В статье приводятся кратко размышления митр. Вениамина (Федченкова), рисующие неповторимые индивидуальные образы двунадесятых праздников, составленные из опыта их переживания и молитвы. Анализируются некоторые богословские основания восприятия и переживания праздничного богослужения. Предлагаются выводы о характере нравственно-психологического влияния церковных праздников на душу христианина.
Автор статьи выпускник МДА прот. Филипп Куликов.
Церковные праздники воспринимаются митр. Вениамином как живые и неповторимые лики богослужения. Наряду с указанием индивидуальных образов каждого праздника он отмечает некоторые общие для них богословские основания.
- Богословские основания восприятия и переживания праздничного богослужения.
1) Общее для всех церковных праздников – это Откровение благодати.
«В дни двунадесятых праздников, – пишет митр. Вениамин, – даруется особенная милость» не по заслугам человека [1].
Благодать праздника воспринимается непосредственно умом и сердцем человека, если он становится участником праздничной службы. Благодать праздника чувствуется и переживается. Осмысление праздничных переживаний открывает верующему главный смысл праздника и значение благодати праздника [2].
«Я полагаю, – пишет митр. Вениамин, – что смысл и благодать праздника действительно идут, – как и самое имя это говорит, – от благодати Божией. Или иначе: от духовно-благодатного Откровения» [3].
Даже люди, отсутствующие в храме, переживают в праздник чувства, подобные тем что возникают у молящихся. Митр. Вениамин заключает из этого, что благодать праздника действует повсюду, а храм есть главное ее средоточие [4]. Но подлинное, полноценное переживание праздника может быть только в храме во время самого праздника.
2) Благодатное Откровение события праздника.
Переживание благодати праздника особым образом настраивает душу человека на восприятие и осмысление события праздника. Событие евангельской истории, событие прошлого непостижимо наполняет переживания и становится событием души, погруженной в праздничное богослужение. «Что в Нем творилось, то в некоторой степени совершается и в нас» [5].
Происходит введение души верующей в жизнь празднуемого события. «И потому если мы празднуем воскресение или вознесение, то это переживается нами действительно. Как Христос по воскресении являлся «откуда-то» таинственно ученикам, так же делает Он теперь с нами» [6]. Вот насколько реалистично представляет владыка влияние благодати праздника на душу верующего.
Митр. Вениамин исследует сам процесс, благодаря которому передается верующему главный смысл праздника и значение его благодати. В этом процессе что-то относится к силе предания, в котором воспитан верующий человек. Но главный фактор – это «духовный опыт религиозной жизни, зажигающий общее горение небесною жизнью». Он «оживотворяет все, что касается Спасителя, а в частности, и событий Его жизни. И этот опыт (лишь в разной степени) свойствен каждому христианину» [7]. В атмосфере праздничного богослужения сама благодать Божия как-бы «оплодотворяет» духовный опыт верующего, и тогда в душе его все оживает: слова, обряды, само событие праздника [8].
При этом, – признается митр. Вениамин, – «Никогда заранее не узнаешь: что именно упадет тебе на душу от начинающегося праздника; и в особенности не догадаешься (да и не нужно): с чего именно прежде всего начнет душа воспринимать праздник; или: что даст прежде всего благодать праздничная» [9].
- Благодатные переживания двунадесятых праздников.
В каждом празднике митр. Вениамин стремится отыскать «зерно», или ядро, которое содержит главный смысл и главное переживание события праздника [10]. Он убежден в том, что «смысл и дух праздников открывается нашему сердцу непосредственно» [11].
Обращаясь к личному опыту, митр. Вениамин выясняет главные переживания и осмысливает через них неповторимую благодать праздника. Этим благодатным переживаниям он дает имена. Так у него появляются термины, несколько неожиданные для богословской системы, например: «Троичная благодать», «жертвенная благодать», «надземная благодать».
Описание «благодати праздника» для митр. Вениамина означает выяснение того, какие, по преимуществу, чувства каждый праздник дарует верующему [12].
После этих общих замечаний ниже будут представлены главные идеи двунадесятых праздников, которые опытно обнаружил и описал митр. Вениамин, и их влияние на нравственное состояние и развитие христианина.
2.1. Рождество Пресвятой Богородицы
Радостный тон всего праздника Рождества Богородицы выражен в песнопениях. Причина радости – Она сама, Матерь Спасителя, ставшая радостью для всех. Поэтому праздник радостно прославляет Родившуюся [13].
Митр. Вениамин признается, что Рождество Богородицы переживается как предпразднство Рождества Христова. И «благодать праздника» уже самая первая – «рождественская благодать», «то есть того же качества» [14]. «А так как там была радость, и мир, и славословие, – то эти же чувства переживаются и ныне. Различие лишь в степени. Ныне все это дается в зачаточной степени» [15]. Итак, «благодать праздника» митр. Вениамин называет «предчувствием радости спасения» [16].
В рассуждениях митр. Вениамина прослеживается мысль о том, как домостроительные плоды Рождества Христова возводят человека на высоту нравственной жизни, а в повторяющемся ежегодно празднике Рождества Богородицы этот образ нравственной жизни вливается вместе с переживаниями в сознание каждого молящегося и верующего.
2.2. Воздвижение Честнаго и Животворящего Креста Господня
День Воздвижения Креста Господня митр. Вениамин называет праздником Искупления, искупительного подвига Иисуса Христа [17]. В текстах праздника – скорбь, уничижение, страдания, смерть. Молящемуся требуются усилия, чтобы проникнуться чувством праздничного торжества.
Общий тон праздника, по мысли митр. Вениамина, – хвалебный: «славится Крест и славится Вознесенный на нем» [18]. Это от того, что здесь отмечается не столько сам факт крестной жертвы, сколько искупительные последствия, или плоды Его Жертвы. Они служат предметом радости и хвалы.
Нужно еще помнить, что Крест – это Божественная слава Христа. Потому праздник Воздвижения «носит характер торжества славы» [19].
Митр. Вениамин называет те чувства, с которыми следует встречать праздник Воздвижения – это «любовь, радость и страх» [20]. Складывается особое сочетание переживаний: радость и страх. Крест принес миру спасение, а «радость и страх – плоды сердца, восприемлющего дарованное Крестом спасение» [21]. От спасения – радость, от Креста – страх. Нужно и радоваться, и сокрушаться. Такое настроение митр. Вениамин считает вообще общим настроением каждого спасающегося.
«Благодать праздника» Воздвижения митр. Вениамин называет еще «крестоносным спасением».
2.3. Введение во храм Пресвятой Богородицы
Главная богословская идея праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы – обручение Божией Матери [22]. С этого дня Она уже не человеческая отроковица, а Богоотроковица. «Бог Отец обручает, а Дух Святой запечатлевает Ее обручение». Другая цель Введения – воспитание Божией Матери связана с событием Ее обручения [23].
Митр. Вениамин убежден, что событие Введения Девы во храм есть вместе и наше событие, как Ее слава есть и наша слава, потому что Она предстательница рода человеческого [24].
Характер богослужения праздника «торжественно-радостный», но радость эта «как бы временно сдерживаемая, прикровенно-разумеваемая» [25]. Потому что главное торжество – Рождество Христово, – еще впереди.
Наряду с радостью в богослужебных текстах звучат покаянно-просительные слова. «Та духовная чистота, то бесстрастие, тот духовный мир и тишина, которых достигла Она Сама: их просим и мы у Нее в день начала Ее воспитания» [26]. Та святость, с которой Она вошла в храм Отца, напоминает молящемуся о собственной нечистоте и призывает к покаянию.
«Благодать же праздничная, торжественно-радостная – «предображение благоволения Божия», но сокровенная еще; и в то же время – подвижническая, ответственная, – «собирающая» и нашу душу и зовущая к покаянию, чистоте и подвигам» [27].
2.4. Рождество Христово
Уже в начале праздника, по признанию митр. Вениамина, чувствуется особое торжество и трепет. Самое главное содержание службы – это «сплошное благодарение и славословие за спасение» [28].
Главная «благодать праздника» воспринимается как «торжество славы». Соединяясь с радостью спасения, она дает «торжество спасения» [29].
Истинное восприятие праздника Рождества Христова включает в себя переживание главного смысла этого события. А оно возбуждает в душе только радость: верующие «радуются, что пришел их Спаситель» [30].
Живое переживание смысла события Рождества Христова производит в душе молящегося соответствующие изменения. Представляет их митр. Вениамин следующим образом: «а) упование на Него Самого больше, чем на себя, неизмеримо; б) мир вследствие этой надежды на Него; в) благодарение опять Ему же. И уж – после всего – «наши дела», – да и то в особом их значении» [31]. Нетрудно заметить, что названные изменения в душе имеют отношение к нравственной жизни верующего.
2.5. Крещение Господне, или Богоявление
Крещение Господне знаменовало открытие благодатного Царства на земле [32]. Праздник Крещения Господня вселяет в молящихся чувство радости и веселия.
Богослужебные тексты говорят о страхе перед крещающимся Господом [33]. Чувства молящихся, следовательно, объединяют в себе переживание радости и страха Божия.
Крещение Господне – это день просвещения от власти тьмы греха и тьмы диавольской.
Митр. Вениамин приводит слова прп. Иоанна Лествичника о том, что в двунадесятые праздники молящимся даруется особая благодать в соответствии с празднуемым событием [34]. В день Крещения Господня эта благодать связана с освященной водой.
2.6. Сретение Господне
Митр. Вениамин выясняет смысл праздника отправляясь от анализа слова «встреча», «сретение». Встреча близких друг другу людей всегда несет радость: «встречаются идеальные души, и добро добру радуется» [35]. Но встреча – это еще и радость общения, радость выражения любви друг к другу. А сверх всего еще и чувство благодарности за милость встречи: «сподобился», «слава Богу!» [36].
Первое сильное переживание праздника Сретения Господня, которым делится митр. Вениамин, это мирное чувство в душе. Оно сконцентрировано в словах одного из седальнов: «объятия Отча». Это каждый молящийся находится во время праздника в объятиях Бога Отца.
«Благодать праздника» Сретения тоже приносит радость, но скорее сдержанную, «тихую радость», поскольку в празднике возвышаются тона мира, «благонадежного умирения» [37]. «Нынешняя благодать радости, – пишет митр. Вениамин, – зрится через крест. Скорее можно бы назвать ее благодатью «умирения»: скорби не покрывают радости, но все же умиряют ее; или: они перемежаются – то одно, то другое» [38].
2.7. Благовещение Пресвятой Богородицы
Благовещение есть один из самых радостных праздников года. «Светлое Благовещение» – так называет его митр. Вениамин [39]. Радость – главная идея праздника.
«Благодать праздника» переживается как «светлое торжество» возвращения благодати Божией человечеству [40]. Благодать возвращается через «Благодатную Деву».
2.8. Вход Господа в Иерусалим
Митр. Вениамин отмечает, что главное настроение праздника Входа Господня в Иерусалим – это радостное торжество [41]. Это торжество наполнено переживанием победы: идет Победитель смерти. А зеленые ветви – наглядное знамение победного торжества над смертью. Сам Вход принимает значение «выступления на победоносную войну с «горьким царством смерти» [42]. А Пасха – это сама победа.
Богослужебные тексты рассказывают о том, что Истинный Царь идет устроить Свое Царство. Праздник этот – царское торжество.
«Следовательно, – заключает митр. Вениамин, – вход в Иерусалим приобретает, как видим, совсем светлый и торжественный смысл предпасхальный» [43].
Основное впечатление праздника – торжество, за которым скрывается Крест Господень. А в связи с этим, пишет митр. Вениамин, ощущается соответственная благодать праздника. Митр. Вениамин называет ее: «жертвенно-победная благодать» [44]. В ней запечатлена собранность духа, «благоговейная напряженность» [45].
2.9. Пасха Христова
Праздник Пасхи несет в себе радость душевную и духовную.
Радость Пасхи проистекает не от внешнего украшения храма или богослужения. «Точно весь воздух в храме был наполнен, насыщен, пронизан духом радости, необъяснимой для ума» [46].
Где источник пасхальной радости? Этим источником служит благодать. Радость пасхальная приходит не через ум, а непосредственно в сердце, как всякий благодатный дар. Митр. Вениамин восхищается глубоким смыслом выражения «веселая благодать», которое встречается в текстах Цветной триоди [47].
Каким смыслом наполнена пасхальная радость? Враг побежден, а с ним вместе смерть и ад.
«Церковь бывает Церковью больше всего на Пасху. Закон Церкви – единство рода человеческого, как цель, поставленная ему Богом при создании, а потом восстановленная воскресением Христа. И любовь друг ко другу, этот непреложный закон единства Церкви, без коего и нет Церкви, осуществляется на Пасху» [48]. Но митр. Вениамин видит, что у этого единства есть психологическое и нравственное измерение. Пасхальная радость являет психологическое измерение единства Церкви, а любовь друг ко другу – нравственное измерение.
Митр. Вениамин пишет еще подробнее о том, как радость (переживание по сути душевное) создает, восстанавливает единство людей: «Радость уничтожает между людьми преграды эгоизма, холодность отчужденности, и теперь все делаются своими… родными» [49]. В этом пасхальном единстве радующихся и приветствующих друг друга поцелуями людей митр. Вениамин видит «отсвет будущего райского блаженного всеединства» [50].
2.10. Вознесение Господа Иисуса Христа
В празднике Вознесения Господа, согласно опыту митр. Вениамина, центральным переживанием становится влечение к небу, «влечение к надземному» [51]. Участие в празднике дает восприятие «надземной благодати» [52].
Переживание славы Божией возбуждает молящегося славить Бога. В прославлении Бога должен быть трепет, а в трепете – радость. Все это митр. Вениамин называет «славной благодатью» праздника Вознесения [53].
Богослужебные тексты и весь строй праздника требуют от верующих и молящихся нравственных усилий, духовного подвига, который выводится из общего переживания «надземности», а именно: подвига святости и чистоты [54].
«Итак, соединим: а) белизну чистоты, б) серьезность благоговения, в) надежду на примирение, г) радость обетования, – вот у нас и будет общий тон праздника Вознесения… Но преимуществовать будет белый тон чистоты и ясность собранности, с прибавлением лишь радости» [55].
Митр. Вениамин отмечает связь Вознесения со страшным судом, который стоит у человека на пути вхождения в славу. Эта мысль вносит в настроение праздника тон страха Божия. Но этот страх не рабский, а страх сыновий, «побуждающий бодрствовать и трудиться» [56]. Сыновий страх настраивает верующего трудится для своего нравственного совершенства.
2.11. День Святой Троицы
Бог есть жизнь, и Он призывает человека к жизни вечной. Это открытие новой жизни и призыв к ней лучше всего изображает праздник Святой Троицы. Через переживание во время праздника тайны Троичного Бога человек призывается к участию в жизни Троицы – в этом убежден митр. Вениамин. Великий дар этого дня – человеку дано «ве́дение о Пресвятой Троице» [57]. Дух Святой явился, чтобы открыть людям Троицу.
Опытное переживание праздника говорит о возрастании духовной твердости. В связи с этим митр. Вениамин называет благодать праздника «благодатью «утверждения», или «благодатью «твердости» [58]. «Дух Святой из расстроенного, расслабленного, разложившегося состояния возводит в состояние противоположное: благоустроенное. Как бы так: из кучи кирпичей разрушенного здания строится дом, – по плану, стройный, крепкий» [59]. Так Святой Дух созидает, утверждает дух человека, делает твердой веру его.
В этот день человеку даруется, – по мысли митр. Вениамина, – «особая благодать», действие которой можно объяснить словами «оживление, вознесение, просветление, единство» [60]. Митр. Вениамин называет ее «царственное-троической благодатью» [61].
Под действием троичной благодати человек возвращается к своему внутреннему единству: простоте, целостности, целомудрию, которое подобно внутритроичному единству. «Получается отсвет «Троического Единства» – человека с Богом и человека с самим собою» [62]. Митр. Вениамин убежден на опыте, что в этот праздник даруется человеку само это единство и возможность его переживать [63].
Изменения в душе человека намного существеннее, чем это можно выразить словами о переживаниях. Митр. Вениамин часто об этом говорит. Если действует благодать Святого Духа, то она вводит человека в жизнь Троицы. Это отражается не только на чувственном настроении души. «Не только по настроению мы участвуем во славе Царства Троицы, но и качественно, или по существу своему, изменяемся по образу Своего Царя Небесного. Становимся причастниками Божественного естества (2 Пет. 1. 4)» [64].
Митр. Вениамин приходит к главному выводу о нравственном воздействии праздника Пресвятой Троицы. «Итак, Пресвятая Троица требует от нас и веры, как общения с непостижимым Богом в Троице, и святости, как возвращения к богоподобной простоте бесстрастия; и любви, как отображения Единства Ипостасей, и смирения, как свойства противоположного разлагающей гордыне» [65]. Главным образом, это воздействие представляется в двух моментах. Бог Троица открывается человеку с нравственными требованиями и вместе с тем дарует благодатную силу, чтобы можно было их выполнить.
2.12. Преображение Господне
Митр. Вениамин называет Преображение Господне праздником Царства Божия. При этом он отмечает существование границы между жизнью в Царстве и любыми земными формами совершенной нравственной жизни. Жизнь в Царстве Божием по содержанию кардинально отличается от «земного царства» [66].
Царство Божие и Царство Христово тождественны. Поэтому «преобразившийся Господь Иисус Христос и есть Царство Божие, или Царство Божие, проявившееся во Христе» [67].
Песнопения богослужения праздника передают ощущение страха перед совершившимся. Из этого настроения, считает митр. Вениамин, следуют и другие переживания. Страх пред Господом сильно оттеняет мысль о непреступности Его, «страх непреступности приблизившегося Бога» [68].
Митр. Вениамин делится своими переживаниями величия и непреступности Господа. Оно заставляет сосредоточиться, пересмотреть в себе все от чего нужно очиститься [69].
Но вместе с «страхом непреступности» богослужебные тексты несут яркое восприятие славы Царства Христа. Слава же радует, веселит сердце, вселяет торжественное настроение. Эта радость видит в преображенном Христе преображенное человечество [70].
Грядущее прославление человечества со Христом настойчиво призывает к чистой жизни уже теперь на земле, к совершенству добродетелей. «Однако добродетели, – пишет митр. Вениамин, – лишь путь к главному условию причастия к славе Божией» [71]. Без благодати Божией человек не может пройти этот путь и войти в славу Его.
Митр. Вениамин разделяет жизнь в Царстве Божием и земную нравственную жизнь, но он проводит и некоторую между ними связь.
Праздник преображения дает возможность пережить и прикоснуться к свету славы вечной жизни. И показав этот предел совершенства, требует нравственных усилий в земной жизни.
2.13. Успение Пресвятой Богородицы
Праздник Успения Пресвятой Богородицы внушает, что ныне совершается «чудо преужасное», непостижимое. Чудо прославления, «обожествления» Девы Божией благодатью [72]. Оно создает общее настроение праздника: страх и трепет перед этим чудом «обожествления» Божией Матери [73]. Отсюда вытекает и соответственная «благодать праздника», о которой пишет митр. Вениамин.
Эта благодать Успения вносит в душу человека мир и твердую память необходимости спасения.
Но господствующим тоном всех переживаний праздника митр. Вениамин признает только радость. Конечно же, эту радость вызывает не смерть и погребение, а то, что последует за ними: «воскрешение, вознесение, прославление, обожествление, предстательство» [74].
Из всех Богородичных праздников именно Успение проникнуто переживанием полноты прославления Божией Матери. Вместе с радостью соединяется слава Ее [75].
- Выводы
1) Благодатное влияние.
Участвуя в празднике верующий соприкасается с благодатью Святого Духа, которая воздействует на человека подобно огню: освещает, согревает, оживляет, радует душу. Святой Дух созидает дух человека, делает твердой его веру.
По рассуждениям митр. Вениамина выходит, что чувственный элемент души, нравственная сфера ее жизни может рассматриваться как точка приложения благодатной силы Святого Духа. Через нравственную жизнь и переживания души благодать проникает во все существо человека возводя его в степень духовного совершенства.
2) Радость преображающая.
В каждом празднике переживается радость. Радость торжества, радость спасения, радость благодарения, радость хвалы.
Радость оживляет душу человека, а в ответ оживающая душа отзывается любовью и желанием добрых дел. От благодатной радости в душе человека усиливается духовная твердость.
3) Требование совершенства.
Богослужебные тексты и сам строй праздников требуют от верующих и молящихся нравственных усилий, духовного подвига. Образ нравственной жизни, который являет Иисус Христос и Божия Матерь вливается вместе с переживаниями в сознание каждого молящегося и верующего.
Бог Троица открывается человеку в переживаемых событиях с нравственными требованиями, но при этом дарует благодатную силу, чтобы можно было их выполнить.
Праздники настраивают и возбуждают душевные силы человека к собранности, воздержанию, покаянию, хранению чистоты.
4) Восстановление единства.
Участники праздника переживают особое единство друг с другом. В высшей степени ощутимо это бывает на Пасху.
Переживаемая радость и любовь к людям восстанавливает братское единство между ними, которое мыслится как Церковное, прежде всего, и как общечеловеческое.
5) Приобщение к совершенству любви.
Особенно живо это переживается на Пасху. Участие в Пасхальном богослужении зажигает в сердце человека благодатную радость. Она возвышает душу радующегося, устраняет вражду и возгревает любовь.
Тут наблюдается движение от благодати в душе через переживание радости к нравственному совершенству любви.
6) Добродетели – путь к славе Божией.
Грядущее прославление человечества со Христом, о котором напоминают многие праздники, настойчиво призывает к чистой жизни уже теперь на земле, к совершенству добродетелей. Приобретение и развитие добродетелей митр. Вениамин называет путем к участию в славе Божией. Вхождение в славу дает только благодать. Таким образом, митр. Вениамин проводит границу между нравственным совершенствованием усилиями самого человека и спасением силой благодати.
7) Нравственный аспект познания Откровения.
Митр. Вениамин поднимает вопрос о значении в нравственной жизни христианина познания Откровения Божия через переживания праздников.
Божественное Откровение является даром Святого Духа. В праздничных богослужениях оно открывается непосредственно в переживании каждому верующему.
Откровение дает направление нравственным усилиям. Показывает нравственный горизонт, к которому должен стремиться христианин.
Помогает человеку осознать и оценить его собственное нравственное несовершенство и нравственные усилия.
Библиография.
- Вениамин (Федченков), митр. День Святой Троицы. – М.: Правило веры, 2010.
- Вениамин (Федченков), митр. Двунадесятые Богородичные праздники / под общ. ред. Христофора Силина. – 2-е изд., испр. – М.: Правило веры, 2015.
- Вениамин (Федченков), митр. Размышления о двунадесятых праздниках (от Богоявления до Вознесения, Успение Пресвятой Богородицы). – М.: Правило веры, 2008.
- Вениамин (Федченков), митр. Размышления о двунадесятых праздниках (от Рождества Богородицы до Сретения). – М.: Правило веры, 2008.
- Вениамин (Федченков), митр. Светлое Христово Воскресение. – М.: Правило веры, 2010.
- Вениамин (Федченков), митр. Сретение Господне. Святое Богоявление. Воздвижение Креста Господня. Вознесение Господне / под общ. ред. Христофора Силина. – 2-е изд., испр. – М.: Правило веры, 2015.
[1] Вениамин (Федченков), митр. Размышления о двунадесятых праздниках (от Рождества Богородицы до Сретения). – М.: Правило веры, 2008. С. 121.
[2] Там же. С. 288.
[3] Там же. С. 326.
[4] Там же. С. 327.
[5] Вениамин (Федченков), митр. Размышления о двунадесятых праздниках (от Богоявления до Вознесения, Успение Пресвятой Богородицы). – М.: Правило веры, 2008. С. 308.
[6] Вениамин (Федченков), митр. Размышления о двунадесятых праздниках (от Рождества Богородицы до Сретения). С. 384.
[7] Там же. С. 325.
[8] Там же. С. 326.
[9] Там же. С. 7.
[10] Вениамин (Федченков), митр. Размышления о двунадесятых праздниках (от Богоявления до Вознесения, Успение Пресвятой Богородицы). С. 327.
[11] Вениамин (Федченков), митр. Светлое Христово Воскресение. – М.: Правило веры, 2010. С. 68.
[12] Вениамин (Федченков), митр. Размышления о двунадесятых праздниках (от Рождества Богородицы до Сретения). С. 288.
[13] Там же. С. 19, 22, 33.
[14] Там же. С. 35-36.
[15] Там же. С. 36.
[16] Там же. С. 37.
[17] Вениамин (Федченков), митр. Сретение Господне. Святое Богоявление. Воздвижение Креста Господня. Вознесение Господне / под общ. ред. Христофора Силина. – 2-е изд., испр. – М.: Правило веры, 2015. С. 269.
[18] Там же. С. 272-273.
[19] Там же. С. 274-275.
[20] Там же. С. 346.
[21] Там же. С. 347.
[22] «Зачатию предшествовало избрание. И ныне именно и празднуется это событие: Бог Отец из всех отроковиц избрал Себе единую в Матерь Сыну Своему. И, избрав, привел Ее к Себе в Свой Царственный дом, то есть в храм, и здесь заключился завет: Он избрал, а Она обещалась в верности. Так прошло духовное сочетание между Богом Отцом и Девой Марией, – еще прежде зачатия. Это и есть обручение». Вениамин (Федченков), митр. Двунадесятые Богородичные праздники / под общ. ред. Христофора Силина. – 2-е изд., испр. – М.: Правило веры, 2015. С. 137.
[23] Там же. С. 140-141.
[24] Там же. С. 168.
[25] Там же. С. 182.
[26] Там же. С. 188.
[27] Там же. С. 245.
[28] Там же. С. 166, 182.
[29] «По-видимому, торжество славы есть самое основное чувство, соответствующее и богослужению. И – радость спасения. Соединив то и другое, получим определение: торжества спасения». «Вот здесь все: и торжество славы, и надежда на будущее спасение, и начало ее уже ныне». Там же. С. 192.
[30] Там же. С. 167.
[31] Там же. С. 167.
[32] Вениамин (Федченков), митр. Размышления о двунадесятых праздниках (от Богоявления до Вознесения, Успение Пресвятой Богородицы). С. 48, 84.
[33] Там же. С. 72.
[34] Там же. С. 93.
[35] Вениамин (Федченков), митр. Размышления о двунадесятых праздниках (от Рождества Богородицы до Сретения). С. 339.
[36] Там же. С. 340.
[37] Там же. С. 346-347, 372.
[38] Там же. С. 348.
[39] Вениамин (Федченков), митр. Двунадесятые Богородичные праздники. С. 249.
[40] Там же. С. 323, 351-352.
[41] Вениамин (Федченков), митр. Размышления о двунадесятых праздниках (от Богоявления до Вознесения, Успение Пресвятой Богородицы). С. 205.
[42] Там же. С. 225, 236-237, 251.
[43] Там же. С. 239.
[44] Там же. С. 265, 268.
[45] Там же. С. 266.
[46] Вениамин (Федченков), митр. Светлое Христово Воскресение. С. 59.
[47] Там же. С. 89.
[48] Там же. С. 64.
[49] Там же. С. 88.
[50] Там же. С. 88.
[51] «Праздник влечет к небу… И не мысленно, а непосредственно… Я думаю, что такова «благодать» этого праздника: влечение к надземному. То, что совершилось в Господе нашем, это повторяется и в каждом из нас…» Вениамин (Федченков), митр. Размышления о двунадесятых праздниках (от Богоявления до Вознесения, Успение Пресвятой Богородицы). С. 305.
[52] Там же. С. 322.
[53] Там же. С. 350-351.
[54] Там же. С. 305.
[55] Там же. С. 311.
[56] Там же. С. 316.
[57] Вениамин (Федченков), митр. День Святой Троицы. – М.: Правило веры, 2010. С. 36, 156.
[58] Там же. С. 66, 69.
[59] Там же. С. 68.
[60] Там же. С. 54.
[61] Там же. С. 155.
[62] Там же. С. 58-59.
[63] «Церковь готовит нас к Троическому единению – и между собою, а потом – с Богом». Там же. С. 64.
[64] Там же. С. 167.
[65] Там же. С. 65-66.
[66] Вениамин (Федченков), митр. Размышления о двунадесятых праздниках (от Богоявления до Вознесения, Успение Пресвятой Богородицы). С. 113-114.
[67] «Итак, очевидно, что Царство Божие, проявившееся «в силе», – и есть слава, блаженство, прославление, преображение, Царство в Преобразившемся Христе». Там же. С. 120.
[68] Там же. С. 130, 132.
[69] Там же. С. 159.
[70] Там же. С. 133, 141.
[71] Там же. С. 143.
[72] Там же. С. 436, 438.
[73] Там же. С. 435, 438.
[74] Там же. С. 441.
[75] Там же. С. 448.