Актуальные вопросы мировоззренческого становления молодежи в свете преподавания дисциплин духовно-нравственной направленности на примере вузов Ростовской области
Уважаемые члены Совета ректоров Ростовской области,
дорогие коллеги!
Вступление
Мы собрались сегодня для того, чтобы обсудить вопрос, имеющий большое значение не только для развития системы высшего образования на Дону, но и для развития нашего общества, для его будущего: сегодняшние студенты должны (не завтра стать, а уже сегодня быть) достойными гражданами России, творчески выстраивающими будущее своей Родины и свое собственное; в чем может и должна выражаться наша помощь молодым людям?
Нет необходимости доказывать, что светские учебные заведения исторически вышли из системы христианского просвещения: это принято даже атеистически настроенными культурологами, историками науки, социологами. Ученики начальной школы на уроках основ религиозной культуры узнают, что понятия «просвещение» и «образование» родом из Евангелия. Поэтому я поберегу наше с вами время и откажусь от исторического экскурса в проблему.
В 90-е годы XX века перед российским сообществом встала задача возвращения от коммунистической парадигмы к традиционной отечественной системе ценностей, в частности, вопрос об интеграции религиозного компонента в систему светского образования. На тот момент весьма интересной и многообещающей была система работы теологических факультетов в светских вузах, с XII века являющаяся общепринятой в странах Европы. В течение длительного времени в Европе теология оставалась тем стержнем, вокруг которого формировалась вся система знания, весь культурный опыт человечества.
Однако в XX-XXI столетиях, описывая присутствие этой дисциплины в вузах, некоторые специалисты все чаще стали говорить о «теологическом» и «религиоведческом» образовании, с явным предпочтением религиоведения, как якобы более нейтральной и «толерантной» дисциплины. Таким образом, теологию, как культурообразующий стержень европейского образования, все более пытаются размыть и сделать стерильной – наукой «ни о чем конкретном».
Между тем, кроме классического гуманитарного базиса, теологическое образование несет мощный практический потенциал, способствующий духовному обновлению личности, безопасному развитию гражданского общества, сохранению нравственных корней, укреплению патриотических и гуманных чувств. Оно позволяет повысить культурный и научный уровень студента путем нейтрализации причин и условий, способствующих возникновению религиозного экстремизма, сепаратизма и вызванных ими социальных межэтнических и межрелигиозных конфликтов, а также терроризма на религиозной почве. Не изучаемый, не проговоренный на лекциях, не окультуренный просвещением и пущенный на самотек религиозный фактор способен ломать жизни. Потому что, по слову Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, «вера без просвещения рождает суеверие и фанатизм». Господь в Евангелии, отправляя Своих учеников на проповедь, сказал им всего два слова: первое слово было «идите», а второе «учите» (Мф.28:19). В греческом языке тут используется слово «матема», однокоренное со словом математика. Господь призывает учеников не просто рассказывать о вере, а глубоко и обстоятельно изучать вопросы веры, используя те же предикативы, что мы используем при серьезном научном исследовании.
Развитие теологического образования в вузах делает общество способным противостоять деятельности псевдорелигиозных организаций и антинаучных бытовых практик среди студентов, дает им классическую интеллектуальную базу.
Хочу заранее отмести возможные возражения о якобы «ненаучности» и «несовременности» подобных дисциплин. Это сугубо наше, отечественное, заблуждение, питающееся старыми идеологемами, которые давно уже должны были отмереть. Вообще-то любое мировоззрение как таковое не может быть строго научным, рационально доказуемым. И многие гуманитарные знания – это скорее умозрительная, культурная, мировоззренческая часть науки. В строгом смысле слова даже родоначальница европейской науки «философия» не является наукой в бэконовском эмпирическом смысле, однако никто не возражает против ее присутствия в вузовских программах.
Что касается акцента на понятии традиционной культуры, следует сказать, что современное гражданское общество не формируется заново, а восстанавливается, именно поэтому нам надо опираться на наши традиции, восстанавливать все лучшее из своего исторического прошлого, заимствуя из зарубежной практики только то, что необходимо, полезно и не противоречит российским культурным и образовательным традициям.
Нередко, говоря о теологии в вузах, мы постоянно чего–то стесняемся, чего-то боимся и оглядываемся, ограничиваем себя в естественных образовательных потребностях, ссылаясь на какие-то отжившие мифические представления. Европейская наука вышла из христианского мировоззрения, выросла на базе христианской культуры, поэтому христианская теология в европейских вузах — это общемировой тренд, гуманитарная норма для крупнейших вузов мира. Факультеты теологии присутствуют в самых знаменитых мировых университетах: в Страсбурге, Амстердаме, Женеве, Берлине, Тюбингене, Бонне, Сорбонне, Бостоне, в Йельском университете, в Принстоне, в Оксфорде и Кембридже. И перечислять можно до бесконечности.
Поэтому в нашей стране опыт теологических кафедр в светских вузах должен быть не менее востребованным, преодолевая атеистическое наследие рухнувшей большевистской идеологии и прочие комплексы неполноценности.
В течение последнего десятилетия XX века – первого десятилетия XXI века в России кафедры теологии были открыты в 33-х российских вузах.
Однако в наших вузах сегодня более востребованной является не собственно теология, а предметы духовно-нравственной направленности, имеющие выраженный воспитательный потенциал, помогающие студентам выстраивать собственное мировоззрение, наличие которого, а вовсе не сумма профессиональных компетенций, прежде всего, характеризует социально зрелую личность.
Наряду с теологическими кафедрами стали появляться кафедры, внедрявшие преподавание предметов духовно-нравственной направленности на всех, а не только гуманитарных, факультетах.
Проблематика
Спросим себя: чем предметы духовно-нравственной направленности, преподаваемые современным студентам, могут помочь молодежи в решении личностных проблем, а обществу в решении социальных вопросов, вырастающих из психологического неблагополучия молодых людей?
Со второй половины прошлого столетия психологи и педагоги говорят о таком явлении, как онтологическая неуверенность личности. Это – не просто неуверенность в себе, а переживание своей неукорененности в бытии, отсутствие права на собственное место в мире.
Не будем сейчас обсуждать, почему это происходит. Важнее для нас, что духовное воспитание молодежи должно быть направлено (кроме всего прочего) на созидание онтологически уверенной личности.
Онтологически неукорененный человек испытывает угрозу своему существованию и вынужден постоянно защищаться. В социуме эта самозащита будет проявляться либо как немотивированная агрессия, либо как ауто-агрессия – суицидальное поведение, либо как бегство из социума (в наркотики или компьютерные игры).
Существует и, безусловно, известна присутствующим неутешительная статистика по молодежным правонарушениям с применением насилия, суицидам и наркомании. Самое печальное, что эти показатели имеют тенденцию к росту.
И вот тут на помощь молодым людям могут прийти мировоззрение и знания, которые способны наполнить смыслом и творчеством их жизнь. Религиозное миросозерцание основано на том, что существует Бог – высшее трансцендентное всесильное Начало, Которое бесконечно любит каждого человека. Вера в это как нельзя лучше выстраивает ценностную иерархию в душе молодого человека. Необходимость проявлять любовь, доброту, отзывчивость и прочие нравственные качества приобретает характер безусловного императива, которому необходимо следовать. Если взгляды молодого человека не позволяют ему принять весть о Боге в безусловном варианте, все равно знакомство с людьми, которые в Бога верят, описание их опыта веры, помогает укоренению молодого человека в социуме, а через это – и в бытии, так как религиозное восприятие мира заложено не только в национальных культурных стереотипах, но и в архетипах общечеловеческих. Сама возможность мыслить так, как мыслят верующие люди, становится благой вестью для отчаявшегося человека. Как сказал математик Мартин Гарднер, основатель американского комитета по борьбе с псевдонаукой, «вера – это не просто убежденность в бытии Бога, а переживание своей неслучайности в мире, а также переживание адекватного ответа от этого неслучайного мира». Таким образом, наполняясь покоем и гармонией, личность способна распространять эту гармонию и вокруг себя.
Конечно, если мы говорим об отдельном человеке, это может «не сработать». Позвольте привести пример из сферы мне близкой – из медицины.
Мы знаем, что панацеи – вселекарства — не существует, но если препарат помогает 80 % больных, – это хорошее лекарство. Подобным образом многие педагоги-практики в большинстве случаев отмечают благотворный эффект от знакомства детей и молодежи с религиозной традицией. Недавно в одном из вузов, где есть кафедра теологии, провели опрос студентов. В ходе опроса большинство учащихся отметили, что знакомство с православной традицией помогает лучше понять себя и других.
Клиповое сознание
Другая беда современной культуры – это так называемое «клиповое сознание», то есть фрагментарное, бессистемное, бессвязное; сознание, не способное к логически последовательному мышлению. О клиповом сознании заговорили еще в прошлом веке, сейчас это серьезное препятствие в учебе, овладении профессией и трудовой деятельности.
Современные молодые люди (да и не только молодые) вместо общения с реальными людьми значительное время проводят перед монитором компьютера, в виртуальном мире. Состояние виртуальности характеризуется тем, что человек живет в мире иллюзорных ценностей, перестает ощущать иерархию смыслов. Получаемая информация имеет свойства избыточности и не успевает укладываться в стройную гармоничную систему. В итоге у студента голова забита терабайтами ненужной информации и со временем мозг просто отказывается логично и глубоко прорабатывать получаемые данные, он реагирует только на поверхностные клиповые эрзацы.
Клиповое сознание не только препятствует нравственному становлению человека, оно мешает выстроить процесс преподавания (соответственно, усвоения знаний).
«Недостаток внимания со стороны учеников, на который нынче жалуются все преподаватели, — пишет современный исследователь, — это не что иное, как одна из форм холодного и небрежного отношения ко всем феноменам жизни, сходного с реакцией телезрителей, увлеченных всем и ничем, возбужденных и безразличных в одно и то же время, перенасыщенных информацией, с сознанием выборочным, рассеянным, которое является антиподом сознания добровольного или детерминированного».
Лишая современного студента или ученика еще и мировоззренческого базиса, мы погружаем его в такой ментальный хаос, в такой «сон разума», в котором, по слову Франсиско Гойи, могут родиться самые непредсказуемые чудовища.
Библейская картина мира как раз и предлагает человеку вертикаль, которая являет общезначимые понятия главного и второстепенного, важного и незначительного. Это – несущая конструкция, которая держит на себе конкретные знания и позволяет им действовать подобно целостному и живому организму. Выстраивание этой иерархии происходит под влиянием культуры социума, однако глубинно нуждается в трансцендентной надмирной санкции. Собственно, это и есть нравственное воспитание.
Разорванность сознания мешает не только ученику, но и учителю. Раздробленностью страдает современная научная культура. Масса наук с разных сторон изучают человека, природу, историю, но по-прежнему остается вопрос: как получить истину, целое, как объединить всё это знание?
Существуют также внешние проблемы: как привязать отдельную специальность к науке, к культуре и к обществу. Это философский, мировоззренческий, вопрос, который затрагивает такие серьезные темы, как вообще место человека в космосе, судьба человека в истории, идеал человека, идеал истины и, естественно, он подводит к вопросу о Боге. Уже Кант говорил, что познание и наука сами по себе будут неполными, если разум не поставит этот вопрос.
Можно делать вид, что того, о чём говорит религия, нет, но вряд ли это будет соответствовать традициям нашей культуры. Представление о том, что наука может существовать без этих больших философских вопросов, подводящих к богословию, – это наивное, вульгарное представление. Кто-то может не верить в Бога, но, будучи трезвым человеком и честным учёным, он не может игнорировать идущую через всю историю линию культурной традиции, также тесно связанную с секулярной мыслью. Познанием, даже естествознанием можно заниматься, только предполагая, что в природе присутствует Логос, по крайней мере, как система законов. Это же предположение лежит в основе деятельности преподавателя и студента.
Теологические кафедры
Пространство вузовского образования Ростовской области обладает значительным потенциалом для решения названных проблем. У нас сложились не просто фрагментарные контакты, а целая система взаимодействий между вузами региона и Донской митрополии, подкрепленная соглашениями о сотрудничестве.
«Несущими конструкциями» в этом пространстве взаимодействия являются кафедры: кафедра «Православная культура и теология» Донского государственного технического университета и кафедра теологии Южного федерального университета.
Остановимся на опыте кафедры «Православная культура и теология» Донского государственного технического университета.
Прежде всего, кафедра осуществляет подготовку бакалавров и магистров по специальности «Теология». Отрадно, что научная работа кафедры проходит в тесном контакте с Ростовской-на-Дону епархией и Донской духовной семинарией.
В рамках сетевого проекта о взаимодействии между Донской митрополией Русской Православной Церкви и Донским государственным техническим университетом в сфере научного сотрудничества регулярно, начиная с 2016 года, издается совместный выпуск религиозно-богословских трудов Донской духовной семинарии и кафедры «Православная культура и теология» Донского государственного технического университета. За период 2016-2019 гг. выпущены три совместных сборника научных трудов.
В настоящее время действует проект под названием «Южно-Российский гуманитарно-богословский электронный научный центр «Теологос»», цель которого — организация тематического электронного пространства и информационное сопровождение научно-исследовательской и педагогической деятельности сотрудников и студентов духовных и светских вузов Юга России по религиозной тематике.
Кроме подготовки специалистов по теологии, кафедра «Православная культура и теология» осуществляет преподавание в качестве факультативных общеобразовательных дисциплин «Основы нравственности» и «Основы православной культуры» во всех учебных группах очного обучения первых и вторых курсов всех факультетов технического университета, что составляет более 5 тысяч студентов в год, а за весь период преподавания эти курсы прослушали 12000 студентов.
Аудиторная работа со студентами дополняется разнообразными воспитательными мероприятиями, в которых принимает участие духовенство Ростовской епархии.
При Донском государственном техническом университете построен храм святой мученицы Татианы, в богослужении принимают участие студенты университета, преподаватели, сотрудники. В Татианинском храме проводятся еженедельные воскресные миссионерские встречи со студентами. Форматы встреч самые разные: совместные просмотры фильмов, обсуждение актуальных для молодёжи вопросов, творческие вечера, беседы со специально приглашёнными гостями, чтения подготовленных молодёжью тематических докладов, совместные чаепития и даже музыкальные концерты. Таким образом, «Татьянинские вечера» – это площадка для свободного общения православной и студенческой молодёжи, где есть возможность обсудить сложные темы на простом языке.
Практическая реализация проектов
Опыт работы с вузами был представлен рамках XXVI Международных Рождественских образовательных чтений в январе 2018 года в пресс-центре Храма Христа Спасителя на секции «Система работы по духовно-нравственному воспитанию студентов вузов Ростовской области отдела религиозного образования и катехизации Ростовской-на-Дону епархии».
Участники секции – проректоры ведущих вузов Ростовской области: ЮФУ, ДГТУ, РГУПС, РГЭУ, Таганрогского института имени А.П. Чехова и Донской духовной семинарии. Во время совместной работы были представлены системы работы и модели по духовно-нравственному воспитанию студентов. Это и образовательная деятельность вузов в рамках преподавания дисциплин, элективных курсов, факультативных курсов духовно-нравственного содержания; и совместное участие студентов как волонтеров в проектах в рамках региональных, всероссийских, международных конкурсов и грантов; и досуговая сфера (молодежные дискуссионные клубы, открытые публичные лекции). Вниманию участников секции также были представлены такие формы работы со студенческой молодёжью, как развитие добровольческой и проектной деятельности; приобщение студенческой молодежи к православной культуре, историческому наследию России в рамках реализации 3-х проектов-победителей международного открытого грантового конкурса «Православная инициатива».
Таким образом, мы можем констатировать эффективность практической реализации проектов по духовно-нравственному воспитанию обучающейся молодежи в рамках соглашения о сотрудничестве между Советом ректоров вузов Ростовской области и Ростовской-на-Дону епархией.
В пространстве высшего образования Ростовской области системным образом реализуется теологическая подготовка и духовно-нравственное просвещение студентов.
В вузах созданы постоянно действующие образовательные площадки, где возможны встречи священника и студентов, будь то – студенческий храм (РГУПС, ДГТУ), кафедра теологии (ДГТУ, ЮФУ), где существует выделенная для указанных целей аудитория, что обеспечивает полноценную реализацию соглашения между Донской митрополией и вузами.
Неотъемлемым условием совместной работы является также наличие утвержденной руководством программы, плана конкретных мероприятий. А со стороны епархии – предоставление вузу постоянно прикрепленного священнослужителя, способного общаться с молодежью с любовью, радостью, не боясь острых вопросов и дискуссий, знакомого с проблемами, которые сегодня по-настоящему волнуют молодежь.
Межуниверситетская кафедра
Настало время сказать о перспективах дальнейшего сотрудничества.
На базе кафедры Донского государственного технического университета планируется открыть межуниверситетскую кафедру «Православная культура и теология», возобновить работу межвузовской комиссии по теологии на уровне ректоров, рассмотреть вопрос о введении в вузах факультативного преподавания ОПК.
Это позволит сформировать у студентов нравственные, духовные и культурные ценности, повысить качество образования путем включения в учебный процесс факультативных курсов духовно-нравственного содержания, которое должно распространиться на все, или, по крайней мере, большинство вузов Ростовской области.
Однако это потребует и целенаправленной работы по повышению квалификации преподавателей предметов духовно-нравственной направленности.
Семинары
Преподавание дисциплин духовно-нравственной направленности со стороны педагога нуждается в определенном переосмыслении методологической задачи, с опорой на православные традиции воспитания молодежи. Думается, что создание постоянно действующих семинаров для вузовских специалистов помогло бы решить эту проблему. Причем семинары эти должны быть незаформализованными, действовать, скорее, как регулярные встречи коллег и единомышленников, заинтересованных в знакомстве с православной педагогикой, с антропологией и психологией, осмысливаемых в христианской парадигме. Кстати, начать такие встречи можно было бы в рамках Димитриевских образовательных чтений, придав им затем характер постоянных.
Молодежные объединения и клубы
Еще одно направление работы со студенческой молодежью, которое представляется весьма перспективным: работа священников и преподавателей со студентами, так сказать, «на их территории». Вместо того, чтобы создавать заново клубы, дискуссионные площадки и тому подобное, воспитатель (имею в виду и священника тоже) может прийти в молодежные неформальные объединения, объединения по интересам – именно там, не имея привычного статуса «поучающего» (а то и контролирующего), он будет принят и услышан.
Предлагаю рассмотреть возможность создания при историческом парке «Россия – Моя история» молодежного клуба, помогающего студенческой молодежи в изучении истории России, с привлечением волонтерского движения по реализации духовно-нравственных проектов, связанных с Донским краем.
Представительство Общества русской словесности
Было бы хорошим подспорьем для нашей общей деятельности подумать о возможности открытия на базе кафедр русского языка и литературы регионального представительства Общества русской словесности, целью которого является развитие русского языка и литературы.
Ну и, конечно, желательно активизировать работу со студенческой молодежью на приходах, где молодые люди смогут не только раскрыть свой творческий потенциал, но и придать новый импульс жизни прихода.
Заключение
Помогая студентам в их самовоспитании, выстраивании своего мировоззрения, мы стратегически выигрываем, так как в этом случае мы работаем с опережением, формируя позитив, а не борясь с негативом.
Бороться с негативом, устранять недостатки, тратить на этот труд массу сил – это всегда проигрышная позиция, так как утрачивается инициатива, отсутствует тактическое опережение проблемы. Мы не «проводим антисуицидную кампанию», а воспитываем активных, устремленных в будущее творцов; не «боремся против распущенности и аморальности», а помогаем каждой личности стать творцом своей судьбы, подняться вровень с замыслом Божиим, который существует о каждом приходящем в мир человеке. Только при таком понимании мы будем в авангарде современных процессов и убережем нашу молодежь пусть не от всех, но от значительной части духовно-нравственных рисков.
Благодарю за внимание.