Интервью с протоиереем Вячеславом Бачиным, настоятелем храма во имя святителя Николая Чудотворца в Риме
– Отче, расскажите, как у вас налажено православное образование за границей. Ведь это особое дело – в мире, который окружен неправославными людьми, воспитывать детей именно в православной вере, давать им православное образование.
– Спаси Господи за вопрос, он достаточно важный, и здесь есть два момента – первый, это то, что, действительно, мы за рубежом и оторваны от родины, своих корней, а второе, то, что нам в этом отношении несколько проще. Почему? Мы знаем, что в подавляющем большинстве итальянских школ преподают христианский катехизис, то есть наши дети имеют представление о Господе, праздниках церковных… Особенность же заключается в том, что каждый приход за границей неповторим. Это как в семье – родные братья, но жизнь складывается неодинаково. Так и на приходах, даже в одном городе: состав прихожан, из каких они государств, где они трудятся … везде есть свои аспекты. Если брать наш приход святителя Николая, то при храме у нас воскресная школа, включающая две группы; младшую и старшую, и мы окормляем две школы русского языка. Это те школы, которые вышли из нашей приходской школы 13 лет назад. Тогда был создан первый класс, там проводились занятия по русской речи, языку, литературе, истории государства Российского, и обязательно о Православии. Этот класс повзрослел и это дети наших эмигрантов «четвёртой волны» из разных государств постсоветского пространства. Потом уже появилось несколько классов, потом небольшая школа и мы стали арендовать помещение. В 2011 году наша школа насчитывала уже около 100 человек, мы проводили полноценные занятия, и к концу года школа уже не вмещала всех желающих, произошло, как принято сейчас говорить, разукрупнение. Сегодня у нас по милости Божией две школы, в одной 180, в другой 150 детей. Мы арендуем помещения итальянских школ, и по субботам согласно расписания проводим с 9.00 до 16.30 все занятия. С детьми проводятся духовные беседы, преподаются; история России, русский язык и литература, математика, иностранные языки, рисование, пение.
Занятия в школах начинаются в сентябре с общего молебна в нашем храме. В течении учебного года в школах проводятся детские праздники – «Здравствуй, осень золотая», встречаем Новый год и Рождество Христово, весной «Здравствуй, масленица!», Пасха Господня, День славянской письменности и культуры. В этом году мы впервые провели с 14 марта Неделю православной книги – открытые общешкольные уроки. И в конце года в каждой школе выпускной. И так по милости Божией, трудами многих православных педагогов передаётся и сохраняется наша культура.
– Туда ходят только наши дети или и итальянцы, которые интересуются русской культурой?
– Если брать состав деток, то 10% – это дети из полноценных семей из России, Украины, Беларуси, Молдовы, где оба родителя православные. Примерно 80% – из семей, где один из родителей, или папа или мама, итальянцы. И оставшиеся около 10% – из итальянских семей, которым интересна русская культура.
– Предмет «Основы православной культуры» преподается в посольской школе?
– Да, занятия проводят наши батюшки из ставропигиального прихода святой великомученицы Екатерины при Российском посольстве. По приглашению Владыки Антония я присутствовал на торжественных мероприятиях в нашей посольской школе в Риме. Кроме того приход святой Екатерины часто приглашает детей на ознакомительные экскурсии в свой красивый храм.
– Батюшка, Вы недавно буквально за трапезой задали вопрос: «Когда производится Таинство Миропомазания, и народ дружно ответил: «Вслед за Таинством Крещения». А бывают у вас какие-то катехизические беседы для взрослых? Или только для детей?
– Этот вопрос был задан не случайно, часто на приходах можно услышать, что Миропомазание совершается на всенощном бдении, после чтения Евангелия. То есть у нас проводятся беседы с прихожанами. Каждый воскресный день, после общеприходской трапезы, уборки, послушаний по храму для всех желающих у нас открыта библиотека и мы проводим беседы, либо смотрим фильмы о Православии, либо совершаем паломничества к христианским святыням Рима. Среди просмотренных фильмов; «Форпост», «Поп», совсем недавно смотрели фильмы про монастырь в Дании и о том, как в Пермской области братия ушли в лес, поставили там скит, то есть о том, как люди полностью посвятили себя Богу. Мы действительно стараемся смотреть в большей степени документальные фильмы, о истории Церкви, о Таинствах, о жизни Православия в современном мире. Почему столько бесед, просмотров, паломничеств, потому что наш приход постоянно обновляется. Наши прихожане, это люди приезжающие на работу в Европу. Дома они имели православные храмы на соседней улице или совсем рядом с домом, но не ходили. И что удивительно, оказавшись на чужбине наши люди, первое, что стараются здесь сделать, это найти православный храм. На наших беседах мы говорим им, что Вы пришли в храм «дорогой волхвов». Вспомним вифлеемских пастушков, которые услышав весть о Рождестве сразу, пройдя через поле, пошли поклониться Богомладенцу Христу. А Вы, имея дома рядом храм Божий, смогли переступить его порог только в стране далече.
– То есть получается, что ваш храм продолжает традиции русских зарубежных храмов тем, что помогает русским и русскоязычным оставаться русскими за границей, не потеряться, не раствориться.
– Да, помогает стать, быть православными христианами. Сегодня состав нашего прихода – это два представительницы ещё «первой волны» русской эмиграции, остальные же, за исключением нескольких итальянцев, – это так называемая «четвертая волна», о которой мы сегодня уже говорили.
– А Вы общаетесь с другими представителями нашей Церкви в зарубежье? Есть какие-то общие проблемы, которые связаны с образованием, с катехизацией? Может быть, у Вас есть какой-то опыт, которым можно было бы поделиться?
– Повторюсь, что каждый приход уникален. Даже в этой красивой стране приходы не одинаковые. Приходы в центральной части отличаются о тех, что находятся на юге или на севере. Соответственно швейцарские приходы отличаются от испанских, голландские от португальских. Есть «стационарные» приходы, это когда прихожане со своими семьями постоянно проживают в данной стране, и есть «нестационарные» приходы, как у нас. Другой вопрос, если стационарный приход – на сколько процентов. В нестационарных люди постоянно обновляются, кто-то приезжает, потом возвращается домой, либо уезжает в другую страну, и снова приезжают новые… То есть нужно постоянно повторять то, что мы уже говорили год назад – что такое Церковь, Таинства, молитва, пост, о история Церкви и прихода, проводить курс катехизации вновь.
– Нужна ли помощь из России – какие-то книги, что-то еще? Может быть, чего-то не хватает, что можно было бы сделать, и это было бы в помощь?
– Слава Богу, сейчас все есть. И главное, что есть добрые люди, которые что нужно привозят. Как только появляется новинка, у нас она практически сразу тоже появляется. За последние лет 10 в нашей Церкви проделан колоссальный объем работы – появилось много методической литературы, много учебников, для всех возрастов, появилось много христианской художественной литературы, выбор дастоточно большой. Многое привозят, многое есть в сети, что можно почерпнуть, распечатать, в том числе учебные программы. Всегда перед началом нового учебного года в школах, когда рассматриваем новые программы, сначала смотрим; сколько новых детей к нам записалось, кто пришел. Если детей становится больше, встаёт вопрос создания новых классов, групп, соответственно как это распределить по учебным дням, обязательно смотрим, когда национальные праздники в государстве (если праздник, значит, в такой-то день детей не будет, потому что родители традиционно поедут куда-то отдыхать) в общем, учитывая всё это строится учебная программа.
– Дети какого возраста ходят в воскресную школу? Есть ли проблемы с молодежью 12–16 лет? Уходят ли подростки из храма? Что помогает их удержать?
– Приходят дети от 4-х до 15-ти лет. Если дети из верующей семьи, где родители молятся о своих чадах, то конечно нам значительно легче. Да, стараемся привлекать молодежи в жизнь воскресной школы. Допустим, те дети, которые учились у нас несколько лет назад и уже подросли, сегодня приходят и начинают помогать преподавателям, как когда-то, если Вы помните, «пионервожатые». Им самим интересно, они с радостью возятся с малышами. Конечно, чада помогают в алтаре. И как сказал ранее, мы стараемся не «сидеть» на приходе, постоянно совершаем паломничество – по Риму, где, слава Богу, предостаточно святынь. Летом у нас обязательно приходской лагерь для наших младших прихожан, учеников воскресной школы и для учеников школ русского языка. Так же течении года мы выезжаем на природу с детьми и родителями, то есть мы вместе и получается такая приходская семья. Это нормальная жизнь православной общины, как это и везде. Так было и, слава Богу, есть.
– Благодарю Вас за беседу.
– Вам всего доброго, помощи Божией в Ваших трудах!
Елена Балашова
Протоиерей Вячеслав Бачин
Родился в 1965г. 4 декабря 1991 года рукоположён в диакона, 8 декабря 1991 года во пресвитера.
С 1991 по 2008 годы нёс послушания штатного священника, настоятеля храма, собора, кафедрального собора, благочинного, секретаря епархиального управления в Красноярской епархии.
В июле 2008 года архиепископ Красноярский Антоний (Черемисов) обратился к Митрополиту Смоленскому и Калининградскому Кириллу (ныне Патриарх Московский и всея Руси) с просьбой «определить для служения за рубежом» протоиерея Вячеслава Бачина.
С октября 2008 года служил в храме Святой Троицы в Хорошёве г.Москва.
31 марта 2009 года Патриаршим указом назначен настоятелем Казанского прихода города Гаваны, Куба.
30 мая 2011 года Патриаршим указом назначен настоятелем Свято-Николаевского патриаршего прихода в Риме.
28 декабря 2017 года Патриаршим указом назначен настоятелем Свято-Николаевского Патриаршего подворья в Бари, Италия.
Елена Балашова