С этим согласились участники секции «Возможности и задачи развития дошкольного образования в контексте ФГОС дошкольного образования», состоявшейся 22 января 2015 года в рамках ХХIII Международных Рождественских образовательных чтений.
Работу секции возглавили: епископ Бежецский и Весьегонский Филарет Бежецкой епархии Тверской митрополии, Алексеева Алла, специалист по дошкольному образованию Синодального отдела религиозного образования и катехизации, Абрамова Анастасия, кандидат культурологии, ведущий специалист Центра для детей и родителей «Рождество», Потаповская Ольга, ст.н.сотрудник Института семьи и воспитания РАО, ст. преподаватель кафедры общей педагогики ПСТГУ.
На заседании присутствовало более 400 человек из различных епархий Русской Православной Церкви и регионов страны, священнослужители, руководители муниципальных органов власти, преподаватели средних и высших педагогических учебных заведений, методических центров, руководители и педагоги дошкольных образовательных организаций, представители зарубежных стран: Беларуси, Украины.
На заседании выступило более 20 человек.
Программа секции отразила две основные содержательные линии:
- возможности и задачи развития дошкольного образования в контексте ФГОС дошкольного образования;
- значение подвига жития святых в духовном возрождении страны, одним из путей которого является духовно-нравственное воспитание детей с самого раннего возраста.
Председатель секции епископ Бежецкий и Весьегонский Филарет, открыв заседание, выступил с приветственным словом и отметил значение святого равноапостольного великого князя Владимира не только в становлении Российского государства, но и в просветительском служении. В своем выступлении Преосвященнейший Владыка акцентировал внимание на вопросах духовно-нравственного воспитания детей, выявлении и осознании опыта, формирования системы нравственных ориентиров.
По первому направлению в качестве докладчиков выступили ученые профильных институтов Российской академии образования (А. Б. Теплова «Модели организации образовательного процесса в детском саду в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования, И. И. Комарова «Развивающая предметно-пространственная среда и ее роль в методическом обеспечении деятельности дошкольной образовательной организации»). В связи с отсутствием реестра Примерных образовательных программ их выступления сориентировали участников секции в вопросах реализации ФГОС дошкольного образования и разработки образовательной программы дошкольной образовательной организации, интеграции духовно-нравственного компонента, создании образовательной среды.
Специалист по дошкольному образованию Синодального отдела религиозного образования и катехизации Алла Алексеева в своем выступлении отметила положительные аспекты деятельности дошкольных образовательных организаций по внедрению государственных и церковных документов по дошкольному образованию и заострила внимание на решении существующих проблем в реализации духовно-нравственных задач, заложенных в Стандарте.
Алла Алексеева призвала активно включиться в процесс обсуждения проектов Примерных образовательных Программ, размещенных на сайте Министерства образования и науки РФ, с внесением конкретных предложений по включению в них задач духовно-нравственного содержания, создании условий для разработки авторских программ по духовно-нравственному воспитанию детей в соответствии с требованиями Стандарта для последующего включения в региональный реестр образовательных программ. Также специалист акцентировала внимание участников секции на организации повышения квалификации педагогических кадров, отметив, что это направление должно содействовать не только профессиональному росту педагогов дошкольного образования, но и их культурному уровню, изменения сознания, овладения педагогами широкого спектра психологических знаний.
Полезным и нужным было выступление Ольги Чуб, директора Каменской средней общеобразовательной школы №1 Дмитровского района Московской области, члена Координационного совета по духовно-нравственному воспитанию детей и молодежи Московской области, к. пед. н. «Об опыте дошкольных образовательных организаций по внедрению программы по православному образованию «Добрый мир» Л.Л. Шевченко в Московской области». Данная программа внедряется в более 650 детских садах Московской области и ряде епархий Русской Православной Церкви. В своем выступлении Ольга Чуб затронула и задачи ФГОС дошкольного образования, которые успешно решаются на основе программы «Добрый мир».
Значимым явилось выступление начальника учебно-методического отдела муниципального казенного учреждения дополнительного педагогического образования «Центр развития образования», муниципального координатора основ православной культуры, представителя Ейской епархии Кубанской митрополии Марины Ляшенко, представившей систему социального партнерства по духовно-нравственному воспитанию дошкольников на уровне муниципального образования. В реализации данного направления разработаны нормативно-правовые документы, социальные проекты с привлечением воспитательного потенциала Русской Православной Церкви.
По второму направлению в атмосфере глубокой заинтересованности прошла педагогическая мастерская «Живые рассказы о святых», проведенная Ольгой Потаповской, ст. н. сотрудником Института семьи и воспитания РАО, ст. преподавателем кафедры общей педагогики ПСТГУ. В формате педагогической мастерской был показан комплекс методических приемов ознакомления дошкольников с житиями и подвигом святых. Были представлены текстовые, иллюстративные и мультимедийные материалы, помогающие сделать понятными и близкими для детей духовные заветы «высокого христианского жития». Представленная система работы позволяет наполнить православным содержанием художественную, игровую, познавательную деятельность детей в дошкольной организации.
Наиболее острые проблемы, касающиеся апробации и внедрения ФГОС дошкольного образования (создание развивающей среды, разработка образовательной программы, повышение квалификации педагогов, связь. со школой, взаимодействие епархии с дошкольными образовательными учреждениями в муниципальной системе образования, необходимость ознакомления детей с житиями святых, роль священнослужителя в создании микроклимата в детском саду и другие) широко обсуждались в форме открытого микрофона.
Особенно хочется отметить выступление руководителя детского сада г. Краснодона Луганской области Ирины Коваленко по духовно-нравственному воспитанию детей в дошкольном муниципальном образовательном учреждении на основе традиций Православных праздников. Несмотря на трудные, военные условия, когда гибнут ни в чем неповинные люди, а особенно дети, дошкольное образование не стоит на месте, а продолжает развиваться.
В настоящее время Синодальным отделом религиозного образования и катехизации подготовлена нормативно-методическая база, позволяющая интегрировать занятия по духовно-нравственному воспитанию детей в программы дошкольных образовательных организаций.
Участники секции единодушно признали, что на современном этапе основными инициаторами в деле духовно-нравственного развития должны стать дошкольные образовательные организации при активной позиции епархий Русской Православной Церкви путем налаживания тесных контактов с заинтересованными местными организациями.
Фото Александры Балашовой