Система образования Москвы вошла в десятку лучших образовательных систем мира по уровню читательской и математической грамотности.
К такому выводу пришли составители престижного мирового рейтинга PISA (Programme for International Student Assessment), сообщает Департамент образования столицы.
По уровню знания естественных наук москвичи попали в TOP-20. Относительно низкие показатели в этой области обусловлены более поздним (на несколько лет) в сравнении с другими странами началом изучения этих предметов в отечественных школах, говорят чиновники.
При этом топ-100 столичных общеобразовательных школ (в которых проходят обучение 23% от общего числа московских школьников) обеспечивают качество образования на уровне лучших мировых стандартов: второе место после Шанхая (КНР) по уровню читательской и математической грамотности. Интересен также результат топ-300 школ Москвы (в которых обучается 63% школьников): третье — пятое места по уровню читательской и математической грамотности.
Таким образом, учреждения среднего образования Москвы вошли в число мировых лидеров. Франция, Швейцария, Германия, Австрия, Италия, Великобритания и США имеют показатели существенно ниже. Результаты москвичей сопоставимы со школами Шанхая (Китай), Гонконга, Сингапура, Японии, Финляндии.
Директор Департамента образования и профессиональной подготовки Организации экономического сотрудничества и развития Андреас Шляйхер, говоря на пресс-конференции о том, что ещё предстоит сделать в системе образования, привёл в пример Шанхай, где образовательная система базируется на нескольких важных опорах. Это высокие ожидания от учеников независимо от их социально-экономического статуса, высокая профессиональная подготовка учителей и маленькие классы. Кроме того, он обратил внимание на то, что когда московских школьников спрашивали, как им удалось добиться высоких результатов, большинство из них говорили о врождённом таланте. Между тем девять из десяти шанхайских школьников в качестве главной причины успеха назвали упорный труд.
Кроме того, эксперт сообщил, что в Шанхае почти все школы регулярно показывают очень высокий результат, в то время как в России высокий результат показывают только лучшие столичные образовательные учреждения.
Тесты PISA оценивают функциональную грамотность школьников в возрасте 15 лет по чтению, математике и естественным наукам. Акцент тестирования сделан на выявлении творческих навыков, критического мышления и способности к решению практических проблем в реальных жизненных ситуациях. В исследовании приняли участие свыше 42 тысяч учащихся в возрасте 15 лет из 608 школ Москвы (общее количество школ в Москве — 630). Это были в основном ученики 9-х классов, реже — 8-х и 10-х классов.