Председатель Издательского Совета принял участие в «круглом столе», посвященном Международному детско-юношескому литературному конкурсу «Лето Господне».
В приветственном слове митрополит Климент отметил, что главным отличием конкурса «Лето Господне» от множества других детских конкурсов является то, что он призван побудить юных авторов обратиться к осмыслению как духовных основ русской литературы, так и влияния духовной традиции на творчество современных писателей. «Через литературное творчество мы пытаемся пробудить в подростке интерес к постижению собственной души, к общению с Богом и к пониманию окружающего мира через призму собственных отношений с Богом», — сказал архиерей.
Конкурс не случайно получил название «Лето Господне» в честь одного из самых ярких произведений Ивана Шмелева. Этому писателю удалось по-настоящему изложить христианское понимание жизни.
Главный редактор газеты «Вечерняя Москва» Александр Куприянов обратил внимание участников «круглого стола» на то, что некие смыслы и новый образ жизни приносят современные информационные технологии. В результате господства цифровых технологий изменяется мышление, меняются традиционные формы общения и даже моторика. «Мы должны сделать всё возможное, чтобы вернуть внимание ребят к истокам, на которых зиждется традиционная русская православная культура», — сказал Куприянов.
В своем выступлении директор Государственной публичной исторической библиотеки Михаил Афанасьев поделился наблюдениями о том, что современная молодежь возвращается к книге, с интересом учится работать в библиотеке, и это дает надежду на то, что развитие традиционной культуры чтения не прекратится. Афанасьев напомнил, что во времена обучения А. С. Пушкина в Александровском лицее представители старшего поколения также подвергали учеников критике, сетуя на то, что «они и латыни-то не знают», не горят желанием изучать Гомера и Вергилия. Однако очень важно пробудить у молодежи интерес к творчеству, потому что через литературные сочинения старшее поколение получит еще одну возможность понять — чем живет и чем дышит молодое поколение.
Шеф-редактор «Детской роман-газеты» Екатерина Рощина отметила, что у современных детей очень мало остается времени для творчества в связи с большой учебной нагрузкой. Но не менее важно и творческое развитие, без которого невозможно представить полноценной личности.
Главный редактор издательства «Даниловский благовестник» Владимир Малягин сделал акцент на том, как важно в процессе изучения литературы в школе раскрывать сокровенные смыслы русской классики, которая основывается на духовной традиции Православия. Это может стать краеугольным камнем преподавания в школе Основ православной культуры, поскольку творчество русских писателей пронизано евангельскими смыслами.
В ходе дискуссии все участники «круглого стола» высказались о важности включения родителей в творческое развитие детей и молодежи. Только в духовно здоровой, читающей семье возможно формирование цельной, высоконравственной и сильной личности. Негативную роль на формирование мировоззрения детей и молодежи оказывают социальные сети, в которых зачастую преобладает искажение языка, искажение культуры и реальности. Важно, чтобы мы учились владеть технологиями, а не они «владели нами».
***
Международный детский литературный конкурс имени Ивана Шмелева «Лето Господне», посвященный тысячелетию преставления святого равноапостольного великого князя Владимира и 700-летию со дня рождения преподобного Сергия Радонежского, проводится Издательским советом Русской Православной Церкви по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.
На конкурс принимаются литературные творческие работы. Ценность таких сочинений в том, что они помогают реализовать творческий потенциал авторов и отражают жизненную философию подрастающего поколения. Тематические направления конкурса предполагают знакомство с историческими материалами, древнерусскими текстами, классическими и современными литературными произведениями, отражающими систему православных ценностей.
Конкурс проходит в два этапа. На первом (заочном) этапе с 1 сентября по 10 декабря 2014 года осуществляется прием творческих работ и их оценка Конкурсной комиссией. Итоги подводятся в трёх возрастных группах: 6-7-е, 8-9-е, 10-11-е классы.
На второй (очный) этап в дни весенних школьных каникул в Москву приглашаются по десять участников от каждой возрастной группы, набравших наибольшее количество баллов. Финалисты пишут итоговую работу на предложенную тему, по результатам которой будут названы призеры конкурса.
С подробной информацией о конкурсе можно познакомиться на сайте www.letogospodne.ru.