Такую точку зрения высказал председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион в передаче «Церковь и мир», выходящей на телеканале «Россия-24»
Отвечая на вопросы ведущей Екатерины Грачевой о системе школьного образования, митрополит Иларион отметил:
ЕГ: Начался новый учебный год. Владимир Путин провел открытый урок. Министра образования вызывали к доске, родители школьников задавали вопросы по наболевшим проблемам, которые из года в год почти одни и те же. Это сильная загруженность учеников младших классов, высокая материальная нагрузка родителей, ремонт школ, покупка дорогих учебников. Вообще, много звучит предложений от депутатов, впереди Единый день голосования. Из того, что предлагают, на Ваш взгляд, что является рациональным, а что — не очень. Лично Вы что бы поменяли в системе школьного образования в нашей стране?
МИ: Должен сказать, что я тоже провел открытый урок в одной из московских гимназий. Это гимназия имени А.С. Грибоедова, где учатся одаренные дети. Я уже не один раз ее посещал.
Меня попросили провести урок со старшеклассниками. И я решил поговорить с ними о призвании, потому что самый главный вопрос, который стоит перед выпускником школы, — это вопрос: а куда дальше идти? И здесь очень важно не ошибиться. Я постарался и на основе собственного опыта, и опыта многих людей, с которыми мне довелось общаться за годы моего служения в священном сане, рассказать детям о том, как сделать правильный выбор, как не ошибиться, как услышать свой внутренний голос, который тебе подсказывает, куда тебе идти, и как не пропустить те сигналы, которые иногда посылает Бог.
Если говорить о нашей системе образования, то я думаю, что всегда есть возможности в ней что-то улучшить. Мне, конечно, как представителю Церкви хотелось бы, чтобы в школьной программе больше внимания уделялось изучению религиозных традиций. И это не значит, что мы должны идти в школы и проповедовать, что мы должны обращать всех в Православие. У нас, слава Богу, достаточно православных людей. Большинство наших школьников — это верующие Русской Православной Церкви. Но то, что в системе школьного образования мало внимания уделяется религиозному фактору, в том числе в курсах истории, это для меня совершенно очевидно. И конечно, главная проблема, которая сейчас стоит перед всем мировым сообществом, — проблема терроризма — тоже не может быть решена без преодоления безграмотности в религиозных вопросах. Потому что террористы, как правило, вербуют своих сторонников среди молодежи, которая очень мало разбирается в религиозной проблематике.
ЕГ: Все-таки старшеклассники — это такая непростая аудитория, у них переходный возраст. Был ли у них живой интерес во время этого открытого урока? Какие задавали вопросы? Были ли мусульмане в классе? Какие они задавали Вам вопросы?
МИ: Вопросы задавали самые разные, в том числе, как ни странно, два вопроса были о том, является ли грехом убийство на войне и вообще как должны солдаты подчиняться приказам своих начальников, если эти приказы безнравственные и так далее. Я даже немножко удивился. Спрашиваю: «Вы что, на войну собрались»?
Ребята слушали меня с большим интересом. Я, конечно, не знаю, все ли они принадлежали к православной традиции или среди них были и мусульмане. Я не спрашивал. По внешнему виду нельзя было определить их религиозную принадлежность, потому что все были в обычной школьной форме. Но я увидел очень большой интерес.
Полный текст интервью опубликован на официальном сайте Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата.