Первый заместитель генерального директора Московского агентства организации отдыха и туризма «Мосгортур» Наталья Геннадьевна Лосева в интервью журналу «Православное образование» рассказывает о том, почему для современного детского летнего лагеря важен не только отдых, но и просвещение, а также о планах организации православной лагерной смены в Подмосковье совместно с Российским православным университетом и молодежным отделом Московской городской епархии.
— Что сегодня происходит в сфере детского лагерного отдыха? В советском детстве пионерский лагерь был неотъемлемой частью летних каникул едва ли не каждого ребенка. В 90-е же годы подавляющая часть этих пионерлагерей пришла в весьма плачевное состояние. А как обстоят дела сейчас? Удалось ли эту сферу поднять?
— Действительно, в 90-е годы инфраструктура детских лагерей у нас была практически полностью уничтожена. Ведь большая часть этих лагерей была подведомственна различным предприятиям и НИИ, и в кризисные годы именно этот «груз» в первую очередь скидывали с баланса. Сокращение лагерных площадок потянуло вниз саму отрасль. Лагеря позакрывались, в них перестали ездить дети, практически исчез институт вожатства.
Возрождение лагерей началось сравнительно недавно, буквально в конце 2010-х, и возрождаться они стали во многом уже как коммерческие проекты, причем, что важно, эти процессы стали происходить в разных регионах страны. Нам известны примеры удачных школ вожатых и лагерей в Тюмени, Новосибирске, Поволжье. Но при этом в сфере детского лагерного отдыха произошли существенные метаморфозы. В 70-80-е годы лагеря ориентировались в первую очередь на оздоровление. То есть поступающий в лагерь ребенок должен в первую очередь соблюдать режим — спать днем, быть сытым, питаться по расписанию. И уже в добавление к этому организовывались какие-то мероприятия.
Но сегодня планка требований гораздо выше. Безусловно, детский отдых остается оздоравливающим, но его главной ценностью стала ориентация на развитие ребенка. Это, кстати, во многом продиктовано и спросом и ожиданиями со стороны родителей. Недели в лагере ребенок должен провести даже вдвойне эффективнее, чем в школе или чем если бы он остался дома. Он не просто отдыхает, проводит много времени на свежем воздухе и правильно, в соответствии с нормами, питается. Ребенок при этом, как мы говорим, «прокачивается» — определенными знаниями, навыками. Например, участвуя в какой-то творческой смене, он вырастает в своих творческих началах и увлечениях, в тематической научно-популярно
Сегодня, приходя к нам, родитель в первую очередь спрашивает, чем его ребенок будет занят в лагере. И, предоставляя широкий спектр вариантов занятости детей в лагерях, мы выгодно отличаемся от той системы детского отдыха, которая существовала в прошлом.
— А как происходит подготовка вожатых? Популярно ли это занятие, и среди кого? Каков вообще портрет современного вожатого?
— Институт вожатства возрождается, и буквально на глазах из года в год среди студентов меняется отношение к этой профессии. Если еще три–четыре года назад вожатская отрасль состояла в основном из фанатов вожатства и тех, кто воспринимал эту работу как простую подработку на летнее время (по принципу «можно раздавать листовки у метро, а можно поехать в лагерь»), то сейчас для абсолютного большинства вожатых, приходящих в наши лагеря, это осознанный выбор. Это в каком-то смысле работа мечты, в ней видится определенный престиж. Ведь сегодня неподготовленном
Мы планируем и дальше активно развивать образовательный компонент при подготовке вожатых. Наши вожатые еженедельно задействованы в каких-то мероприятиях – творческих, развивающих. Весной у нас прошла первая олимпиада вожатых – настоящий научный конкурс, в рамках которого вожатые разрабатывали варианты лагерных программ, методики работы с детьми. Проекты-финалист
Каждая наша лагерная программа – это не график-расписани
— Таким образом, вожатство оказывается еще и своеобразной жизненной школой для молодого человека, студента?
— Нынешние вожатые — это особая формация молодых людей. Активных, заинтересованных
— Существуют ли сегодня какие-то стандарты детского лагерного отдыха? Участвуете ли Вы и Ваши коллеги в их разработке?
— «Мосгортур» – это самая крупная структура по организации детского отдыха в масштабах не только России, но и Европы. В известном смысле мы – отраслеформирующ
В этом году «Мосгортур» разработал свой стандарт детского отдыха. При помощи платформы краудсорсинга московского правительства мы смогли изучить несколько тысяч предложений и мнений родителей относительно того, в каких условиях должны отдыхать их дети. И на основании полученных мнений разрабатывали стандарт. Отмечу, что наш стандарт гораздо строже, чем стандарт, принятый Правительством РФ два года назад. Он учитывает всё – и условия лагеря, и инфраструктуру, требования и к программам, и к безопасности и т.п.
— Почему у Мосгортура возникла идея организовать православную лагерную смену?
— Тому есть несколько причин. Во-первых, это общемировая тенденция. Если мы посмотрим рынки детских летних лагерей в Европе, везде на первом месте стоят религиозные лагеря. Лидируют тут еврейские лагеря, затем идут лагеря христианские, как правило, протестантские. Спрос на детский отдых в религиозных лагерях во всем мире очень высок, и мы предполагаем, что мы – не исключение. И поскольку наша «титульная» религия – православие, нам естественно начать именно с православных лагерей.
В принципе, уже сейчас среди наших родителей, даже со стороны не очень воцерковленных семей, ощущается спрос на такую смену. Наверное, здесь работает еще и некий стереотип, мол, в религиозном лагере нравственная атмосфера более надежна. Хотя я могу сказать, что у нас во всех лагерях строжайшая дисциплина и ребенок в любом случае нравственно развивается.
Во-вторых, сейчас все более растет спрос на тематические лагеря. Родители отправляют ребенка в лагерь решать какую-то задачу. К примеру, он должен научиться водить машину, или готовить еду, или танцевать, или поближе узнать историю своей страны… В этом отношении такая культурологическ
Существующие сегодня православные лагеря организованы в основном по принципу полевых – дети живут в палатках на природе. Наша же задача – специально разработанную нами концепцию православного лагеря реализовать уже в условиях лагеря стационарного, с хорошей инфраструктурой. В числе наших партнеров при организации православной лагерной смены — Российский православный университет, на базе которого этой весной мы организовали первую школу вожатых для молодежи московских вузов и православных приходов. Также организационную поддержку нам оказывает молодежный отдел Московской городской епархии.
— Когда планируется проведение этой первой православной смены? В чем будет состоять ее главная специфика?
— Эта смена пройдет с 14 по 27 августа в детском оздоровительном лагере «Радуга» в Подмосковье. Распорядок дня ее участников будет включать утренние и вечерние молитвы, участие в богослужениях, поездки в знаменитые близлежащие монастыри, беседы со священниками, встречи с известными деятелями православной культуры, которые интересны детям. То есть православный компонент этой смены будет носить в первую очередь культурологическ
Лагерь – это место, где ребенок должен, прежде всего, отдохнуть и разносторонне развиться. Поэтому мы совместно со специалистами из РПУ при разработке программы православного лагеря хотим сбалансировать ее таким образом, чтобы и ребенок из церковной среды в ходе смены чувствовал бы себя комфортно, и ребенку из нецерковной семьи было бы интересно и он уехал бы из этого лагеря с новыми знаниями. Но при этом на него не оказывалось бы никакого давления.
— Открыты ли вы к сотрудничеству с регионами? Может ли какой-то уже существующий православный лагерь встроиться в систему «Мосгортура»?
— Несмотря на то, что «Мосгортур» — московская организация, у нас очень много партнеров в разных городах. Среди наших отрядов почти половина – это отряды из регионов. Мы активно сотрудничаем с региональными вузами.
Что касается православных лагерей, мы готовы выстраивать с желающими партнерские отношения, развернуть у них собственные программы, подготовить для них вожатых. Хотя большинство православных лагерей, по моим ощущениям, предпочитают сохранять самобытность. У них есть некое желание законсервировать