2 апреля 2012 года издание «Липецкая газета: Итоги недели» опубликовало интервью и.о. заместителя Председателя Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви игумена Митрофана (Шкурина).
Нужна ли современной российской школе духовная составляющая? Вопрос далеко не праздный и отнюдь не риторический. Насколько своевременно введение учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» в школьную программу и чем мы сами можем помочь себе и своим детям? Об этом мы беседуем с настоятелем Свято-Успенского монастыря Липецкой и Елецкой епархии игуменом Митрофаном (Шкуриным). В марте нынешнего года батюшка получил высокое назначение, или правильнее сказать – послушание: отец Митрофан стал заместителем Председателя Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви.
– Батюшка, надеюсь, что с новым назначением Вы не уйдёте в «церковные чиновники», а останетесь пастырем…
– Приняв священнический и тем более монашеский сан, ты уже окончательно встаёшь на особый путь. Сойти с него нельзя. Приведу пример. Святитель Антоний Воронежский однажды во сне увидел себя распятым на кресте. После пробуждения он услышал голос своего предшественника, первого Воронежского епископа святителя Митрофана, который говорил, что мы не можем сами сойти с креста – нас могут только снять с него. В церковной жизни есть свои правила: мы не можем выбирать себе послушания, назначения. А моё новое послушание – это не чиновничья работа. Это ответственное место приложения моих знаний, усилий и навыков. Господь нас ведёт своим промыслом. Однажды в Воронеже, будучи уже в священном сане, мы разговаривали с владыкой Мефодием о послушаниях. И я сказал, что самым сложным и ответственным считаю педагогику, потому что знаю это всё на примере мамы-учителя. На это владыка мне ответил: раз ты так боишься педагогики, она скоро обязательно к тебе придёт. По его словам сегодня всё и сбывается. Я начинаю заниматься делом вроде бы и знакомым, но пока ещё неизведанным: мне многое непонятно, многое предстоит узнать, над многим поработать. При этом я остаюсь наместником Древне-Успенского монастыря в Липецке и ответственным секретарём журнала «Вестник церковной истории» (это единственное периодическое церковно-научное издание, приложение к «Православной энциклопедии»). Просто у меня появилось ещё одно новое послушание в Синодальном отделе религиозного образования.
– Тогда с кем, как не с Вами, можно обсуждать введение в школьную программу комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики». В 2009 году школам в 19 регионах Российской Федерации в качестве эксперимента предложили апробировать этот курс. Результаты, как мне кажется, не должны никого удивлять: большинство родителей и детей выбрали из шести модулей «Основы светской этики»…
– Сейчас у родителей и детей ещё есть время подумать и сделать осмысленный выбор. Никто не имеет права заставить отдать свой голос за тот или иной модуль. Нужно понимать, что «Основы православной культуры» – это не просто христианский культурологический курс. Это основы нашей российской культуры. И в этом отношении такой выбор людей должен быть поддержан самой Церковью. Нужно понимать, что в сознании ребёнка не должно возникать некоего дуализма, когда в курсе духовно-нравственного воспитания ему будет сказано одно, а, например, на уроках естествознания он получит знания совершенно иного порядка. Мы всегда и везде должны уважительно говорить о своей науке и об истории. А история нашей страны – это в том числе и утверждение Православия на российской земле. И тогда мы придём к объективной истине, которая может рассматривать и религиозную точку зрения, и далёкую от неё. Здесь уместно опереться на мировой опыт: когда вы желаете получить гражданство какой-либо из ведущих стран мира, то сдаёте несколько экзаменов, в том числе и по религиозной истории государства.
– На ваш взгляд, этот эксперимент быстро приживётся в нашей школе? Ведь социологические исследования свидетельствуют о том, что люди не спешат отдавать предпочтение религиозным предметам. В тех регионах, где курс «Основы религиозных культур и светской этики» уже включён в учебную программу, основы светской этики выбрали около 47% родителей и учеников, основы православной культуры – почти 30%, основы мировых религиозных культур – 20, основы исламской культуры – более 5% и основы буддийской и иудейской культуры – около 1%. Чтобы ситуация изменилась, нам нужно ждать смены поколения?
– Здесь уместнее говорить о поколении, которое мы теряем. Мне кажется, главная причина того, что родители и дети делают выбор в пользу светской этики, кроется в том, что люди объективно чувствуют – пока в школе нет достаточного количества квалифицированных педагогов. Поэтому сейчас остро стоит вопрос о расширении временных границ модуля религиозного воспитания и образования. Не замыкать его только на четвёртом классе. Мне кажется, что со временем и это может изменить ситуацию. И если ученики старших классов станут делать осознанный выбор предметов духовно-нравственного образования, то и цифры в процентах могут измениться.
– А не проще брать преподавателей из самих церквей?
– У нас по закону Церковь отделена от государства. Поэтому мы можем, говоря канцелярским языком, оказывать образовательные услуги только в рамках, например, православных гимназий, воскресных школ. Закон даже предполагает, что мы можем открывать конфессионально ориентированные институты и даже факультеты в светских учреждениях. Но не более того…
– Но ведь среди священства есть и люди, получившие светское педагогическое образование?
– Конечно, если у священнослужителя есть соответствующее образование и желание, а главное – возможности работать в школе, мало кто ему в этом может отказать. Но по нашим подсчётам это около двух с половиной процентов от общего числа священников, имеющих высшее светское образование. То есть и этим мы ситуацию никак не изменим. Да к тому же в некоторых сёлах и деревнях вообще нет школ. И куда идти священнику-педагогу, основное призвание которого служить Богу и людям, заниматься своим приходом? Конечно, с батюшек никто не снимал социального служения обществу, но священством не нужно подменять функции государства. То есть здесь нужно следовать духу соработничества.
– На ваш взгляд, введение «Основ религиозных культур и светской этики» – это ликбез или попытка приобщить детей к традиционным основам светской и духовной культуры?
– В большинстве случаев за несколько десятков часов невозможно изменить мировоззрение человека. Можно только показать направление, в котором необходимо двигаться. Необходимо отвоевать эту пядь земли. И уже отсюда начинать движение. Если мы потеряем эту канву, за которую нам нужно держаться как за спасительный трос, то потом, возможно, будет уже поздно…
Позвольте завершить своё обращение к Вашей читательской аудитории, неравнодушной, думающей и чуткой, вечным Христовым призывом: «Не препятствуйте детям приходить ко Мне» (Мф. 19. 14), ибо в этих словах содержится обращение к родителям, педагогам, власть имущим– ко всем взрослым, желающим доброго и благого своим детям.
Полностью интервью читайте на сайте издания «Липецкая газета: Итоги недели»