В Новоспасском монастыре 21 октября председатель Синодального отдела религиозного образования и катехизации митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий выступил с лекцией перед новопоставленными архиереями. Тема — «Организация религиозного образования и катехизации в епархии». Лекция прошла в рамках курсов повышения квалификации для новопоставленных архиереев Русской Православной Церкви.
Глава Синодального отдела начал с проблем развития преподавания Основ религиозных культур в светской школе, а затем рассказал о возможных перспективах предметной области ОДНКНР.
Митрополит Меркурий подчеркнул, что образ подростка изменился за последнее десятилетие. Мы часто встречаем уставших, скучающих, равнодушных к жизни подростков, отметил архиерей. Они привыкли к многозадачности, что влечёт за собой рассеянность, неумение концентрироваться. Они не признают авторитетов, а реальные отношения стремятся заменить виртуальными. У многих есть проблемы в общении со сверстниками; многие не могут оставаться наедине с самими с собой. Из-за новых способов коммуникации изменились социальные связи.
Глава Синодального отдела отметил: дети не нуждаются во взрослых как информаторах. Они знают более короткие и не такие эмоционально затратные пути добычи информации. И им просто не нужны теоретические знания, оторванные от их реальных потребностей, неприятностей, увлечений и интересов, радостей и успехов. Они примут только те знания и умения, подчеркнул митрополит, которые необходимы им сейчас для их внутреннего развития.
Митрополит Меркурий:
Чаще всего мы учим детей Закону Божию на уроках в воскресной школе. Мы обучаем их вероучению. Каким образом? Зачастую просто передавая вероучительные определения. При этом, с точки зрения святоотеческой мысли, вероучение – это не просто сумма передаваемых знаний, но полнота благодатной жизни во Христе.
Большинство воскресных школ, продолжил иерарх, зациклилось на обучении катехизису, преподании вероучения в традиции, которая сложилась в постсоветский период. Само присутствие детей на приходе видится исключительно в узких рамках воскресной школы, она нередко напоминает светскую общеобразовательную. Только в воскресной школе преподают церковнославянский, Священное Писание, Закон Божий, а не алгебру, геометрию, химию и русский. В общеобразовательной школе дети дико перегружены учёбой. Отношение к школе обычной они переносят и на воскресную школу. А поскольку границы приходской жизни для таких детей сжаты до границ воскресной школы, то покидая её, они покидают и Церковь.
В 2017 году на Архиерейском Соборе Святейший Патриарх Кирилл отметил, что «основная задача Церкви не в том, чтобы наполнить разум детей суммой знаний, а в том, чтобы помочь им войти в жизнь Церкви, найти в ней своё место, приобщить их к Священному Писанию и Преданию, к литургической жизни». Митрополит Меркурий напомнил архиереям эти слова.
Глава Синодального отдела подчеркнул: больше нет никакой возможности смотреть на детей в Церкви только в узких рамках воскресной школы, ограниченной самим своим форматом. При этом забывая иные грани жизни человека в Церкви. Пришло время посмотреть на присутствие детей в Церкви комплексно.
Синодальный отдел сформулировал целостный подход к пониманию приходского попечения (заботы) о детях. Он предполагает внимание ко всем граням присутствия детей на приходах. Жизнь детей в Церкви не ограничивается только учебной или досуговой деятельностью, а проявляется комплексно.
Невозможно, сказал митрополит Меркурий, качественно выстроить систему приходского попечения о детях без внимания к:
- духовной жизни детей;
- эффективным формам наставления их в вере;
- их семьям, межличностному взаимодействию с другими членами прихода, духовенством, педагогами;
- без внимания к инфраструктуре прихода;
- эмоциональной среде, в которой присутствуют дети,
Дети остро нуждаются в том, чтобы наш опыт веры, церковный и жизненный опыт помог им понять самих себя, решить конфликты в семье и с друзьями. Помог понять, зачем он вообще живёт, как воскресение Христово связано с его конкретной жизнью и чего ожидает от него Господь.
Когда мы так размышляем о наших детях, спросил архиереев председатель Синодального ОРОиК, разве мы можем сказать, что те же вопросы, сомнения, внутренние раздоры не терзают и взрослых людей? Потерянные, опустошённые взрослые. Не ожидают ли и они, входя в Церковь, что найдут здесь ответы на свои острые смысложизненные вопросы?
Митрополит Меркурий:
Наш отдел опросил школьников 5-9-х классов, что их интересует. Вы можете предположить, какие были ответы? Результаты удивительны: они спрашивают, кто есть я, что есть моя семья, что такое подвиг, любовь, кто такой герой? Отдельно стоит блок религиозных вопросов детей верующих родителей или детей, имеющих опыт церковного детства. На каком из школьных предметов могут ответить на эти вопросы?
Взрослые, продолжил митрополит, сами оставшиеся без ответа на главные вопросы, которые не понимают, как богословие связано с реальной жизнью, не могут ответить детям. Невозможно поделиться тем, чего не имеешь. Взрослые – педагоги и члены семей детей, другие прихожане — нуждаются сами в систематической катехизации и помощи в выстраивании собственной духовной жизни.
Под катехизацией в широком смысле следует понимать педагогическое сопровождение детей и взрослых на пути к крещению и на начальных этапах самостоятельной церковной жизни. Это воспитание в вере и любви в Церкви.
Невозможно, отметил митрополит Меркурий, говорить о полноценном попечении на приходе о детях в отрыве от взрослых, окружающих их в Церкви. Для организации плодотворной, целостной работы с детьми на приходе необходимо выстроить системное попечение и о детях, и о взрослых как полноправных членах единой приходской общины.
Для начала необходимо внимательно изучить дорожную карту, документ, обозначающий общее стратегическое движение. Это движение начинается с целеполагания.
Председатель отдела отметил условия, необходимые, чтобы сформировать благоприятную среду для духовного просвещения детей и взрослых в приходских общинах. Перечислил основные приходские проблемы из области попечения о детях и взрослых.
Одной из главных проблем приходского попечения митрополит Меркурий назвал пастырскую отстраненность:
А ведь настоящий ответ на сложный вопрос можно найти лишь в другом человеке, который «сам искушён быв, может и искушаем помощи». Таким должен быть священник. От сердца к сердцу он должен передавать смыслы и быть добрым пастырем, который знает свою паству. Создать на приходе атмосферу семьи.
В конце лекции председатель Синодального ОРОиК рассказал об организации епархиальных ОРОиК, а также о работе в религиозном образовании и катехизации на уровнях прихода и благочиния. Слушатели курсов задали вопросы митрополиту.
Справка:
В качестве слушателей курсов в Новоспасский монастырь прибыли: архиепископ Воркутинский и Усинский Марк, архиепископ Анадырский и Чукотский Ипатий, епископ Волжский и Сернурский Феофан, викарий Чебоксарской епархии епископ Мариинско-Посадский Игнатий, епископ Серовский и Краснотурьинский Алексий, епископ Переславский и Угличский Феоктист, епископ Касимовский и Сасовский Василий, епископ Бирский и Белорецкий Спиридон, епископ Алапаевский и Ирбитский Леонид, викарий Омской епархии епископ Азовский Зосима, председатель Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными органами епископ Клинский Стефан, наместник Данилова ставропигиального монастыря епископ Солнечногорский Алексий, епископ Чистопольский и Нижнекамский Игнатий, викарий Хабаровской епархии епископ Николаевский Василий, епископ Енисейский и Лесосибирский Игнатий, епископ Сызранский и Шигонский Леонтий.