группа раннего развития для маленьких детей. Эта группа, начинавшаяся как кружок, где дети могли бы находиться до момента причастия, выросла даже не в детский сад, а в общее семейное пространство. Сначала вовлеклись мамы, а потом начали приходить мужья, им стало интересно общаться с другими прихожанами.
Мне кажется, одной из важнейших задач является осознание священником ответственности за детей своего прихода не на словах, а в реальном деле. И даже с организационной точки зрения вкладываться в детей очень дальновидно. Если мы теряем детей, значит мы теряем будущих прихожан.
Мы должны понимать, что у детей, у подростков должна быть возможность прийти в церковь не только в богослужебное время, после которого храм закрывается на амбарный замок и становится недоступным без благословения батюшки.Например, приходят наши дети на приход в будний день, а имв ответ: «Приходите в воскресный день, когда занятия в воскресной школе». Если же приходская община – это семья, это место, которое благорасположено к ребенку, то почему ребенок не может прийти в любой день? Когда дети не находят доброжелательного внимания в храме, они идут на улицу, сидят в подворотнях и подъездах, в фудкортах супермаркетов и торговых центров. Они там, а значит ‒ не у нас, в ситуации риска, потому что мы не знаем, кто с ними будет взаимодействовать, и среда не всегда безопасна.
«Дорожная карта», на наш взгляд, может дать качественный импульс для переосмысления и перестройки всей приходской жизни. Глядя в лицо детям, мы видим лицо нашей будущей Церкви. Это зеркало нашего будущего.
[1]Документ можно скачать на сайте Синодального отдела религиозного образования и катехизациив разделе «Документы» / «Воскресные школы» по ссылке:https://pravobraz.ru/dorozhnaya-karta-pervoocherednyx-mer-kompleksnyx-predlozhenij-po-formirovaniyu-i-razvitiyu-blagopriyatnyx-uslovij-dlya-duxovnogo-prosveshheniya-detej-v-prixodskix-obshhinax-russkoj-pravoslavnoj-cerk/
[2]Первое интервью «Создание благоприятной для детей среды – ключевая задача приходского попечения» читайте: Приход. 2018. № 5. С.4‒12.
[3]https://pravobraz.ru/psixologo-pedagogicheskie-osnovy-raboty-s-detmi-na-prixode