В рамках XX Международных образовательных Рождественских чтений состоялось совещание директоров православных школ и гимназий, на котором была представлена модель управления православным общеобразовательным учреждением в условиях введения Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения. Как она выглядит и в чем ее преимущества, рассказывает руководитель Отдела религиозного образования и катехизации Калининградской епархии протоиерей Сергий Коротких (для журнала «Православное образование» (лето 2012).
В рамках Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) нового поколения отражено, что традиционные российские религиозные организации, и прежде всего Русская Православная Церковь, выступают в качестве основных субъектов национальной жизни, воспитания и социализации детей и молодежи, являющихся носителями базовых национальных ценностей. Таким образом, ФГОС предоставляет школе достаточные возможности для того, чтобы уклад ее жизни сформировался на основе христианских ценностей.
Раскрыть данный потенциал ФГОС помогает Стандарт православного компонента общего образования, разработанный синодальным Отделом образования и принятый Священным Синодом Русской Православной Церкви, который предполагает формирование православного уклада жизни школы на основе реализации Программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, призванной обеспечить единство деятельности Церкви, семьи и школы.
Очевидно, что православному общеобразовательному учреждению проще, чем муниципальному, осуществить на своей базе реализацию требований ФГОС, т. к. такие ориентиры на личностные и метапредметные результаты освоения образовательной программы, как приобщенность обучающихся к основам национальной культуры, формирование целостного взгляда на мир, овладение универсальными учебными действиями должны сами по себе являться определяющими в православной школе.
Учредителям и руководству православного образовательного учреждения следует стремиться к решению главной управленческой задачи – обеспечению единой системы ценностей у всех участников образовательного процесса.
Это стремление предполагает:
1. Предъявление определенных требований к представителям администрации и педагогического коллектива на этапе их приема на работу, а именно – православная ценностная ориентация, высокий профессиональный уровень, педагогическое мастерство. Также предъявление требований к семьям детей, родители которых желают, чтобы они обучались в православной школе, а именно – готовность исполнять требования устава, принимать и поддерживать православный уклад жизни школы.
2. Планирование и проведение определенной работы с педагогическим коллективом по поддержанию и развитию православной ценностной ориентации, формированию единого и живого (не навязанного сверху) видения цели, задач, средств и методов образовательного (учебного и воспитательного) процесса, его преемственности и целостности.
Важным фактором формирования соборного сознания педагогического состава является организация коллективной разработки Концепции воспитательной деятельности и Программы духовно-нравственного развития и воспитания личности обучающихся с учетом особенностей как самого учреждения (внутренних), так и среды, в которой учреждение функционирует (внешних). С разработки именно этих документов следует начинать совместную работу коллектива над формированием Основной образовательной программы школы.
3. Планирование и осуществление работы, направленной на приобщение семей обучающихся к тесному участию в образовательном процессе, выработку единых требований к ребенку, родителю, педагогу со стороны семьи и школы, преодоление потребительской психологии родителя и оборонительной психологии учителя по отношению друг к другу. Родители в обязательном порядке должны быть привлечены к работе по формированию Программы духовно-нравственного развития и воспитания.
4. В основание управления должен быть положен принцип профессионализма и сотрудничества при строгом соблюдении иерархии. Недопустим авторитарный подход. Однако принцип христианской любви должен сочетаться с принципом справедливости в оценке качества труда работников. В таком важнейшем документе как «Принципы формирования системы оплаты труда» должны быть представлены четкие критерии оценки его качества, критерии объективного (не взирая на лица) финансового стимулирования и финансового взыскания. Важно, чтобы уровень зарплаты педагогов православной школы был ни в коем случае не ниже среднего по школам региона (а если возможно, то и немного выше) при более удобных условиях работы, чем в муниципальных школах. Мы имеем в виду: 1) наполняемость классов не более 20 человек; 2) оборудование на уровне современных требований; 3) благоприятную психологическую атмосферу сотрудничества и христианской взаимопомощи в коллективе; 4) чувство защищенности работников со стороны администрации в вопросах соблюдения трудового законодательства и требований государственных контролирующих органов в сфере образования. Во всем необходим профессионализм.
Поэтому прежде чем учредить школу, епархии или приходу следует, осознавая полноту ответственности, тщательно взвесить свои возможности по обеспечению этого проекта профессиональными кадрами и финансовыми средствами.
Важнейшим условием функционирования православного общеобразовательного учреждения и управления им является активная включенность в образовательную среду муниципалитета и региона. Православных школ мало. Православная школа всегда на виду. Необходимо изначально ставить задачу ее функционирования в качестве экспериментальной или базовой площадки регионального института развития (модернизации) образования. В данном направлении деятельности содержится, во-первых, огромный потенциал положительного влияния на муниципальную и региональную систему учреждений общего образования, так как православные школы являются (должны являться) носителями базовых национальных ценностей, и, во-вторых, возможность активной включенности православных образовательных учреждений в муниципальную и региональную образовательную систему, способствующая поддержанию качества образования в них самих на должном уровне.
Организация и проведение на базе православной школы обучающих семинаров, курсов повышения квалификации и переподготовки работников образования, особенно директоров школ и специалистов органов управления образованием, способны не только сплотить коллектив, поднять его собственную значимость в глазах педагогов и родителей, но и транслировать пути (средства и методы) реализации ФГОС в муниципальные школы, помогать им в разработке соответствующей документации, освоении и привитии национальных базовых ценностей на их почву.
Таким образом, православная школа должна создаваться и функционировать с миссионерской целью, ни в коем случае не замыкаться в своих стенах, не воспринимать окружение как враждебную среду, в которой нужно сохраниться и выжить, ибо такая управленческая установка способна превратить школу в духовную резервацию, противопоставить ее всей системе образования, подорвать сами основы существования школы.
Директором православной школы может быть как священнослужитель, так и светское лицо. Важно, чтобы он обладал необходимыми профессиональными качествами и опытом руководящей работы в сфере образования, знал школу изнутри. Должность духовника в условиях ключевой позиции духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся приобретает особое значение. Если возможно, духовник должен входить в штат основных сотрудников православной школы, а не являться совместителем на общественных началах, имеющим основную нагрузку в храме или где-то еще. Духовник должен быть обеспечен заработной платой на уровне административного работника школы, чтобы полноценно уделять внимание выполнению своих должностных обязанностей.
В случае, если директором является священник, он может совмещать должности директора и духовника. Однако такое совмещение, на наш взгляд, оправдано только на стадии формирования и роста учреждения. Сформированное учреждение потребует более специализированного подхода, более детального погружения в проблемы управления. В таком случае совмещение двух столь важных и самостоятельных должностей становится весьма проблематичным. Вместе с тем директор и духовник должны быть единодушны при условии, что полноту ответственности за все происходящее в школе несет на себе директор. Таким образом, подбор и расстановка кадров являются одной из основных задач при организации православной школы.
Полностью доклад руководителя Отдела религиозного образования и катехизации Калининградской епархии протоиерея Сергия Коротких размещен на сайте otdelro.ru в разделе «Информация о Чтениях».
Фото предоставлено протоиереем Сергием Коротких.