Автор – Сергей Рогунов, помощник по катехизации и религиозному образованию епископа Воскресенского Саввы, управляющего Юго-Восточным московским викариатством, викариатством новых территорий г. Москвы и благочинием ставропигиальных приходов и Патриарших подворий в Московской области.
I. Постановка проблемы, обоснование подхода
Мне кажется, та отправная точка, которую нужно иметь в виду при разговоре о стратегии развития катехизации и которая исходит из традиции миссионерской деятельности Русской Православной Церкви, – это тема соприкосновения с опытом святости, тема «совместности» и единства жизни святого и его учеников, имеющих до этого лишь книжные о святости представления, катехизатора, священнослужителя, церковного учителя – и тех, кого он наставляет. И главное, на чем сейчас должен быть сделан акцент, – как эту традицию прикосновения к святости совместить в каком-то смысле с педагогическими технологиями и методиками.
Почему это так важно? В последнее время все чаще говорится о необходимости самой работы с людьми, и реже – о том, как конкретно эту работу проводить. Мы нередко сталкиваемся с тем, что катехизация, миссия, работа с молодежью и иные направления церковного служения не приносят должных плодов в душе человека. Отсюда понятной становится важность высокого уровень духовной, религиозной жизни и человеческой искренности катехизатора или священника, чтобы его деятельность была примером для его аудитории. С другой стороны, выработка в себе настоящих христианских качеств должна стать задачей для катехизатора, а не препятствием для несения им своего служения.
Решение этой дилеммы, на мой взгляд, заключается в расстановке акцентов. Помимо регулярных занятий с людьми особую роль должно играть то, что в школьной системе называется внеурочной деятельностью. Так, в преподавании ОПК экскурсия для детей в храм значительно облегчает понимание ими теории из учебника. И при подготовке учителей то же самое: когда батюшка вводит их в храм, у учителей ОПК возникает, наконец, понимание того, что, собственно, они преподают.
Эффективность катехизации (прежде всего послекрещальной катехизации, потому что перед крещением мало времени и там стоят другие задачи) могут обеспечить такие формы, дополнительные по отношению к занятиям, которые дают людям возможность неформального общения – и с катехизатором, и друг с другом. Во время этих встреч возможно прояснение не только всех тонкостей изучаемой темы, но и тех нюансов, которые человек иногда не может озвучить в качестве вопроса. Например, человека мучает какая-то проблема, которая не может быть обсуждена на занятии, но в процессе общения она получает свое разрешение. Вот такие формы дополни- тельной (внесистемной, однако столь же систематической) катехизации, внеуроч- ной работы должны присутствовать в деятельности приходского миссионера-катехизатора. Это же можно сказать и о социальной, и о молодежной работе, и о работе воскресной школы. На этом, мне кажется, нужно сделать акцент, чтобы понять, что без системного и перспективного развития этого второстепенного, казалось бы, направления эффективность катехизации будет существенно ниже.
НЕОБХОДИМЫЕ СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ МЕРОПРИЯТИЯ
- Обязательна совместная молитва. Совместность состоит в том, что во время чтения вечернего, например, или утреннего правила каждый по очереди молится вслух. Общая молитва по определенному чинопоследованию и дает ощущение религиозной идентичности, причастности к Церкви как вселенскому организму, ощущение себя христианином.
- Нечто большее, чем просто идентичность, дает участие в Литургии, так как формирует ощущение и осознание включенности человека в богочеловеческий процесс спасения, восстановления личности и человека как целого. Условием такого отношения к Литургии является понимание ее смысла, поэтому так важна образовательная составляющая программы и вообще просветительская направленность программы. Подход к молитве и богослужению как необходимым элементам программы должен быть, очевидно, разный в зависимости от того, проводим ли мы мероприятие до или после крещения большинства участников. Но в любом случае – и это становится особенно значимым для человека, еще только готовящегося к крещению, – каждый участник должен получить самостоятельный опыт молитвы, чтения, размышления над Священным Писанием, помощи и служения другим. Это и есть опыт осмысления самых азов жизни христианина, в какой-то мере – возможность получить свой собственный церковный опыт.
- Важнейшей особенностью таких программ должны стать христианские отношения между участниками. Они возникают не просто так – на ведущем лежит обязанность создать соответствую- щие условия для их возникновения, атмосферу принятия. При этом нужно понимать, что невозможно – или, по крайней мере, недопустимо – моделировать сами отношения между участниками мероприятия, но можно и нужно создавать особые условия для их возникновения. Это значит создавать ситуации, при которых у каждого будет возникать желание обратиться к Богу и к глубине своей души и желание в чем-то помочь или что-то сделать для другого. Это и есть отношения принятия, но в церковной среде они становятся чем-то большим – атмосферой церковности и христианской общности.
II. Составляющие воцерковления как процесса «передачи опыта церковной жизни»
Если говорить более предметно именно о катехизации, она, как и любая христианская просветительская работа, распадается на две составляющие. Второстепенный по важности (хотя эта приоритетность, конечно, – вопрос дискуссионный) элемент – это научение вере как передача определенной информации, знания вероучения. Вторая составляющая катехизации, хотя и логически первостепенная, – это передача опыта церковной жизни. Когда мы говорим о программах и методиках катехизации или других направлениях просветительской работы, мы преимущественно имеем в виду, как конкретно ее проводить, какие темы и каким образом освещать перед аудиторией, как организовать процесс катехизации, как подготовить специалистов.
О передаче церковного и духовного опыта говорится реже, хотя часто подчеркивается необходимость этой составляющей катехизации. Как эту передачу опыта осуществить? Что нужно сделать, какие технологии – если использовать не совсем подходящие для этого учебные термины – применить, чтобы катехизатор действительно смог передать своим слушателям опыт церковной жизни? Церковная, духовная жизнь человека – это прежде всего его личные отношения с Богом и с другими верующими – членами церковной общины. Концепция миссионерской деятельности Русской Православной Церкви называет в качестве цели миссии создание евхаристических общин. И вот община – это как раз то место, то явление, в котором людей связывают отношения: их отношение к Богу и другим членам общины.
Таким образом, задача передачи опыта церковной и духовной жизни сводится к тому, чтобы у воцерковляющихся людей возникли эти отношения. Мне кажется, научившись решать эту задачу на всех наших беседах, мероприятиях, проектах, мы приблизимся к достижению цели катехизации – вхождению человека в жизнь Церкви, воцерковлению, и наше служение будет приносить плод ощутимо больший.
Таким образом, дополнительные по отношению к основным, т.н. «академическим» занятиям и беседам, формы катехизации должны удовлетворять следующим критериям:
1. Формирование межличностных отношений, то есть возможность неформального общения лю- дей на основании веры;
2. Приобретение опыта церковной жизни и через это – основ духовной жизни, стремления к внутренним взаимоотношениям с Богом;
3. Выездные и любые другие мероприятия должны носить образовательный характер и быть в целом образовательными или включать в себя определенные образовательные элементы. Опять же это могут быть как занятия, так и дискуссии, беседы, направленные на решение каких-либо важных вопросов.
Что включает в себя понятие «церковная жизнь»? Во-первых, это богослужебная жизнь человека. Она может быть общей или личной. И во-вторых, это то, что мы сейчас называем замечательным термином «христианское служение». У каждого оно может быть свое, но тем не менее когда человек прикладывает усилия, чтобы возлюбить и помочь ближнему, он сознательно исполняет вторую из «наибольших заповедей».
ВАЖНЕЙШИЕ ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСОБЕННОСТИ МЕРОПРИЯТИЯ
- Цель ведущих – формирование отношений. Ведущие должны понимать, что главное – это не какой-то эффект, который можно посчитать и описать в проектной заявке на грант, не предметный результат и достижение заложенной цели. Формирование взаимоотношений участников между собой и с Богом – процесс непредсказуемый. Результатом тут является сам процесс, а не то, что получается «на выходе».
- Так как последующее воцерковле- ние – процесс, основывающийся на изменении внутренних установок, то программа этого мероприятия не должна быть навязчивой. Нельзя педалировать участие или соответствие человека задуманному плану. Недопустимо дидактично призывать и принуждать человека к чему-то, даже если речь идет о Литургии или о совместных утренних и вечерних молитвах. Категорич- ность в подобных вопросах всегда воспринимается как навязчивость.
- Каждый человек по-разному может вместить тот духовный опыт, который передается в рамках общения на темы веры. Приведу простой пример: кто-то может максимум 10 минут со всеми помолиться, а кому-то и 40 минут мало и «хорошо зде быти». А это значит, что программа мероприятия лагеря не может быть универсальной и удобной сразу для всех. Она должна быть опциональной, ее основа должна быть рамочной при возможности и допустимости отклонений. У ведущего должно быть ясное понимание цели программы, и любые изменения должны этой цели в своей основе соответствовать.
- Опыт совместной церковной жизни, который становится итогом и каждого дня, и программы в целом, обязательно должен быть отрефлексирован. Ведущие должны заранее разработать соответствующие отдельные мероприятия программы, чтобы каждый смог выразить не только благодарность организаторам или ответить на вопросы анкеты, но прежде всего закрепить в своем сознании то, что он получил на уровне чувств, идей и впечатлений. Абсолютно недопустимой для этого элемента программы является обязательность делиться своими размышлениями вслух или выборочно зачитывать письменные отзывы.
- Задачей образовательно- коммуникативного выездного мероприятия является содействие человеку в формировании отношений с ближними и с Богом, необходимо отметить, что программа мероприятия не только может быть вариативной, но и должна быть изменяемой в зависимости от настроя людей. Если вы проводите не военно- патриотический подростковый лагерь или паломническую поездку со своими интересными событиями, но готовите именно выездное мероприятие, локальное по месту проведения и с обозначенными выше целями, необходимо выстраивать программу так, чтобы в начале она была как можно более насыщенной. Причем желательно сочетать образовательные мероприятия с отдыхом (желательно, активным). Начиная со второй трети и ближе к концу программа должна становиться более разреженной. При этом мероприятия, направленные на получение опыта церковной жизни, должны становиться более частыми.
- Статус ведущих очень сложно определить и, главное, выдержать. Всегда, говоря об отношениях, мы имеем в виду близкие, дружественные отношения. При проведении подобных программ ведущий, с одной стороны, должен всегда оставаться ведущим, сохранять свой статус и обязанности. Но, с другой стороны, он не должен выключать себя из процесса формирования отношений, становиться «над» группой и тем самым над теми глубоко важными церковными вещами, понимание которых он старается сформировать у участников.
III. Образовательно- коммуникативные программы в деле катехизации, миссионерской и иной церковной социально-просветительской работы
Очень часто катехизаторы, церковные молодежные работники, православные активисты, сотрудники церковных отделов организовывают спортивные, военно-патриотические лагеря, клубы, кружки и иного рода мероприятия. В данном сообщении имеются в виду принципиально иные мероприятия, а именно мероприятия, в которых церковность становится не фоном, необходимым для каждого христианина (молитва перед едой, молитва утром и вечером, совершение Литургии в конце, например, смены детского лагеря), но главной и единственной темой. Именно на ее формирование обращены все методики, технологии, средства, формы и много- численные принципы взаимодействия участников.
Поэтому так важно в контексте этой темы отметить значимость различных форм церковной жизни – и человека отдельно, и сообщества людей в целом как необходимейших составных элементов таких программ. Независимо от того, проводим ли мы паломническую поездку, лагерь, молодежное мероприятие, какой-либо семинар или тренинг с теми, кто у нас проходит длительную катехизацию, необходимо, чтобы средоточием программы были следующие особенности:
- Совместное богослужение. Не обязательно, чтобы это была только Литургия и ничто иное. Мероприятие может проводиться в разрушенном храме, в отсутствие священника. Уместнее говорить о совместном богослужении в целом, тем более что каноническая практика Православия допускает даже совершение богослужений суточного круга без священнослужителя. Но при возможности венцом совместной богослужебной жизни участников таких программ должно стать именно участие в Евхаристии.
- Чтение и обсуждение Священного Писания.
- Совместная и индивидуальная молитва человека. На совместной молитве хотелось бы остановиться отдельно. Дело в том, что чтение утреннего, вечернего правила или какая-либо другая форма совместной молитвы участников такого мероприятия должна удовлетворять некоторым признакам, чтобы стать действительно совместной. Когда люди читают молитвы по очереди, поют общеизвестные молитвословия, именно тогда у них возникает ощущение совместно- сти и тем самым церковного единства.
- Образовательно-информативные мероприятия, обеспечивающие, во-первых, получение участниками целостных представлений о христианстве, во-вторых, помогающие осознать приобретаемый опыт совместной христианской жизни и пути его применения в обыденной жизни.
- Ситуативные мероприятия, направленные на решение задачи служения ближним. Эффективнее будут попытки создания ситуаций, в которых участники самостоятельно захотят проявить свои лучшие качества, направленные на деятельное участие в жизни окружающих. Когда мы начинаем проводить катехизацию (особенно это касается длительной катехизации), мы не всегда знаем, чего люди хотят от катехизатора. Какие ожидания у человека от Церкви в целом – более-менее понятно, потому что Церковь может дать человеку только то, что она призвана давать. Но у людей «на входе» могут быть какие-либо конкретные, может быть, даже иные запросы и ожидания. Проанализировав возможную мотивацию катехизируемых, подчас далеких пока от глубокой веры людей, но по какой-то причине и в той или иной форме интересующихся Православием, вспомнив собственный путь воцерковления, я могу сформулировать следующие потребности:
- Поиск смысла жизни. Сформированность картины мира и ощущение ее нравственного блага и духовной целесообразности – такая интерпретация понятия смысла жизни подойдет нам для целей настоящего сообщения. Ведь очевидно, что воцерковляющийся человек нередко находит смысл жизни именно в таком понимании.
- Потребность в религиозном знании, знании своей веры и знании, как в церковной жизни эту веру воплотить.
- Потребность в достижении религиозной идентичности – когда человек стремится осознать себя членом Церкви, осмысляет и принимает то, чем живет Церковь в своей основе, и отождествляет себя со всеми нюансами, даже, может быть, с теми, которых он не знает. Речь идет как о догматических вопросах и нюансах, так и о других каких-то особенностях современной церковной жизни и общественного положения церкви. Необходимо сказать, что отождествление в данном случае понимается не как бездумное соглашательство, но как принятие на себя части ответственности за те или иные проявления церковной жизни и церковной веры.
- Потребность во включенности. Эта потребность, можно даже сказать, проблема хорошо всем знакома. Не лишенной смысла является мысль о том, что катехизаторы – это люди, которые обрели свою включённость в Церковь и в церковную жизнь и в мистическом, и в то же время предметном смысле этого слова. Такой человек знает, как ему послужить Богу и ближнему, и осознает, что его служение востребовано и принимается Богом.
- Потребность в единстве. Когда я пытался продумать, как прокомментировать этот термин, я понял, что не могу подобрать достаточного определения. Но, в любом случае, наверное, каждый понимает, что это такое. Когда он независимо от степени длительности знакомства и факторов, благодаря которым люди познакомились, ощущает, что он не просто родной человек, но что у него есть взаимосвязь со всеми верующими, со всем миром в целом. То есть это ощущение какого-то процесса реализации своего предназначения в глобальном масштабе.
Если говорить о потенциале, эффективности, полезности того или иного вида мероприятий, нужно прежде всего ответить на очень простой вопрос: действительно ли это человеку что-то дает? А если дает, то что?
Когда мы говорим о нацеленных на воцерковление выездных образовательно-коммуникативных программах и об отзывах их участников, необходимо помнить, что не только две беседы перед крещением не могут служить настоящей катехизацией, но и однократное участие человека в подобных выездах также вряд ли может решить все сложности и задачи, связанные с его воцерковлением.
Одна поездка на рождественские каникулы в монастырь с группой катехизации в количестве 30 человек совершенно разного возраста не всегда может человеку что-то дать. Поэтому общение, особенно религиозное, новое для большинства катехуменов, должно происходить регулярно. Выездные образовательно-коммуникативные мероприятия, сопутствующие основной катехизации, да и просто процессу воцерковления человека, крайне важно повторять, проводить чаще. Чтобы навык церковной жизни, ощущение своей причастности к Церкви через совместную молитву, участие в Литургии, общение, атмосферу добра и дружбы закрепилось, стало импульсом для дальнейшей церковной и духовной жизни человека и основой понимания им своего места в Церкви.
IV. Основы организации и проведения выездных образовательно-коммуникативных программ
Какие условия дают человеку ощущение реализованности тех потребностей и ожиданий, о которых говорилось выше? Особенности и составные части программы, способствующие реализации этих условий, являются такими неотъемлемыми характерными элементами мероприятия. Определение этих характеристик и является ответом на вопрос, что такого должно быть в программе выездного образовательно-коммуникативного мероприятия, чтобы оно на самом деле способствовало катехизации, то есть воцерковлению человека.