16 июля, в Неделю 6-ю по Пятидесятнице, в день памяти перенесения мощей свт. Филиппа, митрополита Московского и всея Руси, председатель Синодального отдела религиозного образования и катехизации митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий возглавил Божественную литургию в московском храме Успения Божией Матери в Вешняках, настоятелем которого он является.
Его Высокопреосвященству сослужили заместитель председателя Синодального отдела игумен Митрофан (Шкурин) и братия храма.
После сугубой ектеньи Божественной литургии владыка вознёс молитву о мире на Украине.
По окончании богослужения митрополит Меркурий обратился с проповедью ко всем молившимся в храме:
«Сердечно приветствую вас, дорогие отцы, братия и сёстры, в этот воскресный день!
Сегодня мы с вами слышали удивительное по своей силе евангельское повествование, которое передаёт нам святой Апостол и Евангелист Матфей. Господь пришёл в город Капернаум, в котором Он много проповедовал, трудился и исцелял страждущих. И конечно, слава о Нём в этом городе была неимоверна велика. Придя в него, к Господу несколько человек принесли на носилках парализованного человека. Вероятнее всего, он лежал долгое время, и врачи и целители не могли помочь ему. Люди, движимые любовью к своему другу, предпринимают отчаянную попытку – они полагают его на носилки и приносят ко Господу с просьбой исцелить его. Господь, видя веру их, обратился к расслабленному человеку, и сказал: «Прощаются тебе грехи твои» (Мф. 9:2), – чем, безусловно, вызвал ропот многих иудеев и книжников, которые считали, что Иисус Христос как человек не может прощать грехи, потому что только Бог мог прощать грехи. А если кто-то, даже самый великий проповедник, говорил эти слова, то он посягал на власть Божию, было преступлением и каралось смертью. Но человек, услышав эти слова, встал. Все были в полном недоумении, потому что в иудейском обществе грех и болезнь были неразрывно связанны понятийно. Если человек болел – значит он был грешником, если он страдал – значит это следствие его греха. И, соответственно, если проповедник Иисус простил грехи и человек встал – значит грехи ему были действительно прощены, и он освободился тем самым от своей болезни.
Конечно, в уме этих людей всё увиденное не могло уложиться в единую, целостную систему. Тогда Господь, обратившись к книжникам, сказал: «А что проще сказать – «прощаются тебе грехи» твои или «встань, возьми постель свою и иди» (Мф. 9:5)?» Сказать и то и другое одинаково легко. Но Господь прощает грехи с властью и силой, и говорит: «Я сказал это только для того, что бы вы знали, что Сын Человеческий может прощать грехи» (Мф. 9:6). И обратившись к расслабленному, сказал: «Возьми постель твою и иди». Тот встал, забрал носилки и ушёл (Мф. 9:7).
Вот такое повествование, в котором мы не знаем никаких имён, кроме одного – Господа Иисуса. Мы не знаем имени расслабленного человека, мы не знаем, как он жил, мы не знаем, как он заболел и сколько лет провёл в этой болезни; мы не знаем имена его друзей, которые подняли труд, принеся своего друга пред Господом. Но мы знаем великую цену этого труда любви и дружбы, когда одни люди ради другого человека могут предпринимать совершенно отчаянные попытки, дабы изменить коренным образом его жизнь. Можно предположить, что этот расслабленный человек говорил им или жестами показывал не трогать его, не беспокоить, потому что уже столько сил было потрачено, а исцеление не наступало. Но они вопреки его возможному нежеланию принесли его к Господу. И Бог не мог не увидеть их веры.
Очень часто, дорогие мои друзья, бывает и в нашей жизни так, что рядом с человеком верующим есть люди неверующие, которые не верят, не могут понять смысла христианской жизни; смысла тех благотворных изменений, которые происходят в человеческой душе под действием Святого Духа. Не могут осознать тех перемен духовного перерождения, которые происходят в человеческом сердце и человеческой жизни. Но человек верующий, не научая, не наставляя, не заставляя уж тем паче, должен сделать так, чтобы этот его неверующий брат пришёл перед лицо Божие. Человека невозможно заставить верить, даже научить вере невозможно, лишь можно показать свою праведную или грешную жизнь, но привести человека перед лицо Божие может каждый христианин. А дальше вступает в силу то, что мы видим – вступает в силу и действует человеческая вера, на которую Бог отвечает своей божественной силой, изменяя человеческую жизнь и делая человека из расслабленного полного сил и духовного здоровья.
Поэтому дружба, о которой мы говорим, дружба – это не просто хорошее, доброе, тёплое отношение, когда люди ходят друг к другу в гости, когда друг друга поздравляют с праздниками; не только, когда можно поехать отдохнуть куда-то вместе. Дружба – это сила веры и любви между людьми, которая способствует их духовному обогащению, оздоровлению, и в конечном итоге их благу».
Митрополит Меркурий также обратился с поздравлением к ключарю храма протоиерею Филиппу Куликову:
«Сегодня, в этот день, когда мы вспоминаем эти прекрасные качества человеческой жизни, как дружба, соединённая с верой в Бога, мне хотелось бы поприветствовать моего близкого сподвижника и помощника, ключаря этого храма, отца Филиппа, который сегодня отмечает день своего ангела. Я думаю, батюшка, что очень много людей, которые стоят сегодня в храме и которые стояли сегодня у престола Божия, могут также сказать, что они ваши друзья. Эти люди любят вас, молятся о вас, в меру своих возможностей и сил заботятся о вас и имеют веру, что в вашей жизни, очень непростой жизни священника, Господь управит всё Своей божественной силой. Потому что наша жизнь, начинаясь здесь, на земле, имеет своё бесконечное продолжение в вечности. Все обстоятельства этой жизни могут либо способствовать этой жизни в вечности, либо препятствовать ей. Но не могут коренным образом изменить движение человека к Богу. В вашей жизни это движение присутствует, и потому сегодня молитвенно приветствую вас, с радостью и любовью и благодарностью за ваши труды, которые вы несёте уже много лет вместе со мной рядом, помогая мне в управлении храмами, которые вручает мне Святейший Патриарх, как председателю синодального отдела. Я благодарю вас за то течение пастырской жизни, которое происходит в жизни земной и в жизни вечной, несмотря ни на какие преграды, нестроения или препятствия мира сего.
Позвольте, дорогой отец Филипп, пожелать вам многих и благословенных лет жития в добром здравии, спасение и благопоспешение, дабы радость обретения Царства Божия была естественным и закономерным итогом нашего земного бытия и радости обретения Царствия Небесного».