14 февраля 2018 года в Центральном Доме учёных Российской академии наук состоялась Всероссийская научно-практическая конференция «Духовно-нравственное образование в современной российской школе: социально-философский, научно-педагогический и межрелигиозный аспекты». Председатель Синодального отдела религиозного образования и катехизации митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий выступил с докладом на пленарном заседании конференции.
Уважаемые Валентина Викторовна, владыка Иларион, представители традиционных российских религиозных организаций, отцы, братия, сестры, коллеги!
Сегодняшнее мероприятие, к которому мы проделали долгий и достаточно сложный путь, посвящено возрождению духовно-нравственной составляющей отечественного образования, возвращению ее в пространство педагогической практики. Высокий статус участников конференции свидетельствует и о согласованности, и о серьезности наших намерений.
Полагаю, что в данной аудитории собрались по большому счету единомышленники, люди, для которых судьба российского образования и детей – дело жизни и предмет служения. И если мы солидарны в исходном пункте относительно важности развития духовно-нравственного образования в российской школе, результат будет зависеть от ответа на вопрос: «Как этого достигнуть?»
Преподобный Сергий Радонежский учил преодолевать разделения и смуту любовью, источник которой – Бог.
Исходя из этого представители традиционных религиозных организаций России, погружаясь в образовательное пространство, призваны привнести в него дух мира, согласия и взаимопонимания, опыт нравственного воспитания, приобщения к духовности, оставив за порогом школы разделения и взаимную критику.
Рассуждая о проблемах религиозно-культурологического образования в школе, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл подчеркивал, что мы не лоббируем свои конфессиональные интересы, мы призваны участвовать в решении общенациональной задачи, удовлетворении насущных культурных, образовательных, духовных потребностей людей в нашем обществе, граждан, семей, детей в российской школе.
Когда я говорю о школе, то имею в виду не только средние общеобразовательные организации. Воспитание, как и обучение, будучи последовательным, целенаправленным процессом, предполагает этапы и ступени, преемственность и неразрывность дошкольного, школьного, высшего образования.
Поэтому и дошкольное воспитание на основе традиционных религиозных ценностей, и преподавание религиозных культур в школе, и теология в вузах – это ЕДИНЫЙ предмет нашего попечения.
Хотел бы отметить, что это еще и неотъемлемая часть национальной российской системы образования, ее органичная составляющая.
Позволю в связи с этим метафору. Нравственные ценности, которыми руководствуются люди в процессе своего совместного существования, это, если хотите, материализованная духовность, воспринятые и вербализованные образцы жизни Духа, к общению с которым в той или иной мере, в той или иной области призван каждый человек: священник, ученый, богослов, педагог, ученик.
Также и вхождение, вернее сказать, возвращение теологии в семью научных дисциплин, безусловно, заслуживает самого горячего одобрения. Для нас это еще и огромная ответственность обеспечить это возвращение не формально-юридически, но, по сути, отвечая тому же требованию преображения образовательного пространства, привнесению духовного аспекта в воспитание и обучение студента, будущего ученого, специалиста.
Полноценное изучение религиозной культуры в российской школе – во многом может стать основой успешного развития теологического направления образования в вузах. Подготовленные, мотивированные студенты – это вчерашние школьники, которым учитель смог привить любовь к предмету.
Сравнивая религиозную культуру и теологию с любой другой дисциплиной, мы могли бы сказать об их идентичности во всем, за исключением одного уникального аспекта. На нем делал акцент известный педагог и ученый протоиерей Василий Зеньковский, когда писал: «Наше познающее «я» в своем замысле познания уже возвышается над бытием – и в этом таинственная близость познающего «я» к Абсолюту». Эта возвышенность не всегда понятна с практической точки зрения, но очевидна, если смотреть с позиций воспитания творческой и самобытной личности. В этом единство наших целей и стремлений.
Хотел бы также обратиться и к тем, кто критически воспринимает выраженную сегодня позицию Министерства образования, Русской Православной Церкви, традиционных российских религиозных конфессий, к тем, кто обвиняет нас в попытках клерикализации светской школы, навязывании обязательного изучения религии (даже не религиозной культуры), тем, кто этого совсем не желает, в «противодействии прогрессу общества и процветанию человечества».
Господа оппоненты! В том, о чем мы говорим сегодня, есть глубокая верность отечественным педагогическим традициям российской школы, российского образования. Так что мы будем и далее свидетельствовать об истинности и искренности наших намерений. Мы представляем в этом вопросе, в этом процессе не корпорацию религиозных служителей, руководство или клириков Русской Православной Церкви (аналогично можно сказать и о других религиозных организациях, общинах), а людей, народ, граждан нашей страны, которые заинтересованы в духовно-нравственном образовании и воспитании своих детей в школе.
Такие люди есть, и их немало. Напомню, что еще в 2010 году в опросах родителей о преподавании религиозных культур в школе высказывалось больше половины родителей (54%), а около 20% – по всем годам обучения. А за преподавание только один учебный год – как раз всего 1% родителей. Тогда же и более 80% детей выразили желание продолжать изучать религиозную культуру после 4-го класса. Напомню, что за последние годы количество желающих изучать Основы православной культуры выросло более чем на 5%. Неизменный интерес выражают родители и к другим религиозным культурам. Вот это и есть самое главное! А все это время, с начала эксперимента до сего дня мы не могли ничего ответить на вопрос: а что дальше?
Предвидя упреки, о которых сказал выше, замечу, что мы никому не навязываем веру. Такой же позиции, уверен, придерживаются и наши собратия – лидеры и представители других традиционных религий России. Наша цель, если хотите, – это подлинная демократия в образовании и подлинная мировоззренческая свобода.
Пусть каждый родитель, каждый ребенок имеет возможность выбрать и сказать «да» или «нет» той или иной религиозной культуре, исходя при этом не из оголтелой критики, лозунгов религиозных экстремистов, но из подлинного знания и сочувствия духовной, народной, семейной традиции.
Полагаю, уважаемые коллеги, это достойно уважения, нашего с вами содействия и всемерной поддержки. Думаю, что сегодняшняя наша встреча будет способствовать выработке конструктивных предложений по улучшению образовательного процесса, очищению его от привычных, часто надуманных угроз и опасений.
Содержащееся в проекте итогового документа конференции намерение организационно и содержательно поддержать развитие преподавания религиозных культур и светской этики по выбору, на добровольной основе на основной ступени общего среднего образования определяет долгосрочные перспективы развития духовно-нравственного образования детей в российской школе.
Формат проводимой сегодня конференции, организаторами которой выступают совместно Министерство образования и науки и Межрелигиозный совет России, свидетельствует, на мой взгляд, о принципиально важных аспектах.
Это согласие относительно необходимости систематического, полноценного изучения религиозных культур по выбору в отечественных школах. А также заинтересованность государства в использовании потенциала и опыта духовно-нравственного воспитания традиционных религиозных организаций в процессе приобщения учащихся к ценностям отечественной истории и духовной культуры.
Исходя из этого хотел бы отметить несколько важных моментов, которые нашли отражение в проекте итогового документа конференции.
Во-первых, это не декларация о намерениях. Документ имеет практический характер, продолжая успешный опыт введения экспериментального комплексного курса Основ религиозной культуры и светской этики. Логическим продолжением этой практики на уровне основного общего образования является предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (ОДНКНР). Здесь также в основу изучения религиозных культур должен быть положен принцип свободного, добровольного, по выбору семьи, граждан приобщения детей к той или иной религиозной культуре или российской гражданской этике в соответствии с семейными традициями и личными предпочтениями учащихся.
Во-вторых, важным видится участие представителей религиозных организаций в обеспечении преподавания соответствующих религиозных культур, основы чего у нас уже закреплены в статье 87 «Закона об образовании в Российской Федерации».
Экспертиза образовательных программ, подготовка учебно-методического обеспечения – все это имеет только одну цель: обеспечить качество образования по религиозным культурам. Эти позиции выделены в рекомендациях третьей, межрелигиозной секции нашей конференции, и хочу отметить их особо. Это рекомендации по совершенствованию правового регулирования духовно-нравственного образования в части гарантий участия религиозных организаций в разработке и экспертизе учебно-методического обеспечения по религиозным культурам (к сожалению, до сих пор не закреплена такая экспертиза учебников), подготовке и допуске к работе учителя по религиозной культуре. Может быть, и не нужно это прямо включать в итоговый документ, но очень важно учесть это в дальнейшей работе.
Третье – единство в многообразии, взаимное уважение, исключение какой-либо межрелигиозной и в целом мировоззренческой критики в образовательном процессе и обсуждении специфики религиозных учений, не относящейся к сути и задачам духовно-нравственного воспитания школьников.
В основе любого из предметов по традиционным религиозным культурам народов России лежат нравственные ценности, единые для любой из традиционных религий России. Это особенно отметил на Открытии прошедших Рождественских образовательных чтений Святейший Патриарх Кирилл.
Эти же ценности и нормы составляют и ценностно-нравственные основания российской светской этики, ядро которых – конституционные права, свободы и обязанности граждан России. Здесь нет никаких противоречий. С опорой на эти базовые нравственные ценности, с учетом культурной и исторической специфики каждой из религий должен строиться процесс разработки содержания образования и преподавания, интеграции учебных предметов по религиозным культурам и светской этике (и в целом этой предметной области) в школьную образовательную программу, должны выстраиваться межпредметные связи.
По этому принципу сформировано и уже реализуется содержание образования по ОРКСЭ, и я надеюсь, что в самом ближайшем будущем такая же работа станет предметом профессиональной деятельности наших специалистов на основной ступени школы. С учетом материалов и предложений, представленных в согласованных предложениях религиозных организаций, выработанных во Всероссийском методическом объединении по ОРКСЭ и ОДНКНР.
Хочу также поддержать слова благодарности в проекте итогового документа в адрес Министерства образования и науки, Федеральной академии повышения квалификации педагогов, которые на протяжении более семи лет сопровождают преподавание Основ религиозных культур в российской школе, во всех регионах России.
Надеюсь на продолжение нашего взаимодействия, сотрудничества вместе и со всеми нашими собратьями, религиозными организациями, их руководством, специалистами, которое особенно укрепилось и действительно приобрело новое качество за эти годы. Это полностью относится и к профильным специалистам и организациям из всех регионов России, со многими из которых мы общаемся, взаимодействуем на постоянной основе.
Уверен, что при таком уровне взаимопонимания, сотрудничества, соработничества мы сможем качественно решить все поставленные в итоговом документе задачи, подготовить квалифицированные, согласованные предложения, которые, я уверен, могут быть реализованы и будут успешно реализованы.
Благодарю всех за внимание!