Назначение на должность правящего архиерея Ростовской и Новочеркасской епархии епископа Меркурия стало неожиданностью не только для верующих, но и для самого священнослужителя.
— О переводе в Ростов я никогда не думал, — признался в беседе с корреспондентом Ростовского агентства новостей епископ. — Полагаю, что и для моего предшественника владыки Пантелеимона, который направлен на Ярославскую кафедру — тоже. Но как бы то ни было, а волеизъявлением Святейшего Патриарха и Священного Синода было вынесено соответствующее определение, и вот я в Ростове. Священнослужители — как военные: поступил приказ — надо выполнять.
— А Вы бывали прежде на Дону или это Ваш первый приезд?
— Впервые я ступил на донскую землю менее недели назад, 13 августа. Как-то получилось в жизни, что особо и некогда было путешествовать. Сначала годы напряженной учебы, затем не менее напряженная работа в Калиниградской епархии. Пребывание в США тоже, как Вы понимаете, не способствовало путешествиям по родной стране. Но как я был тронут теплой встречей, которая состоялась в Ростовском аэропорту, а затем в Кафедральном соборе! Если же говорить о собственно ощущениях, то, впервые посетив незнакомый мне город, я почувствовал, что приехал к себе домой.
— Прибыв на новое место службы, Вы наверняка уже знали, с чего начнете. Какими будут первые шаги епископа Меркурия?
— Первоочередная задача — по возможности, скорее вникнуть в дела епархии. Необходимо побывать в храмах, познакомиться со священниками и помолиться вместе со своей паствой. В отличие от обычных управленцев, администраторов, у епископа складывается впечатление не по внешнему облику, не по отчетам, а от сердечного и молитвенного общения, в котором Господь открывает сущность человека. Мне недавно рассказали замечательную историю. Как-то одного священника попросили высказать свое суждение о неком человеке, на что он ответил: «Как я могу что-то сказать об этом человеке, я же с ним ни одной литургии не служил?».
— А если говорить о задаче-максимум для Новочеркасской и Ростовской епархии?
— Основная задача епархии, Церкви в целом, была и остается прежней: прийти к человеку, к его семье, чтобы иметь возможность непосредственного общения с ним, и донести до сердца человека Слово Божие. Это очень важный, основополагающий момент, который, к сожалению, реализуется далеко не всегда. Отсутствие или обрыв связи между Церковью и прихожанином приводит к печальным последствиям. К примеру, мне вчера на стол положили пачку писем — прошений на расторжение церковного брака. Как выяснилось, большинство этих браков распалось потому, что, во-первых, у самих супругов было поверхностное отношение к таинству венчания, не была проведена катехизация и должная подготовка к браку. То есть люди вошли в семейную жизнь неподготовленными. Вторая причина, не менее важная — они выпали из поля зрения Церкви. Брак был благословлен церковно и, увы, на этом все закончилось.
— Одно время венчаться в Церкви было сродни моде, которая, как известно, проходит…
— Я не могу полностью исключить и такого мотива, но в то же время я твердо убежден, что подавляющее большинство молодых людей шло под венец с надеждой, что Господь благословит их брак. Беда в том, повторю, что перед этим им никто не рассказал, что супружество — это умение терпеть, прощать, любить.
Если вы венчались, то при возникающих разногласиях в семье не надо бежать за советом к подружке или делиться наболевшим с друзьями за кружкой пива. Нужно прийти к священнику, на исповеди открыть свое сердце. И получить объективный, выверенный веками ответ на те вопросы, которые вас волнуют.
Если бы это происходило, то не было бы такого количества разводов, как впрочем, и многого другого — абортов, наркомании, алкоголизма…
— Вы сказали об исповеди, и некоторая часть прихожан, в частности женщины, готовы это сделать, но их смущает, что священник — мужчина…
— Я не вижу здесь никакой проблемы. Нужно понимать, что мы не батюшке исповедуемся, а приносим покаяние Богу. Священник — всего лишь свидетель. Неловко, стыдно исповедаться? А грешить было не стыдно? Если женщина все-таки не может себя пересилить, то получить совет, рассказать о своих проблемах она может настоятельнице женского монастыря или в разговоре с монахинями. Однако разрешить человека от греха Богом дана власть только священнику.
— По прилете в ростовский аэропорт Вы сказали, что нам необходимо вернуться к своим корням, при этом оставаясь современными людьми, адаптированными к современной жизни. А современная жизнь ассоциируется в первую очередь с развитием техники, средств получения информации. Ваше Преосвященство, а каковы у Вас взаимоотношения с интернетом?
— Пока никаких, — владыка, улыбаясь, окинул взглядом кабинет и тут же уточнил. — У меня пока интернет не подключили, но когда есть техническая возможность, пользуюсь его услугами. Встал утром, помолился, посмотрел события в мире, новости, а вечером, прежде чем молиться, посмотрел, что в мире произошло за день. Должность обязывает быть в курсе событий. Если говорить в общем, то к интернету я отношусь как средству получения информации, не более того, а к компьютеру — как к средству написать официальное письмо или составить документ. В игрушки, всякие «стрелялки» не играю.
— А в социальных сетях епископа Меркурия можно встретить?
— Боже упаси! Зачем? Пустая трата времени. Все эти «Одноклассники», «Мои миры», «Контакты» и прочее — иллюзия общения. Человек думает, что вокруг общество настоящих людей, а на самом деле общается с призраками. Тем выгодней на этом фоне выглядит живое общение, в котором людей связывают не только слова, но и чувства, переживания, жесты, а не бездушные смайлики. Кроме того, человек иногда доверяет электронным носителям такие интимные вещи, которые совсем не нужно было бы доверять.
— Ваше отношение к спорту?
— Я с одобрением отношусь к физической культуре, но к спорту высших достижений — с некоторым предубеждением. Причем и к тем, кто таким спортом занимается, и к болельщикам. Давайте говорить открыто: современный спорт часто превращается в бизнес, на этом зарабатывают огромные деньги. А в качестве инструмента для получения денег выступают спортсмены, которые, в конечном счете, теряют свое здоровье: нокауты, травмы, переломы, инфаркты на поле и прочее.
Еще одна негативная сторона: многие виды спорта разжигают человеческие страсти. Если церковь говорит о том, что человек должен бороться со своими страстями и не давать им властвовать над собой, то всё, что часто окружает современный спорт, говорит об обратном.
А вот физическую культуру — гимнастику, плавание, походы на лыжах с семьей — я приветствую и рекомендую. Это я вам уже как врач говорю.
— Какую музыку слушаете, какую литературу читаете?
— Люблю церковную музыку, для меня это самое большое утешение, особенно во время службы. А в другие моменты — по настроению. Если я скажу, что люблю Баха или Моцарта, это прозвучит банально, но тем не менее это так. Мне кажется, не любить такую музыку невозможно. Из советских композиторов склоняю голову перед творчеством Александры Николаевны Пахмутовой.
— А рок, поп-музыку?
— Это не для меня. Хотя с почтением отношусь к творчеству Юрия Юлиановича Шевчука.
— Так это же ярко выраженный рокер…
— Юра Шевчук — называю его так, потому что мы знакомы лично — хотя и ассоциирует себя с рок-музыкантами, но, как мне кажется, к таковым не относится. У него свой стиль, или как сейчас говорят, своя волна, на которой он уже долгие годы успешно плывет. Шевчук очень глубокий и талантливый человек.
Продолжая разговор о музыкальных предпочтениях, могу сказать, что люблю русскую музыку, казачьи и украинские песни. Когда человек сам поет — это одно, а когда песню подхватывает несколько человек — это такая мощь, такая сила!
Что касается литературы, то тут я тоже не оригинален: люблю Пушкина, как Раневская, хотя «он мне не снится, и не говорит, что я ему надоел». Люблю творчество Гоголя. Не могу сказать, что я поклонник и знаток современной литературы, но изящество стиля Акунина меня подкупает.
— Позвольте вопрос несколько иного порядка: как Вы относитесь к предложению отца Всеволода Чаплина ввести для россиян так называемый дресс-код?
— Бедного отца Всеволода с этим дресс-кодом уже затрепали. Он не предлагал всех одеть в одну и ту же одежду и стройными рядами выпустить на улицы. Священник говорил о соблюдении элементарных правил приличия. Ну нельзя ходить в шортах, кроссовках, купальном костюме в Большой Театр, это просто неприлично, и вас туда не пустят, как бы вы не возмущались. И правильно сделают. Здесь разговор идет не о введении дресс-кода, а о воспитании элементарной культуры у нашего народа.
— В некоторых европейских странах введен запрет на ношение хиджабов в общественных местах. Нужен ли такой запрет у нас в стране?
— Я не вижу ничего плохого в том, что человек выражает свои религиозные убеждения, в том числе и в одежде. Но при одном условии: если они не наносят оскорбления людям, которые его окружают. Если женщина — мусульманка, то почему она не может ходить с покрытой головой? Другое дело, что людям иной веры нужно уважительно относиться к обычаям и культуре в стране, местности, где испокон веков традиционно исповедуют, к примеру, православие. Не зря народ придумал поговорку: «Со своим уставом в чужой монастырь не ходят». Однако у нас зачастую не принято считаться с чужим мнением и традициями. А отсюда возникают конфликты, в том числе и на национальной почве.
Я почти десять лет прожил в США, где свобода гражданина считается едва ли не главным завоеванием. Могу сказать, что там действительно можно многое, и свобода твоя достаточная, но она заканчивается там, где начинается свобода другого. Когда к нам придет такое понимание, когда люди разных вероисповеданий, национальностей, культур и традиций попытаются понять друг друга, тогда исчезнут конфликты.
— Ваше Преосвященство, что бы Вы хотели сказать своим прихожанам?
— Прихожанам, и не только им — всем. Лучше, чем сказал апостол Иоанн Богослов, трудно выразить эту мысль: «Детки, любите друг друга, это большее, что я могу вам сказать!».
Этими словами я бы и хотел обратиться к своей пастве. Любите друг друга, цените каждый миг, проведенный вместе. Смотрите на своих близких и окружающих, как на уникальное явление, уникальный мир, который нужно хранить и беречь. Не бойтесь говорить друг другу добрые слова, не стесняйтесь прощать и казаться при этом слабыми — не бойтесь этого, это ложный стыд. Умение прощать показывает силу. Будьте терпеливы и внимательны. Будьте трудолюбивы, человек, который трудится, достоин и пропитания, и уважения. И наконец, цените Россию, страну, где вы родились и живете.
Беседовал Алексей Сакунов