На прошедшем на прошлой неделе в Москве под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси КИРИЛЛА совещании по современному состоянию теологического образования в России сформулированы основные предложения по развитию этой области на ближайшую перспективу.
Завершило работу двухдневное совещание «Теология в вузах: взаимодействие Церкви, государства и общества», которое проходило в Москве 28 — 29 ноября 2012 года под руководством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси КИРИЛЛА
В своем докладе Его Святейшество подвел итог первых двух десятилетий развития университетского теологического образования, обозначил направления его дальнейшего развития и перспективы совместной работы на этом поприще Церкви и университетской системы.
Прошедший форум открывает новый этап в развитии отечественного богословского образования как единой системы, объединяющей духовные школы и университеты. Работа патриаршего совещания объединила более 200 ключевых для богословской школы фигур из более чем 40 регионов страны. На секционных заседаниях были обсуждены модели и стратегии взаимодействия церковных, университетских и общественных структур; представлены последние разработки профильных бакалаврских программ и траектории подготовки и дальнейшего профессионального роста исследователя.
На заседании рабочей секции «Церковь, общество, университет: модели и стратегии взаимодействия» была, в частности, представлена модель непрерывного теологического просвещения, которую реализует межвузовская кафедра теологии и истории религий, соучредителями которой являются 15 вузов города Самары. Около 5 000 студентов изучают на кафедре богословские дисциплины. Основные формы работы кафедры – публичные лекции и выбранные на сугубо добровольной основе курсы. Заведующий кафедрой, доктор философских наук, протоирей Дмитрий Лескин отметил, что студенты испытывают сильный духовных голод,
они нуждаются в глубоком разговоре о Православии, в разговоре на языке высшей богословской школы. Отторжение православного просвещения, там, где оно имеет место, основано преимущественно на стереотипах общественного сознания, уравнивающих богословие с его противоположностью – сковывающей мышление идеологией. Публичные лекции рассеивают эти стереотипы, как дым, тогда как поверхностные формы церковной работы в вузе эти стереотипы только углубляют. Поэтому в Самаре сосредоточились на глубоком и
качественном образовании.
Участники секции «Теология: от бакалавриата до научного центра» уделили особое внимание вопросам подготовки исследователей и, что особенно важно, возможностям их дальнейшего профессионального роста. Высказанный накануне Святейшим Патриархом тезис о
том, что «теология в вузе невозможна без развития богословской науки», получил продолжение в сделанных на секции презентациях научных центров. Регулярное профессиональное общение исследователей, объединенных общей проблематикой, не только обогащает их самих, но и создает благоприятную среду для формирования молодых ученых. Заведующая Научным центром истории богословия и богословского образования ПСТГУ, доктор церковной истории, доктор исторических наук Наталья Юрьевна Сухова рассказала об основных направлениях исследований центра, а также о тех возможностях внештатного сотрудничества, которые открываются для магистрантов и аспирантов, для молодых и уже состоявшихся исследователей.
Другой научный центр Свято-Тихоновского университета разрабатывает темы Новейшей истории Русской Православной Церкви. В частности, центр явился организатором выставки «Преодоление», которая проходит сейчас в музее современной истории России (бывшем Музее революции) и рассказывает о Новомучениках и Исповедниках Российских. Еще одна тема, затронутая в рамках секции, – это возможности интернет-технологий для профессионального роста преподавателя и развития специализированного богословского образования. Проект «Виртуальный университет» представленный ПСТГУ, дает возможность обеспечить максимальную аудиторию авторским специальным курсам, что актуально не только для столичных ученых, но и для их региональных коллег.Совещание позволило умножить связи внутри сообщества, ввести в него представителей вузов, только открывающих теологические программы, заявить
о новых проектах.
На заключительном пленарном заседании патриаршего совещания был принят итоговый документ, сообщает «Православие и мир». Подводя итоги развития теологического образования в России последних двух десятилетий, участники совещания отметили ряд важных достижений:
- Сегодня православная теология преподается в 34 городах Российской Федерации. Лицензию на подготовку теологов получили 37 государственных и 10 негосударственных образовательных учреждений.
- Теологические программы реализуются на различных уровнях (бакалавриат, магистратура, дополнительное послевузовское образование, профессиональная переподготовка и дополнительная квалификация).
- С 2008 года для духовных учебных заведений возникла возможность реализации образовательных программ государственного образца и, соответственно, их государственной аккредитации.
- Созданы организационные предпосылки координации развития богословского образования в духовных учебных заведениях и университетах под эгидой Учебного комитета РПЦ. По распоряжению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси КИРИЛЛА с 18 августа 2010 г. в составе Учебного комитета действует Сектор теологического образования.
- Выпускники-теологи востребованы в государственных, общественных и церковных структурах. В частности, они занимаются научными исследованиями, преподают в вузах и школах, работают в СМИ, учреждениях культуры, выступают в роли экспертов по религиозной проблематике.
Вместе с тем, участники совещания констатировали ряд серьезных проблем:
- Присутствие теологии в светских вузах ошибочно воспринимается некоторой частью академического сообщества как нарушение принципа светскости государственного образования. Принцип светскости иногда интерпретируется как обязательность безрелигиозного мировоззрения для работника образования.
- Ощущается недостаточное внимание со стороны Министерства образования и науки РФ к проблемам развития теологии в светских вузах.
- Теологические подразделения в некоторых случаях не получают должной поддержки от епархиальных церковных властей.
- Специальность «теология» по-прежнему не введена в номенклатуру специальностей научных работников Российской Федерации.
- Недостаточным и не соответствующим потребностям общества остается количество выделяемых бюджетных мест по направлению «теология» в высших учебных заведениях.
В качестве путей решения проблем участники совещания рекомендовали предпринять следующие шаги:
- Предложить Учебному комитету, Отделу религиозного образования и катехизации, Синодальной библейско-богословской комиссии, Общецерковной аспирантуре и докторантуре имени святых Кирилла и Мефодия развивать координацию действий по расширению опыта преподавания теологии в вузах.
- Обратиться к органам законодательной и исполнительной власти Российской Федерации с предложением нормативно обеспечить партнерство государства, общества и религиозных конфессий в деле развития теологического образования.
- Просить органы государственной власти Российской Федерации рассмотреть вопрос о разработке и принятии перспективного плана организационного и финансового обеспечения теологического вузовского образования.
- Просить Министерство образования и науки РФ во взаимодействии с религиозными и общественными организациями скорейшим образом решить вопрос о внесении теологии в номенклатуру специальностей научных работников Российской Федерации.
- Просить епархиальных архиереев уделять особое внимание работе по открытию и поддержке кафедр, отделений и факультетов теологии в высших учебных заведениях.
- Предложить Синодальной библейско-богословской комиссии во взаимодействии с церковными, государственными и общественными структурами провести широкую дискуссию о природе светскости современного государства и светского характера образования, включая вопрос о формах и способах присутствия теологии и религиозной мысли в образовательном пространстве.