14 мая 2018 года председатель Синодального отдела религиозного образования и катехизации митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий выступил на семинаре повышения квалификации руководителей православных образовательных организаций в Общецерковной аспирантуре и докторантуре имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия.
СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ПРАВОСЛАВНОЙ ШКОЛЫ
В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
В своей вводной лекции я остановлюсь на основополагающих моментах современного православного образования. В связи с тем, что многие из них давно реализуются на практике, а некоторые существуют лишь в теории, я постараюсь в процессе их обобщения представить целостную картину, в некоторых своих чертах существующую, отчасти же ожидающую своей полной реализации в ближайшей перспективе.
Большинство проблем современной православной школы вам знакомо не понаслышке, повторять их не стану, мое выступление будет больше обобщающим и теоретическим, а значит, предполагающим дискуссионные вопросы.
Надеюсь услышать вашу обратную реакцию, дабы сегодняшняя встреча прошла не столько в формате монолога, сколько в живом обсуждении наиболее острых и неоднозначных вопросов, стоящих перед нами.
В первой части постараюсь задать общую проблематику, обозначить возможные варианты развития ситуации, во второй части нашей встречи предложил бы вам высказаться по указанным вопросам с точки зрения способов их практической реализации. В том случае, если частично или полностью те или иные проблемы не будут мной озвучены, вы также сможете высказаться по ним в оставшееся время.
На мой взгляд, имеется три крупных блока проблем, связанных с современным православным образованием в целом: концептуализация основных понятий, учебно-методическое обеспечение и передача живого духовного опыта, т.е. качество подготовки педагогов в части их приобщения к православной традиции. Именно на них я бы и хотел остановиться более подробно, а также выслушать ваше мнение в формате свободной беседы, при этом максимально отвлечься от иерархии и субординации в пределах времени лекции.
Уже не первый раз мы встречаемся на курсах. Подобного рода семинары, совещания, посвященные образовательной проблематике, проходят в рамках Международных Рождественских чтений на базе Общецерковной аспирантуры. Тема воспитания, приобщения учащихся к традиционным религиозным, нравственным ценностям сегодня имеет очень разные сферы применения, падежи и склонения и при этом не теряет своей актуальности. Пожалуй, именно религиозный компонент служит сегодня краеугольным камнем, реальным связующим звеном между государственной политикой самого высокого уровня и духовными глубинными основами реальной народной жизни. Неслучайно, прежде чем выстраивать те или иные отношения с человеком, должностным лицом, всегда будет не лишним поинтересоваться относительно его конфессиональной или мировоззренческой ориентации, является ли он практикующим мусульманином или православным, буддистом или иудеем.
Как показывает опыт, на этом глубинном уровне формируются наиболее прочные общественные связи, или наиболее острые конфликты. Поэтому так важна концептуальная основа организации современного религиозного образования, поэтому так много внимания уделяется этим вопросам со стороны государственной власти, пытающейся контролировать разнонаправленные процессы в этой области. Отмечу, что, к сожалению, не всегда это получается, и не всегда в принципе может быть достигнуто. Поэтому религиозное образование при участии государства является одним из эксклюзивных, наиболее эффективных способов религиозного, духовно-нравственного и патриотического воспитания будущих поколений. А значит, и это нам прекрасно понятно, отвечает за обеспечение и экономического роста, и обороноспособности страны – это сфера ответственности Церкви, нашего с вами попечения и заботы, уважаемые коллеги. Православные школы и детские сады, ОПК, ОРКСЭ, ОДНКНР, теология, духовные семинарии, катехизация – все это система непрерывного православного образования, в рамках которой реализуются многочисленные церковные и церковно-государственные инициативы.
В этой связи необходимо четко понимать, что система православного образования Русской Православной Церкви – это органическая часть национальной общероссийской системы образования. С другой стороны, оно несет на себе печать вселенского Православия, отвечая, в первую очередь, принципам кафолического единства Православной Церкви, независимо от особенностей законодательного регулирования тех или иных стран в своей сути может быть реализовано на всей территории канонического присутствия Русской Православной Церкви. Применительно к нашим условиям позволю себе сказать, что светское и православное образование – это сообщающиеся сосуды. Изменения в государственной системе образования приводят к неминуемым последствиям, количественным и качественным преобразованиям в нашей сфере. В то же время нельзя недооценивать религиозный православный компонент, который существенно влияет, задает тон в духовно-нравственном отношении в современном российском образовании. Поэтому прежде всего несколько слов и замечаний о концептуальных основах нашей работы в области православного образования.
Концептуальные основы – это не догматизированные положения, это дискуссионные, очень подвижные понятия, из которых исходят при созидании православной школы и к которым возвращаются, когда приходит время собирать плоды, подводить итоги. Постулаты, которые призваны развиваться и оттачиваться, параллельно давая импульс для исследования и развития этой области.
Концептуальные основы (в отличие от стандарта, образовательной программы, которые подчиняются требованиям правового поля того или иного государства) могут быть применимы для всей канонической территории Русской Православной Церкви, т.е. церковного пространства, объединенного общей историей, богослужебным языком, священной традицией (месяцесловом). Их цель — сохранение и развитие единого образовательного поля, неразрывной церковной образовательной традиции. На этом основании формируется православный образовательный стандарт, включающий в себя необходимый содержательный минимум, обязательные требования к условиям и результатам образования, и обеспечивающий преемство православной духовной традиции. Еще раз отмечу, что многие из основополагающих принципов православного образования и так реализуются в большинстве православных школ, но, кроме этого, они должны быть четко артикулированы на уровнях епархий, епархиальных отделов религиозного образования, руководства и педагогов отдельных образовательных организаций. Одно из ключевых понятий, из которого мы исходим при создании и развитии деятельности православной школы:
«Каноническая территория Русской Православной Церкви» – это не только территория, на которой расположены приходы, поминающие в качестве своего предстоятеля Патриарха Московского и всея Руси, это пространство общего церковного Предания: истории, традиции, богослужебного языка, церковного месяцеслова. В связи с этим вопрос о необходимости фиксации единого содержания православного компонента и его внесения в стандарт имеет однозначно положительный ответ, т.к. религиозное образование Русской Православной Церкви есть и продолжение, и поддержание той самой церковной традиции, благодаря которой существует каноническая территория в качестве «единства духа в союзе мира». В каком-то, а я бы сказал – в самом прямом смысле, размер и качество канонической территории Русской Православной Церкви определяется качеством православного образования. Не буду останавливаться на этом тезисе более подробно, полагаю это и так вполне очевидно.
Второе исходное понятие – это православное образование. Существует немало научных, нормативно-правовых дефиниций, однако в качестве исходной позиции, с учетом постоянно меняющихся правовых условий и отсутствия согласия в научном сообществе, целесообразно исходить из церковного понимания религиозного (православного) образования, т.е. это часть образовательного пространства, ответственность за которую (содержательную, организационную, учебно-методическую) несет Русская Православная Церковь. В качестве примера можно привести ситуацию с церковно-приходскими школами, которые в августе 1917 г., за несколько месяцев до большевистского переворота Временным правительством, были переданы из ведения Св. Синода в Министерство просвещения и, соответственно, выведены из сферы церковной ответственности. Об этом пишет церковный историк Антон Владимирович Карташев. Мы все прекрасно помним, к каким катастрофическим последствиям это привело. Соответственно, мы обсуждаем неотчуждаемую сферу церковной ответственности по передаче церковного предания, которая при любых обстоятельствах остается неотчуждаемой, непосредственно связанной с актуальной жизнью православной церковной общины.
Православный компонент образования (ПКО) – это необходимый предметный минимум, без которого школа не может называть себя православной образовательной организацией (ПОО). Православный компонент формируется на базе священной церковной традиции, отражает основное содержание святоотеческого наследия по всем направлениям церковной жизни. Предметы, составляющие стержень православного компонента, являются продолжением священной традиции, ее адекватным воспроизведением в образовательном пространстве. Только Церковь может быть гарантом, свидетелем неискаженного воспроизведения ПКО в школьной программе. ПКО в основных своих чертах является обязательным для реализации на всей канонической территории Русской Православной Церкви. Главная задача ПКО – создание целостной образовательной среды на основе реализации предметов, составляющих его основу: ОПВ (Закон Божий), церковное пение, церковнославянский язык. Примерные образовательные программы (ПОП) по указанным предметам готовятся (проходят процедуру экспертизы, согласования) в Синодальном отделе религиозного образования и катехизации. С учетом знаний, получаемых в рамках ПКО, выстраиваются межпредметные связи с другими предметами ФГОС, планируются занятия в рамках внеурочной и внеклассной деятельности. Таким образом, создается особая образовательная среда, формируется облик православной школы.
Главное и необходимое требование к православному компоненту – его соответствие и непротиворечие православной духовной традиции, ее адекватное воспроизведение в рамках образовательного процесса. Кроме того, с учетом различных условий нормативно-правового регулирования стран канонического присутствия Русской Православной Церкви второе условие его реализации – непротиворечие действующему светскому законодательству в части его соответствия основным международным правовым актам, обеспечивающим право на образование и мировоззренческую свободу. Однако, несмотря на это, изменение ПКО не может быть предпринято только исходя из изменившихся требований светского нормативно-правового поля, т.к. его содержание и наполнение прежде всего является внутренним делом Церкви и обуславливается эффективностью передачи и воспроизведения православной духовной традиции.
Основными понятиями в рамках ПКО выступают «духовность» и «духовно-нравственное воспитание» как родовые понятия, цель и задачи реализации ПКО, в процессе достижения которых формируется личность обучаемого. В конечном итоге, сколь бы сложной ни казалась эта задача, именно по этим сверхрациональным критериям оценивается эффективность деятельности конкретной образовательной организации. Под духовностью в рамках православной традиции понимаются различные аспекты (традиционные формы, методы, опыт и др.) Богочеловеческого общения. Духовно-нравственное воспитание – это приобщение учащегося к принятым в Православии формам Богообщения и взаимоотношений с окружающими людьми. Этому подчиняется вся система православного образования.
Таким образом, обобщая все вышесказанное, следует определить, что Концептуальные основы образовательной среды православных общеобразовательных организаций необходимо распространяются на всю каноническую территорию Русской Православной Церкви. Разрабатываемый на их основе Стандарт православного компонента образования готовится на основе концепции под конкретные нормативно-правовые условия того или иного государства канонического присутствия Русской Православной Церкви.
Заказчиком образования в православных общеобразовательных организациях выступает Русская Православная Церковь. Это оказывает определяющее влияние на организацию образовательного процесса и реализацию всех компонентов образования. Во-первых, православная школа перестает быть только общеобразовательной организацией, в какой-то мере она становится «профориентированной», обеспечивает сохранение и развитие канона православного образования. В этой связи поступление в духовные семинарии и на теологические факультеты, безусловно, является приоритетным выбором (хотя и не единственным) для выпускников православных школ и одновременно свидетельством того самого, правильно организованного духовно-нравственного воспитания.
Православные школы могут и должны использоваться в качестве базовых, учебно-методических площадок для педагогов, преподающих православную культуру в светской школе. И ОПК в светской школе, ОПВ в православных ОО, теология в вузах независимо от специфики дефиниций законодательства в сфере образования различных стран канонического присутствия Русской Православной Церкви сущностно представляют собой различные формы реализации православного религиозного образования.
Православные школы в данном контексте являют концептуальное ядро, содержательный центр всей системы непрерывного православного образования. В свою очередь центральным звеном этого содержательного центра служит основная ступень общего среднего образования, т.е. то содержание, которое учащиеся получают в курсе ОПВ в 5–9-х классах. Применительно к этому содержанию выстраиваются (в системе концентров) начальная школа – пропедевтика, введение детей в православную традицию; и старшая школа – обобщение и самостоятельное (с помощью наставника) осмысление уже изученного на основной ступени содержания, развитие практических навыков православной жизни во внеурочной деятельности. В процессе реализации ФГОС и православного компонента, их органического сопряжения православные общеобразовательные организации максимально используют новые научно-методические разработки, творчески приспосабливая их за счет выстраивания межпредметных связей между православным компонентом и предметами ФГОС к особым образовательным условиям, к той жизни, в которую выходят учащиеся после окончания школы. В этой связи также хотелось бы напомнить, что православная школа призвана не изолировать детей от мира, а напротив – адаптировать к сложной, подчас боевой обстановке, давать им силы и необходимые навыки для того, чтобы всегда быть полезными сынами отечеств: Небесного и земного.
Если попытаться кратко сформулировать отличие ОПК от ОПВ, то специфика реализации предметов по православной культуре в светской общеобразовательной школе заключается в том, что ОПК – предметный разговор о Православии через призму традиционных нравственных, гражданских ценностей, ОПВ (Закон Божий)непосредственное погружение учащегося в контекст православного вероучения и практического освоения норм и правил жизни православного христианина, воцерковление.
В определенном смысле православные общеобразовательные школы призваны обеспечить подготовленными кадрами теологические факультеты, которые, в свою очередь, выпуская высококвалифицированных специалистов – ученых и педагогов, – окажут содействие развитию православной науки и образования, т.е. будет практически реализована концепция непрерывного образования. Как я уже сказал, варианты профориентации выпускников не ограничены только «теологическим» сценарием, возможны и иные междисциплинарные пересечения. Критерием успешности школьного православного образования в данном случае может служить сохранение выпускником ПОО практических навыков православной аскезы независимо от его дальнейших профессиональных траекторий.
В связи с большим объемом информации по различным аспектам православного вероучения в рамках православного компонента, необходимостью соблюдения особых требований церковной дисциплины, православного месяцеслова, а также усвоения знаний по основным предметам ФГОС, конечно, могут возникать трудности в усвоении всего объема материала, правил и норм церковной жизни со стороны учащихся, а также определенные нарекания со стороны родителей. С учетом этого православная школа – неотъемлемая часть церковного организма – призвана давать реалистичное представление о Православии, лишенное иллюзий или искажений, может также потребоваться дополнительная разъяснительная работа с родителями и учащимися относительно специфики православного образования, его целей и ожидаемых результатов. Существенная роль в этом отводится деятельности духовного попечителя, к которому предъявляются особые требования. Поэтому Синодальный отдел неизменно уделяет первостепенное внимание тому, чтобы и в уставе, и в повседневной жизни православной школы позиции духовника были четко зафиксированы и осуществлялись со всей ответственностью, заботой о детях и их семьях. Велика роль в этом отношении и епархии, которая должна делегировать для этих целей не просто первого пришедшегося в пору священника, но имеющего для работы с детьми особое призвание и, что не менее важно, образование.
В отличие от воскресных школ, где свободная форма реализации православного компонента предполагает широкую вариативность форм и методов занятий, образовательная деятельность православных школ и детских садов структурирована требованиями ФГОС, сложившейся педагогической практикой, а также необходимостью успешной сдачи итоговых экзаменов. Образовательная среда православных образовательных организаций носит трехчастный характер. Ее основные составляющие: особый подход к реализации ФГОС, предметы православного компонента образования, внеурочная деятельность, направленная на воцерковление учащихся.
В процессе установления межпредметных связей предметы ФГОС, претерпевая изменения, дополняются православным содержанием, православный компонент структурируется в соответствии с общим укладом общеобразовательной школы. Внеурочная воспитательная составляющая служит продолжением и дополнением православного компонента, содействует реализации ФГОС. Таким образом, происходит взаимное влияние и взаимное структурирование компонентов образовательной среды православных общеобразовательных организаций, при этом не возникает разделения на обучающую и воспитательную составляющие.
Подводя итог вышесказанному, для полноценного (возможно, отчасти идеализированного) функционирования православной школы в рамках концептуальных основ ее деятельности прежде всего необходимы:
- Определение необходимого/достаточного объема материала по православному вероучению (ОПВ/Закон Божий) в первую очередь для основной ступени (5–9-й классы);
- Согласование механизма методического совершенствования преподавания предметов православного компонента (т.е. возможности и допустимые границы изменения форм изучения и содержания предметов православного компонента);
- Выработка (согласование с органами управления образованием особых условий) процедуры и внесение изменений в содержание предметов ФГОС в рамках образовательной среды православной образовательной организации;
- Создание методических рекомендаций (по примеру ТЗ для воскресных школ) по организации внеурочной деятельности, интеграции православной воспитательной составляющей в досуговую деятельность детей и подростков;
- Написание (внесение изменений) примерной образовательной программы по ОПВ.
Второй вопрос нашей повестки – одна из ключевых проблем современного православного образования – учебно-методическое обеспечение. Он одновременно и сложен, и прост. Сложен, исходя из сути существующего положения вещей, острой потребности православных школ в целостном учебно-методическом обеспечении по предметам православного компонента; относительно прост на фоне накопленного православными школами опыта и процессуальной составляющей подготовки учебников и учебных пособий. Синодальным отделом детально проработана схема, алгоритм действий по созданию учебно-методического комплекта по ОПВ для православных школ. Такая работа в качестве прецедента была предпринята в направлении учебно-методического обеспечения воскресных школ, были применены новейшие методические методики для того, чтобы образование в воскресных школах стало более разнообразным и интересным для различных категорий людей. Этот подход был поддержан Святейшим Патриархом и будет использован при разработке УМК для православных школ. Безусловно, Синодальный отдел в этом отношении не собирается изобретать велосипед.Вместо этого планируется проведение систематизации и обобщение существующего опыта учебно-методического обеспечения по предметам православного компонента, создание на этой содержательной основе единого УМК с учетом современных методических разработок. На базе Синодального отдела уже прошло несколько заседаний рабочей группы по выработке концепции нового УМК.
Планируется проведение конкурса среди авторских коллективов на разработку учебного пособия по ОПВ. УМК по ОПВ для разных ступеней общего образования могут писать различные коллективы по единой программе. Потребуется согласование с органами управления образованием статуса учебников по предметам православного компонента, а также процедуры издания разработанных УМК.
Очень надеюсь, что с Божией помощью при последовательной реализации задуманных мероприятий уже в скором времени мы получим искомый результат. Следующий необходимый этап – включение учебных пособий по ОПВ в федеральный перечень или, вернее сказать, их выпуск в одном из издательств учебной литературы, указанных в приложении к перечню. Это позволит избежать сложностей с надзорными органами, развить преподавание Основ православной веры как самостоятельного направления в рамках существующего правового поля российского законодательства, а также предложить Учебно-методический комплекс для общецерковного использования на всей канонической территории Русской Православной Церкви.
И еще одна, пожалуй, важная проблема, о которой необходимо сказать в этой связи – соотнесение ОПК и ОПВ с учетом возможной реализации на основной ступени предметной области ОДНКНР. Мы видим решение наиболее вероятных сложностей в согласовании с Министерством образования и науки и последующем нормативно-правовом закреплении освобождения образовательных организаций, реализующих православный компонент образования и имеющих действующее Конфессиональное представление Русской Православной Церкви от параллельной реализации ОПК. Конечно, с учетом многочисленных существующих материально-технических сложностей реализация данного проекта может занять больше времени, чем на это потребовалось бы в иных условиях, однако предельная необходимость получить полноценные учебно-методические комплекты для общецерковного использования по всем предметам православного компонента обязывает нас мобилизовать все наши научные, духовные и материальные резервы для реализации благословения священноначалия. Верю, так и будет.
Следующий важный вопрос – качество подготовки учителей. Руководством системы образования региона могут быть организованы областной и районные методические центры, объединения учителей по духовно-нравственному образованию и воспитанию школьников, на базе православной гимназии должен функционировать свой консультационный методический центр как место встречи и обмена опытом, аккумуляции лучших методических разработок православных педагогов.
Церковь действует в системе собственно церковных (принадлежащих Церкви) учебных заведений, а также в государственных и негосударственных (внецерковного подчинения) образовательных организациях всех уровней и типов, если они изъявляют такое желание. В этом случае церковная образовательная деятельность должна осуществляться на началах церковно-государственного и церковно-общественного партнерства. Церковная позиция должна быть глубоко отрефлексирована, четко сформулирована, обоснована в аксиологическом и в гносеологическом полях. Встреча представителей Церкви с педагогическим сообществом, которая «случилась» и продолжается. Этот процесс взаимного узнавания и привыкания пока еще сохраняет свою инновационную составляющую, хотя большинство механизмов нашего участия в светском образовательном пространстве и светских специалистов в церковных проектах уже прописаны и апробированы.
Однако при всем интуитивно понимаемом первостепенном значении «духовности» в церковной среде необходимо помнить и о специфике светского педагогического пространства, не приносить в образование формат проповеди. И с другой стороны, упрощая и приспосабливая богословскую терминологию к условиям школьного урока, не допускать профанации и вульгаризации смыслов, подмены содержания религиозного образования. К сожалению, именно это часто происходит в контексте «духовно-нравственное – патриотическое воспитание». Предположительно, идеальным творческим подходом была бы выработка особого языка, который подходил бы для курсов повышения квалификации, родительских собраний, научно-педагогических конференций. Наше обращение, «message» – рассказ о традиционной православной духовности. У нас есть немало священников, умеющих разговаривать, вести светский диалог на этом диалекте. Если хотите – это язык миссии среди учителей как особой социальной группы, ответственной за будущее, за детей. Не секрет, что многие педагогические мероприятия просто захлебываются от скуки и монотонности произносимых в никуда и обращенных ни к кому речей, когда за множеством цифр и отчетной информации о проделанной работе и реализованных мероприятиях утрачивается смысл происходящего. Наша задача максимум – изменить сложившуюся ситуацию. Как раз здесь мы должны вернуть словам их первоначальное значение и жизненную силу, сделать перезапуск многих глобальных трендов, макро- и микропроцессов в образовании.
Среди факторов сложности назвал бы лишь некоторые: атеистическое наследие в научных, педагогических, административных кругах, широкий спектр культурного, конфессионального многообразия России, зависимость отечественной школы от навязанных ей извне шаблонов, а также попытки реконструировать некую идеальную школу прошлого. Не будем забывать – мы с вами строим школу будущего, и то, что представляется простым и понятным на внутрицерковном уровне, приобретает совершенно другую степень сложности в контексте церковно-государственного диалога, общественного и межконфессионального обсуждения. Подобными трудностями, в частности, обусловлено недостаточное финансирование православных гимназий, отсутствие полноценного преподавания Основ православной культуры в общеобразовательных школах России, сложности с реализацией духовно-нравственного компонента в дошкольных образовательных организациях и ряд других, не менее важных проблем.
Сотрудничество в образовании разрушалось десятилетиями, на его возобновление тоже требуется время, но десятилетий у нас нет. Вернее сказать – они у нас были, но, к сожалению, было и много других насущных проблем, которыми приходилось заниматься параллельно с организацией православных школ и уроков ОПК. Упущенное время невосполнимо, и будущее Церкви определяется уже сейчас, когда мы закладываем основы школьного православного образования, восстанавливаем рабочее взаимодействие в этих вопросах с государством. Оставшееся время – это время для напряженной, последовательной, неустанной деятельности. Простите, пусть это звучит банально, но, видимо, так надо сегодня – говорить о банальных и простых вещах для того, чтобы в будущем, возможно, у нас были православные правители и чиновники, богословы и ученые, воспитанные на нашем историческом и духовном наследии. Поэтому скажу, что нам самим нужно многому учиться, чтобы даже в отсутствие активной государственной поддержки образовательных инициатив Церкви в каждой школе нашлось место и время для православного компонента образования, чтобы такие предметы, как православная вера и культура, стали неотъемлемой частью школьной программы, а представители Церкви в школах, институтах повышения квалификации, вузах – нормальным и желанным явлением.
Благодарю за внимание.
(Москва, Общецерковная аспирантура и докторантура, 14 мая 2018)